Кишинёву нужен Street Art? Мы с вами СОЛИДАРНЫ!
6 июня в Кишинёве была официально представлена работа под названием «Мир без серпа и молота» граффити-художника из Гданьска Рафаэля Росковински / Rafał Roskowiński.
C 28 июня по 6 июля на одном из домов на пересечении ул. Дачия и Дечебал (Дачия 28) Росковински с помощниками Войтеком Возняк/ Wojtek Wozniak и студентом Молдавского Института Искусств Альберто Швец создавали граффити, которое изображает разрыв голубыми руками (цвет Либеральной партии) красного фундамента (цвет коммунистов), ниже портрет Леха Валенсы и знаменитый логотип «Солидарность».
Инициаторы этого проекта — Институт Польской культуры в Бухаресте при поддержки нашей Примэрии. Цель проекта — не только напомнить нам о том, что коммунизм — это плохо, но, главная, как утверждают официальные источники, — создание и пропаганда нового для нас направления в искусстве «Street Art»…
В общем, мы нейтрально отнеслись к тому, что нам зачем-то нарисовали польского политического лидера. Мы ничего не имеем против Леха Валенцы, электрика, сына плотника, создавшего Solidarność (полное название Независимый самоуправляемый профсоюз «Солидарность») в 1980 году, самое массовое антикоммунистическое движение тех лет. Не нам оценивать его достижения как бывшего президента Польши. Вопрос один — зачем он Кишинёву?
Сами поляки устали от бренда “Солидарность” и не очень рады тому, что таким образом представляют Польшу, и, тем более, называют это искусством. (комментарии к статье на сайте kultura.trojmiasto.pl)
Больше нас возмутили заголовки в печати: «Первое граффити в столице Молдовы» / «Prima pictură murală» , и схожие формулировки в польской прессе: «Росковински «привёз» в Молдову Street Art,… показал всё ещё советскому Кишинёву прогресс».
Задел даже не тот факт, что Примэрии неведомо, что, вообще-то, и до портрета Леха Валенсы в Кишинёве был стрит-арт. Не понравилось нам, как наше городское управление круто под всеми прогибается. До этого момента наше уличное искусство называлось хулиганством, и о том чтобы получить разрешение разрисовать стену, пусть даже полуразрушенного здания, можно было и не мечтать.
Если чуть отвлечься, вспоминается, как быстро переименовали одну из улиц в страда Лех Качинский. При этом Примэрия не в курсе, что в городе нет ни памятника, ни улицы, названной в честь Карла Шмидта, человека, сделавшего из Кишинёва настоящий город (мэр Кишинёва с 1877 по 1903.)
Опять же, Польша, извини, ничего личного.
В контексте этого всего, хочется сказать: «Дорогая Примэрия, хватит создавать видимость заботы о городе! Если вам кажется, что у нас нет современного искусства, создайте условия для творчества здесь. Спросите у молодёжи, что бы им хотелось изменить в этом городе? Чего им не хватает? Чем вы можете помочь? А не навязывайте свои беспонтовые проекты.»
А Рафаэль Росковински, наверняка, отличный парень, мы бы с удовольствием поговорили с ним о современном искусстве, нам, честно, даже где-то нравится, что у нас появилась эта красная стена. Её плюс, хотя бы в том, что Примэрия открыла для себя Street Art.
И теперь, когда мы придём с просьбой разрешить нам разрисовать стену, только попробуйте нам отказать!
Говорите, Кишинёву нужен Street Art? Мы с вами Солидарны!
фотографии Рафаэля Росковински