Кишиневские памятники народным артистам
Telegram

Бронзовый горельеф на стене многоэтажного дома – портрет скрипача, чье имя носит сегодня Национальная филармония. Его виртуозная игра покоряла зрителей Парижа и Москвы, Праги и Риги, Минска, Владивостока, Ленинграда, городов Монголии и Индии…

Сергей Лункевич – скрипач и дирижер оркестра народной музыки «Флуераш», ставший его художественным руководителем в 24 года, а в 25 получивший звание заслуженного деятеля искусств республики, сделал как никто другой много для распространения молдавской музыкальной культуры по миру.

Сергей Лункевич, возглавивший в 1958-м фольклорный коллектив, где играли настоящие лэутары, не знающие нот, по слуху, сумел соединить классическую академическую школу с народной исполнительской манерой, сохранив дух импровизации и неподражаемый молдавский темперамент исполнения, сделав достояние нашего народа достоянием человечества.

Самородок, получивший прекрасное классическое образование, собирал молдавский фольклор, создавал его талантливые сценические интерпретации и аранжировки, сочинял для оркестра народных инструментов, писал песни, музыку к кинофильмам. Сам снимался в кино. Самовольно поступив в музыкальную школу, Сергей Лункевич, мальчишка с кишиневской окраины, отец которого был водителем трамвая, а мать – кондуктором, окончил два отделения кишиневской консерватории – по классу скрипки и дирижирования. Он любил композиторов-романтиков, исполнял Бетховена, мечтал управлять симфоническим оркестром, а стал руководителем и звездой фольклорного тарафа, приобретшего всемирную славу. И казалось – он родился лэутаром. Такое представление закрепил и образ бродячего народного музыканта Томы Алистара, точно и выразительно сыгранный Лункевичем в фильме Э. Лотяну «Лаутары».

Мемориальный знак – бронзовый скульптурный портрет Лункевича на доме в начале проспекта Штефан чел Маре можно назвать подарком городу от скульптора Матвея Левинзона. Член Союза художников СССР, Лауреат премии Союза художников Молдовы, удостоенный титула «Скульптор года» в 2001 году, «по совместительству» артист цирка и киноактер, Матвей Левинзон не только изваял лик великого молдавского скрипача, не взяв за работу гонорара, а и бился на протяжении пяти лет за возможность его установки (не находилось денег на литье, возникали бюрократические препятствия и так далее).

В доме по бульвару Штефан чел Маре, №6 маэстро Лункевич жил последние годы до смерти в 1995-м. Жил с середины 70-х, когда эту приметную новостройку сдали в эксплуатацию, вселив в нее многих деятелей культуры. В то же самое время – в 1976 году – Сергей Лункевич был удостоен высокого звания «Народный артист СССР» – звания, полученного во всей многомиллионной стране с момента основания премии лишь несколькими сотнями актеров, певцов, музыкантов, композиторов, балерин, режиссеров. Причем в жанре народной музыки Сергей Лункевич – один из первых и немногих Народных артистов (так, легендарная Лидия Русланова, исполнительница русских народных песен «Валенки» и «Светит месяц», ушла из жизни в 1990 году лишь в звании заслуженной артистки РСФСР).

Первой же в Молдавии Народной артисткой СССР стала Тамара Чебан, в 1960 году. Правда, знаменитая исполнительница молдавских народных песен, солистка оркестра «Флуераш» с 1951 по 1973-й, получила звание как оперная певица, сопрано.

05-ceban

Тамара Чебан, завораживающий голос которой служил своеобразным эталоном в народе – похвалы выше, чем «поешь как Тамара Чебан», в Молдавии не было, ассоциирующийся с «Дойной», песнями «Ляна» и «Мариоара», училась в трех консерваториях, дебютировала в Кишиневе в 1946 году в роли Чио-Чио-сан, с успехом исполняла партию Татьяны в «Евгении Онегине», но вернулась к истокам.

Тамара Чебан родилась в 1914 году в селе Березложи Оргеевского уезда, как свидетельствует метрическая книга Свято-Михайловской церкви этого села, в семье крестьян Саввы Павловича и Александры Петровны Таратунских с хутора Сирбиники Черноморской губернии. По воспоминаниям младшей сестры Тамары, знаменитой оперной солистки Валентины Савицкой, у их матери был отличный голос, отец играл на мандолине и гитаре, родители любили петь народные песни – молдавские, украинские, польские.

Росли девочки в Кишиневе, жили в Саловском переулке, там, где и сейчас стоит Красная мельница. Тамара пела в церковном хоре при кафедральном соборе, регентом которого был протоиерей М. Березовский, обучавшийся не только в духовной семинарии, но и в знаменитой Петербургской Певческой капелле, сам преподававший в кишиневской консерватории «Униря». Там в 1938-1940 гг. изучает музыку Тамара Чебан, окончившая к тому времени Школу фельдшеров. Ее преподавателем была прославленная оперная дива Лидия Липковcкая, покорившая сцены Мариинки, Ла Скала, Метрополитен – Опера, Ковент Гарден, певшая с Собиновым и Шаляпиным.

В 1941-1944 гг. семья попадает в эвакуацию, в Саратов. В консерватории этого волжского города Тамара продолжает учебу по классу вокала, а заканчивает образование в Кишиневской консерватории, в 1946 году. Дебютируя в опере, не оставляет своего пристрастия к народной песне, и в 1947 году участвует в первом Всемирном фестивале молодежи и студентов в Праге с фольклорным репертуаром, и больше с ним не расстается.

07-ceban

Ценителей и обожателей, пожалуй, самой знаменитой молдавской певицы второй половины ХХ века, не счесть. Задумчивая печаль «Дойны» или «Auzit-am din batrini», задор «Spus a badea sa nu joc», «Marioara, lelisoara» – словом, все нюансы народной музыкальной культуры были подвластны ее волшебному голосу.

Попрощавшись с певческой карьерой, Тамара Чебан с 1973 года преподавала вокал в Институте искусств, вела музыкально-общественную деятельность, в частности, была Почетным председателем Музыкально-хорового общества Молдавской ССР.

Она ушла из жизни в 1990 году. В доме на бул. Штефан чел Маре, 132, где прошли последние годы ее жизни, установлен мемориальный знак – доска из красного гранита с бронзовым профилем великой народной певицы.

Автор: Елена Кудрявцева

free-time.md

Telegram