6 дуэлей Пушкина в Молдове
10 февраля принято считать Днем памяти А. С. Пушкина. Именно в этот день в 1837 году поэт скончался от смертельной раны, полученной на дуэли с Дантесом двумя днями ранее.
21-летним юношей А.С. Пушкин был отправлен в Кишинёв на службу по приказу государя Александра I. 21 сентября 1820 года Пушкин приезжает в Кишинёв, который станет ему домом на долгих три года. Особую славу поэту, помимо написанных в Молдове произведений, принесли дуэли.
Дуэль первая: Пушкин и полковник Федор Орлов
Спустя месяц после своего приезда в Кишинев, Пушкин гостил в доме генерала Михаила Федоровича Орлова – известного декабриста, входившего в масонскую ложу «Овидий-25». У Орлова всегда собиралось высшее общество Кишинёва, исповедавшее в то время взгляды, которые бы сегодня назвали «либеральными». Понятно, что известный вольнодумец Пушкин был принят в этом доме с большим радушием.
В октябре 1820 года в дом Михаила Орлова приехал погостить его брат – полковник Федор Федорович Орлов. Не желая участвовать в скучных политических диспутах, Федор Орлов пригласил полковников Алексеева и Липранди поиграть на бильярде. Позвали и Пушкина, с которым Федор Орлов захотел познакомиться поближе.
Игра шла спокойно, пока Орлов и Алексеев не задумали распить круговую из трех ваз «жженки» (крепкой водки). Пушкин решил присоедиться, но крепкий напиток “ударил ему в голову”, и великий поэт принялся веселиться и мешать игре.
Далее, как писал Липранди, события развивались так: «Пушкин засмеялся над Федором Орловым, а тот за это выбросил его из окошка». Пушкин был маленького роста, Орлов же наоборот – огромным силачом. Вернувшись в гостиную, Пушкин схватил бильярдный шар и бросил в Орлова, попав ему в плечо. Орлов хотел ударить наглеца кием, но Пушкин выставил два пистолета и сказал: «убью!». Орлов принял вызов на дуэль, но благодаря стараниям Липранди, поединка удалось избежать.
Дуэль вторая: Пушкин и француз Дегильи
Бывший французский офицер Дегильи, проживавший в Кишиневе, был в подчинении у своей жены, а Пушкин имел неосторожность над этим посмеяться. Тот его в ответных словах оскорбил, и Пушкин вызвал француза на дуэль. Дегильи отказался принять вызов, а сам предал все гласности. В связи с отказом последнего принять вызов на дуэль, Пушкин 6 июня 1821 года написал ему резкое письмо, а затем нарисовал карикатуру. В письме Пушкин пишет о дуэли на саблях. Дело в том, что ранее Пушкин вызвал на дуэль одного французского эмигранта некоего барона де С…, “который имея право избирать оружие, предложил ружье, ввиду устрашающего превосходства, с которым противник его владел пистолетом”.
Благодаря веселью, которое этот новейшего рода поединок вызвал у секундантов и противников, примирение между бароном и Пушкиным было достигнуто.
Дуэль третья: Пушкин и Старов
В 1822 году задиристый характер Пушкина уже широко обсуждался в Кишиневе, поэтому находилось немало желающих осадить дерзкого поэта. На одном из балов кто-то из младших офицеров заказал кадриль, Пушкин же переплатил музыкантам и заказал мазурку. Этого было достаточно, чтобы начальник обиженного офицера, подполковник Старов, бросил Пушкину вызов.
Поединок состоялся в сильную метель, стрелялись сначала на 16 шагах, потом расстояние сократилось до 12. Всего было сделано по два выстрела. Любопытно, что это одна из немногих дуэлей, в которой Пушкин стрелял, причем первым. Большинство поединков либо разрешались примирением, либо поэт отказывался от выстрела. Стоит также признать, что поэт ни разу не ранил противника. Есть все основания предполагать, что промах, допущенный в дуэли со Старовым, был сознательным. Хладнокровие Пушкина вызвало у Старова уважение, который ему сказал: «Вы так же хорошо стоите под пулями, как хорошо пишете». Пушкин ответил Старову взаимным уважением.
Дуэль четвертая: Пушкин и Ланов
Пожилой статский советник Ланов за обедом принялся рассуждать о том, что вино способно лечить любую болезнь. Пушкин высмеял его речи, моментально сочинив стихотворение:
«Бранись, ворчи, болван болванов,
Ты не дождешься, друг мой Ланов,
Пощечин от руки моей.
Твоя торжественная рожа
На бабье гузно так похожа,
Что только просит киселей.»
Под дружный хохот собравшихся, Пушкин был вызван на дуэль. Однако, вернувшийся вовремя Инзов, уладил дело и не позволил дуэли состояться.
Дуэль пятая: Пушкин и Тодораки
«Вот еврейка с Тадарашкой.
Пламя пышет в подлеце,
Лапу держит под рубашкой,
Рыло на ее лице.
Весь от ужаса хладею:
Ах, еврейка, бог убьет!
Если верить Моисею,
Скотоложница умрет!».
Эти стихи Пушкин написал про Тодораки (Тодорашку), известного молдавского вельможу и купца. По воспоминаниям князя Горчакова, Пушкин имел определенную страсть дразнить людей других национальностей. На самом же деле поэт смеялся над всеми без исключения, высмеивая глупость, а не национальность.
Кстати, одной из причин конфликта послужило и то, что Пушкин наговорил дерзостей жене Тодораки, а когда тот хотел вступиться за нее, залепил ему пощечину и вызвал на дуэль. Дуэль не состоялась, поскольку, Инзов посадил Пушкина под арест на две недели.
Дуэль шестая: Пушкин и прапорщик Зубов
Это одна из самых знаменитых дуэлей, которую очень любят вспоминать пушкинисты и историки. Сюжет лег в основу «Выстрела». Пушкин публично обвинил Зубова в шулерстве и отказался платить проигрыш. Понятное дело, тот вынужден был вызвать Пушкина на дуэль. Самое же забавное в этой истории то, что Пушкин явился на дуэль…с фуражкой черешен и завтракал ими. Зубов стрелял в Пушкина (мимо), а сам Пушкин от выстрела отказался. Дуэль закончилась примирением.
По материалам: moldova-online.tv, proza.ru