Тирана: мой маленький Кишинев
Готовясь к своей первой поездке в Албанию в сентябре этого года, я и подумать не могла, что Кишинев настигнет меня даже там. Столица Албании Тирана открылась мне не только как очередной новый город в моей жизни, но и как место, которое чуть ли не на каждом шагу напоминает о городе на Быке.
В маленькой столице маленькой страны (Тирана меньше Кишинева, как впрочем, и Албания чуть меньше Молдовы) мне удалось найти целых 10 пунктов, судя по которым, эти два города вполне могли бы стать побратимами. Давайте же исследуем Тирану вместе – глазами кишиневца!
1. Камсик
Тирана, в отличие от Кишинева, не может похвастать обилием парков и озер, но размеры главного и единственного городского лесопарка (он так и называется – Большой парк) и красота прилагающегося к нему озера этот факт с лихвой компенсируют.
2. Остатки советской эпохи
Тирана известна в том числе и как единственный в Европе город, в котором еще можно увидеть памятник Сталину. И не один, а несколько! Вместе с копиями Ленина и парочки других, менее известных товарищей-коммунистов, они поджидают прохожих на задворках одного из музеев. Ну прямо Молдэкспо. Кстати, охранники музея запрещают фотографировать эти памятники, поэтому заранее извините за качество фото: лучше так, чем совсем ничего.
3. SkyTower
В самом факте совпадения названий двух бизнес-центров удивительного, наверное, мало, как и во внешнем виде здания. Но вид с крыши албанского «Скайтауэра», доступный, кстати, любому желающему, уж точно заслуживает внимания.
4. Маршрутки
Здесь комментарии излишни. Cine n-a achitat taxa? Единственные различия – маршрутные такси в Албании называют «фургонами» и осуществляют они исключительно междугородные перевозки.
5. Бычок
Местный Бычок зовется Ляной (Lana) и немного уже в размерах, а также знаменит своими далеко не французскими ароматами, очень напоминающими «родные» запахи с очистных.
6. Милые места „ca la mama acasă”
Несмотря на то, что в Тиране в принципе отсутствует то, что в Европе принято называть «старым городом» (несколько исторических зданий, разбросанных по центру там и сям, не в счет), любители урбанистического традиционализма и здесь найдут кое-что для себя. Вот, например, милый район с кривыми улочками, уютными кафешками и магазинчиками, отделяющий Студенческий городок от центра, – ну чем не Пушкинская горка?
7. Пешеходная улица
Она в Тиране не одна. Здесь в этом плане есть где разгуляться! И нас не удивит, что и в Албании на них иногда можно встретить не только пешеходов 🙂
8. Оперный театр
Где-то, к примеру, в Киеве или Одессе, Театр оперы и балета – это жемчужина архитектуры и гордость аборигенов, а в Кишиневе и Тиране… имеем, что имеем. Главное, что архитектурная неказистость никак не влияет на качество спектаклей!
9. Штефан чел Маре
Албанского Штефана зовут Скандербег, или же Георгий Кастриоти. Встретить его можно, конечно же, на центральной площади Тираны, а также некоторых других албанских городов. Если верить албанцам, Скандербег, как и Штефан, был четким парнем, тоже с успехом мочил турок и даже жил примерно в то же самое время.
10. Кормушка
Здесь нет заведения со странным названием «Норок Волосатый» и вряд ли тусуются велосипедисты, но эти цветные фигурные лавочки рядом с разукрашенными домами в самом центре шумного города тоже так и зовут присесть, выпить чего-нибудь горячего или прохладного (в зависимости от времени года) и поразмышлять о прекрасном. Например, о том, как можно в сжатые сроки… изменить город к лучшему.
Светлый, пестрый и креативный образ современной Тираны сложился во многом благодаря ее бывшему мэру (а ныне премьер-министру Албании) Эди Раме. Первыми шагами новоизбранного в 2000 году градоначальника были снос незаконных построек и ветхих зданий советского периода, а также… раскрашивание оставшихся домов, большинство из которых были серыми и унылыми, в яркие цвета и пестрые узоры. Эффект от таких, казалось бы, простых действий удивил не только жителей Тираны, но и самого Эди Раму. Преступность в столице упала на порядок, до небывалого уровня выросла уплата налогов, а улицы засияли чистотой – теперь мало кто решался бросать мусор на тротуар, хулиганить или выгуливать собак в неположенных местах. Каков же механизм действия «простых решений» мэра? Сам Эди Рама признается, что инициированные им перемены в Тиране внушили людям чувство защищенности, веры в свои силы и реальный прогресс. Но это вкратце, а детальнее о самой идее и ее воплощении никто не скажет лучше самого автора:
Что добавить после такого вдохновляющего спича? Разве только то, что какими бы похожими ни были Кишинев и Тирана, мэру молдавской столицы есть чему поучиться у Эди Рамы.
Ольга Цымбал