Портрет участника Велохоры: спортсмен Максим Чумер
Gura Căinarului представляет национальную Велохору – велопробег, объединяющий не только людей всех возрастов, но и возрождающий традиции.
В городе только и разговоров, что в этом году самое массовое велособытие года — Velohora – пройдет 18 мая.
Сколько велосипедистов она соберет и какое шоу готовят организаторы — вода Gura Cainarului — никто пока не знает. Известны только правила одного из конкурсов. А нам все еще интересно: кто они – люди, уже в шестой раз планирующие провести этот день на площади? Чтобы разобраться, locals продолжает рубрику «Портрет участника Велохоры», и после прекрасной велоледи и молодого роллера мы решили поболтать с тру велосипедистом.
Казалось бы, спортсменам этот ивент должен быть интереснее, чем всем остальным. Но, как выяснилось, настоящие велосипедисты даже не знают, что после заезда на площади бывает концерт.
Знакомьтесь: Максим Чумер, 30 лет, специалист службы поддержки интернет проектов. Шоссер и мтб-шник. В местной велосреде Макса уже лет десять знают под кличкой «Жук».
“На велосипеде катаюсь сколько себя помню. Когда был совсем маленький, ездил на трехколесном велике по квартире, и родители часто вспоминают, что весь паркет был черным от покрышек. Потом сел сразу на два колеса. Помню, была у нас с другом «Стрела» – разъезжали по всей Малой малине, затем вел украли и нашли уже в нерабочем состоянии. Так что были, конечно, перерывы и без велосипеда”.
Когда Макс учился в школе, они с ребятами постоянно выезжали на Днестр или в сады за черешней, или просто гоняли по паркам. Искали интересные маршруты. Потом захотелось велосипед получше, и так как спецмагазинов тогда не было, Максим обратился в велошколу, которая тогда была в подчинении у Федерации велосипедного спорта. Тренера школы зарабатывали на жизнь тем, что собирали велосипеды. Именно такой велик Максиму продали за 300 леев, при этом предложив заниматься в секции. Парню было 13 лет, он согласился и начал тренироваться на своем первом шоссейном велосипеде. Это был велик самого низкого уровня, но другого тогда он позволить себе не мог, да и для тренировок вполне хватало. И так до окончания школы.
“Тренировка обычно состояла из определенного объема километров – в среднем, 100 км в день. С какой интенсивностью катать и где, решал тренер. Но он с нами не ездил, и все было на нашей совести. Частенько мы не доезжали до нужной точки, но все равно относились к этим занятиям серьезно, и километров 70 делали стабильно. Расстояние считали тогда по столбикам или по элементарному велокомпьютеру, который был у одного из нас. Вскоре мы уже знали все маршруты и их длительность. Зимой катались на байках по снегу, бегали кросс, или в зале крутили станок и делали различные упражнения на физподготовку. Не знаю, что было бы дальше, заметили ли бы меня и стал бы я чемпионом мира, но после школы я поступил в университет, бросив спорт ради учебы”.
На четыре года Макс, продав велосипед, погрузился в программирование, и вспомнил про спорт только на пятом курсе. Купил маунтинбайк и стал вливаться в движение velo.md. Тогда это была небольшая группа людей, общавшихся на форуме магазина Author и выезжавших на покатушки, где каждый знал другого в лицо. Максим катал в свое удовольствие километров по 40-50, а потом стал участвовать в соревнованиях, которые в то время организовывал Author. Надо сказать, официальные гонки проводились Федерацией года до 2001, а потом секция МТБ была закрыта (и так по сей день). Больше гонок такого уровня в Молдове не было, и Author-овские соревнования, пусть и местечковые, с призами типа фляги и кружки, были единственной возможностью проверить себя. Максим как-то занял 3-е место по итогам года.
Со временем Макс и его друзья стали отходить от velo.md в силу того, что форум был переполнен, появлялось море незнакомых людей, с которыми мы абсолютно не совпадали по интересам и из-за этого часто спорили, да и общие покатушки стали не такими интересными и продуктивными. Постепенно mtb.md объединил людей, близких по духу и катающих на более-менее одинаковых скоростях. Они стали позиционировать себя как спортсменов, а не туристов, немного доработали правила гонок, и так на базе соревнований Author в 2008 году началась история кубка Молдовы по маунтинбайку.
В MTB CUP есть основные категории: старички (35+ и 45+), любители и элита. Еще есть отдельная женская категория, но девушки редко принимают участие в этих гонках. Ну, и, конечно, детские заезды. В «любителях» катается большинство велосипедистов, но каждый может перейти в элиту – для этого нужно попасть в тройку лучших по итогам года. Если ты лучший среди любителей, ты обязан в следующем году гонять в «элите». Такую систему ребята придумали сами, чтобы все было честно, чтобы была здоровая конкуренция в каждой категории и имелся стимул. Но, зная свои силы и опыт, Максим стал сразу катать в «элите». На самом деле, это условное разграничение, и название ни о чем таком элитарном не говорит. Просто есть велосипедисты чуть сильнее и чуть слабее, и соревноваться лучше в своей категории.
“За эти годы случалось разное. Были и грязевые гонки, когда весь день шел дождь, а то и ливень или мокрый снег. Мы гоняем в любую погоду и уже привыкли к самым экстремальным условиям. Обычно этапы проходят в парке на Чеканах, иногда – у Ворот города, а есть, например, этап троеборья в Бельцах, где гонка состоит из плавания, бега вокруг озера и самой гонки на велосипедах. Отдельным этапом идет марафон. Главное на гонках – соблюдать этику, разметку трассы и финишировать с велосипедом на ходу. Он может хоть по руль быть забитым землей и травой, но должен пересечь финишную черту хотя бы рядом с тобой. Был случай, когда парень на грязевой гонке снял колеса и финишировал с рамой в руках, и победу не должны были засчитать, но отрыв получился такой большой, что всем было очевидно – Вася пришел бы первым, даже таща вел по асфальту”.
“Велоспорт – больная для кишиневских мтб-шников тема. У нас нет базы, нет велошколы как таковой, нет системы «выращивания» спортсменов. А ведь маунтинбайк – олимпийский вид спорта, причем имеет несколько категорий, в каждой из которых ребята могли бы получать медали, выступая за нашу страну. Чуть лучше обстоят дела с шоссейным велоспортом. Вот, например, была как-то гонка, где из всех девяти категорий кишиневские шоссеры взяли только один подиум. Остальное – Бельцы и Тирасполь. Среди бельцких, вообще, есть ребята, выступающие за итальянские клубы. А все потому, что тренером должен быть человек, прошедший путь настоящего спортсмена, знающий проблемы своих ребят и не жалеющий для их решения своих сил, а иногда и финансов. Чтобы воспитать достойного спортсмена, у тебя должна болеть душа за спорт”.
“В прошлом году я занял 3-е место в официальном чемпионате Молдовы по шоссейным велогонкам с раздельным стартом. Шоссейный велосипед пришлось одолжить, а призом стала сумма в 500 леев. На гонках MTBя был и шестым по итогам года, и третьим, а в прошлом году стал, наконец, первым. При этом я считаюсь одним из главных фэйлеров: на гонках у меня постоянно что-то ломается, слетает цепь, и вообще меня долгое время преследовали проколы. Теперь это тема вечных шуток”.
“Что касается соревнований на выезде, мы четыре раза участвовали в суточной гонке “БОЯРКА–24”. Это ежегодные соревнования, проходящие в лесном массиве возле ПГТ Боярка Киевской области. Команды состоят из четырех человек, каждый из которых должен проехать фиксированное количество кругов (например для девушек – 6 кругов по 14 км, для пацанов – 8), пока другие отдыхают. Мы два раза занимали 3-е место, один раз – 5-е и один раз – 4-е“.
“Из индивидуальных гонок за границей я бы выделил открытый любительский веломарафон, так называемый «Куяльник» – 68 км по периметру лимана, со стартом у подножья Корсунцов и финишем у санатория “Куяльник”. Пару лет назад я стал победителем этой гонки, но потом выяснилось, что из-за плохой разметки свернул не туда и таким образом, сам того не желая, срезал. Отрыв был большой, и я все равно пришел бы первым, но после долгих споров первое место отобрали. Главное, я сам знаю – я победил. Недавно участвовал в Румынии на марафонской гонке – круг в 71 км по горам. Участвовало около 800 человек из разных стран, и нас из Молдовы было четверо. Мы серьезно были настроены на результат, но в результате во время спуска на большой скорости двое из нас заблудились и потеряли час времени, проехав на 10 км больше. Стоит ли говорить, что одним из этих двоих был я. Но, к слову, понимая, что шанс упущен, я все равно принципиально закончил гонку”.
Дома у Максима два торшера, украшенные наградами. На одном медали с международных стартов, на другом – с местных. Чего больше, Макс не считал. В момент интервью он с друзьями готовился к первому в этом сезоне этапу MTB Cup, который был намечен на 4 мая. Мы тогда пожелали Максу удачи, а потом узнали, что он пришел третьим. Говорит, что именно дождь и грязь на последних кругах помогли ему – в таких условиях нужно иметь большой опыт и угадать с резиной, и в этом Макс часто оказывается лучше других.
Главное в боевом велосипеде – вес, и спортсмены стараются его максимально снизить. На это уходит много денег, и нынешний велосипед Максима, девятый по счету за его веложизнь, стоит больше, чем его машина – на него за несколько лет потрачено около 7 тысяч долларов. История двухколесного друга началась в 2008 году – именно тогда Макс заказал себе в Giantраму, а потом, уже давно зная, что ему необходимо, постепенно собирал остальное. Таким образом, в том числе и из-за немалой стоимости деталей и компонентов, велосипед Максима рождался постепенно. Это обычная практика: профессионалы сами знают, что требовать от своего велосипеда, поэтому даже топовые производители не ставят на велы те компоненты, которые принято подбирать индивидуально. Самое главное – оптимально минимальный вес колес, так как чем они тяжелее, тем тяжелее раскрутить их во время гонки. Велосипед Максима весит около 9 кг.
Сейчас у Макса единственная в городе овальная передняя звезда – это помогает снизить нагрузку в мертвой зоне при вращении педалей. К тому же, она у него единственная спереди, и от этого у людей тоже глаза на лоб вылазят. Седло, которое нам сразу показалось жутко неудобным, оказалось анатомически выверенной моделью, которая отлично амортизирует и не приносит ни грамма дискомфорта. Показателем стоимости велосипеда Максима в обслуживании служит, например, тот факт, что замена лопнувшего болта обошлась бы ему дороже, чем вся деталь, которую он крепит. Так у Макса к новому сезону появился задний карбоновый треугольник.
Изначально велик обошелся нашему герою в 3000 долларов, но со всеми апгрейдами на сегодняшний день его цена выросла в два раза. Конечно, за такие деньги его никто здесь не купит; кроме того, все финансовые вливания окупаются только кайфом, но никак не призами: за первое место в MTB Cup в прошлом году Макс получил 1000 леев и пару мелких призов. Это при том, что зимой, готовя велосипед к новому сезону кубка, Максим вложил в него около 1000 евро. В общем, гоняют ребята далеко не за призы, а за медали и результат, получая при этом удовольствие и от соревнований, и от обычных покатушек по стране.
“Я не спортсмен как таковой. Спортсмен – это человек, у которого есть определенная программа с регулярными тренировками и конкретными целями. Я – любитель и выступаю в любительских гонках. Правда, в Молдове других и нет, так что по сравнению с теми, кто катает по паркам и сидит с пивом на «кормушке» – да, я спортсмен”.
“На Велохору езжу с самого начала – с 2009 года. Пропустил только в прошлом году, но не из-за погоды, конечно, а из-за соревнований. Да, мы катаем лучше других и чувствуем себя увереннее многих, но в маршалы никто из мтб-шников ни разу не просился. Для нас это отдых: приезжая на площадь, мы хотим расслабиться и не нести ответственность за жизнь других людей. Достаточно того, что мы ездим осторожнее остальных. Велохора для меня – это возможность пообщаться, посмотреть на других людей и их велосипеды. Это шанс почувствовать себя частью грандиозного велособытия, после которого мы, правда, сразу уезжаем кататься за город. Я даже не знал, что после массового заезда на площади продолжается тусовка, и ни разу не оставался на концерт”.
“Больше всего мне запомнилась первая Велохора, потому что пять лет назад это было действительно «вау». Помню, было приятно необычно ехать по городу в такой большой и разношерстной колонне. Ближе всего мне, конечно, спортивная часть этого ивента, пусть и лайтсовая по сравнению с нашими обычными выездами. Но, несмотря на релакс, как и на всех других официальных вело ивентах, мы всегда одеты по форме, в традиционно зеленое, и всегда в шлемах. Это, во-первых, часть имиджа, во-вторых, так безопаснее, а в-третьих, на площадь мы каждый год приезжаем, имея план на дальнейшую часть дня. Поэтому готовность всегда «номер один». А едем мы, несмотря на опыт, в самом конце колонны, где меньше буйных лосей. А в то, что можно выиграть вел, я почему-то не верю, хотя желаю этого всем, кто нуждается”.
Разбив два шлема и записав на свой счет два сотрясения мозга, Максим убедительно советует катать только в шлеме и надевать перчатки. Особенно новичкам. Шлем, может, и не спасет от сотрясения, но уж точно – от пробитого черепа. А перчатки защищают ладонь, которая страдает больше всего при падении и заживает дольше и болезненнее, чем, например, колени или локти. На Велохоре нужно быть предельно внимательным, тихо, спокойно ехать, не стараться обгонять и уж тем более – подрезать. Совсем не лишним будет позаботиться о велосипеде и отдать его на профилактику. Впрочем, это совет не только тем, кто хочет безопасно проехать маршрут Велохоры, но и всем, кто планирует расслабленно кататься, не задумываясь о стуке и скрипе. Лучше всегда иметь с собой ремкомплект и набор инструментов, но среди тысяч людей на площади всегда можно найти тех, кто поможет советом и подкрутит твоего коня, где надо. Насос и аптечка тоже желательны. У Макса же колеса бескамерные, и теперь на гонках хотя бы проколы ему не грозят.
Что касается тех, кто только задумывается о приобретении велосипеда для города и парков, Максим, исходя из собственного опыта, советует начинать с 200 евро за бэушный велосипед или 5-6 тысяч леев – за новый. Ниже этой планки опускаться не стоит, потому что вскоре можно, во-первых, пожалеть о внезапно рассыпавшемся велике, а во-вторых, если втянетесь (а это обязательно!), очень скоро велосипед за 500 леев перестанет устраивать. Если доживет, конечно.
Сам Максим и его банда стараются как можно меньше времени проводить на городских дорогах. И дело даже не в их убогости – просто городской трафик никак не соответствует ритму мтб-шных покатушек. Светофоры, маршрутки и пешеходы мешают набирать нужную скорость и не дают тренироваться в привычном ритме. Поэтому Макс всегда выбирает такой маршрут, чтобы минимально ехать по городу.
“На данный момент самая длинная дистанция, которую я проехал одним махом – это 187 км, когда мы поехали в прошлом году на самый высокий холм Молдовы в Баланештах. А на выносливость самая сложная гонка – это, конечно, Боярка. Сутки не спишь, периодически крутишь педали, а если и отдыхаешь, то все равно нервничаешь и не можешь расслабиться”.
В тренировках у ребят главное – личная мотивация, ведь только так можно держать себя в форме и добиваться результатов на соревнованиях. Важно при этом бороться с самим собой, но, конечно, без фанатизма. При этом за одну покатушку они успевают увидеть больше, чем некоторые – за месяц. Поездка, например, в Кэприяны занимает часов 5-6, и за это время ребята успевают и поболтать, и помолчать, и лучше узнать родной край. При этом они продолжают оставаться обычными людьми и иногда выезжают в лес на машинах, в шортах и майках, и, на день забыв о спорте, наслаждаются прелестями традиционного пикника со всеми вытекающими.
Благодаря велосипедам, все эти люди в зеленых лосинах и обтягивающих майках, стали лучшими друзьями, и знают друг о друге больше, чем кто бы то ни было. Зимой Макс тоже выезжает – это отличный скил езды по скользкой поверхности, да и падать мягко и весело. Главное – утеплить ноги и руки, но не одеваться слишком тепло.
“Иногда кручу педали дома на тренажере или делаю упражнения. В зал не хожу, но был один случай, когда мне в руки попал пригласительный. Качаться мне не нужно, поэтому выбрал тренировку «cycleburn». Это было часовое занятие на велотренажере с паузами на сложные отжимания. Тетенька-тренер была настроена очень решительно, но пока она ходила между другими, объясняя как и что надо делать, я работал в полную силу. Под конец чуть не умер, и больше такой ошибки не повторю”.
“Может показаться, что я всем доволен в местной веложизни, и меня заботит только дороговизна карбона и отсутствие хорошей школы подготовки велосипедистов. На самом деле, я просто очень давно езжу, у меня хороший вел и я практически не чувствую несовершенства наших дорог. Отсутствие пандусов меня тоже не смущает – я легко запрыгну на любой бордюр. Езжу я так, что мне почти не мешают остальные участники движения. Наверное, обычным велолюбителям не так прикольно. Кроме того, многолетний стаж автомобилиста позволяет мне чувствовать психологию водителя. Может, я и не совсем корректно езжу, и, возможно, чуть агрессивно и не всегда по правилам, но мне так безопаснее. Да и остальным тоже. Стараюсь гонять так, чтобы у водителей не возникал шанс отреагировать, ведь не всегда они делают это адекватно. Поэтому иногда лучше проехать так, чтобы они меня даже не успели увидеть. Да, меня часто догоняют и матерят, но, считайте, что я катаю за двоих, думая о безопасности обоих. Кстати, на загруженных дорогах Кишинева со мной еще ничего не случалось, зато однажды я сам упал и сломал колесо, но это было на ровном месте. Я уже говорил, что в шутку считаюсь главным неудачником. А «Жук» – потому что хитрый”.
СЛЕДИТЕ НА НОВОСТЯМИ ВЕЛОХОРЫ НА VELOHORA.MD
Беседовала: Tanya Babyjohnson
Фото: Michely Moore и личный архив Максима