8 ПРИЧИН ПОСМОТРЕТЬ КИНОШЕДЕВР ФЕЛЛИНИ «8½»
Сегодня исполняется 21 год со дня смерти великого итальянского кинематографиста Федерико Феллини. Он стал «учителем жизни» для целых поколений зрителей и деятелей искусства. Его фильмы осуждали пороки, прощали слабости, одаривали невероятной красотой и надеждой наше глупое человечество.
Многие работы Феллини до сих пор оказывают влияние на современную культуру. Одним из самых лучших фильмов режиссёра и признанной классикой кинематографа стала трагикомедия «Восемь с половиной». Название фильма объясняется просто: это восьмой с половиной фильм Федерико Феллини. Ранее он снял шесть полнометражных работ и две короткометражных, которые посчитал за одну, а также «Огни варьете», созданные в соавторстве с Альберто Латтуадой – та самая «половина».
Фильм рассказывает о режиссёре Гвидо Ансельми, в исполнении Марчелло Мастроянни, который мучительно ищет вдохновение. Герой находится в полном творческом тупике, причиной которого является сильное разочарование в жизни и любви. Реальность смешивается с детскими воспоминаниями и сюрреалистическими видениями, в которых трудно найти нужные струны.
«8½» – фильм-исповедь Феллини. Режиссёр показал в нём свой внутренний мир, переживания и мучительные поиски тонкого состояния души для создания своих работ. Марчелло Мастроянни, чья работа в фильме стала непревзойдённым шедевром, играл самого Феллини: его тоску, беспокойство, сомнения, постоянные поиски правды и ужас обыденности, «его ощущение кризиса жизни, пустой мишуры балагана и магию творческих преображений».
Так, «8 ½» стал эталоном фильма-исповеди, и прародителем жанра «кино о кино». После появились такие великие фильмы, как «Американская ночь» (Франсуа Трюффо, 1973), «Весь этот джаз» (Боб Фосси, 1979), «Звёздные воспоминания» (Вуди Аллен, 1980), «Большая картина» (Кристофер Гест, 1988), «Меня там нет» (Тодд Хейнс, 2007) и многие другие, в которых открываются тайны мира кино, а основой фильма является саморефлексия и исповедальность их авторов.
«8 ½» – это фильм в фильме о создании фильма, который уже наблюдает зритель, и который, в тоже время, никак не может снять режиссёр. По такой же замысловатой схеме работают многие фильмы Чарли Кауфмана. Самыми наглядными примерами можно считать «Быть Джоном Малковичем» и «Синекдоха, Нью-Йорк». Примечательно, что Кауфман, уверял, что никогда не смотрел «8½» Феллини.
Всем киноманам давно известно, что Квентин Тарантино любит наполнять свои фильмы отсылками к шедеврам мирового кино. Культовая сцена твиста Умы Турман и Джона Траволты в «Криминальном чтиве», вероятнее всего, была вдохновлена похожей сценой танца из «8½».
В отличие от Чарли Кауфмана, Дэвид Линч и Терри Гиллиам не скрывают, что вдохновлялись фильмами Феллини. В работах этих режиссёров наблюдается влияние маэстро и особенно его «8½» – гротеск, сюрреалистическая атмосфера и трагическое столкновение реальности и фантазии.
Во время съёмок «8½», Феллини всегда держал при себе бумажку с напоминанием: «Опомнись, это комедия!». В результате, несмотря на сложную структуру, юнгианскую образность, обилие метафор и символов в духе Ингмара Бергмана и Микеланджело Антониони, фильм содержит в себе комедию и иронию. Поэтому неудивительно, что «8½» сразу хорошо приняли и критики, и обычные зрители.
Ещё одной интересной отсылкой к «8½» стала заключительная сцена «Крупной рыбы», самого нехарактерного для Тима Бёртона фильма, когда в конце главный герой наконец-то встречает всех своих выдуманных персонажей.
Также, клип на сингл «Everybody Hurts» американской рок-группы R.E.M. является ремейком на одну из сцен «8½». Трудно сказать, если эта песня стала лучшим их синглом, то музыкальное видео к нему, определённо, стало знаковым в творчестве R.E.M.
По материалам vulture.com