Украина опровергла обвинения “Газпрома” о “задержании” газа для Молдовы на своей территории
Украина опровергла обвинения “Газпрома” о “задержании” газа для Молдовы на своей территории, которые появились сегодня, 22.11. “Газпром” сообщил, что в случае сохранения дисбаланса транзита газа через Украину для молдавских потребителей, с понедельника, 28 ноября, российская компания начнет сокращать поставки газа на газоизмерительную станцию ”Суджа”.
Оператор ГТС на своей странице в Facebook опроверг эти заявления:
Оператор ГТС остается надежным партнером Молдовы. Все объемы, которые были приняты на точке входа из России “Суджа”, в частности, для дальнейшей транспортировки потребителям Молдовы, были переданы на точках выхода из Украины в Молдову “Алексеевка” и “Гребеники” в полном объеме.
Это подтверждено всеми необходимыми документами, подписанными со смежными операторами, одним из которых является сам “Газпром”.
Вместе с тем, с начала сентября 2022 года Молдова после долгих лет наработок ввела виртуальный реверс на точках соединения с Украиной. Уже с конца сентября транспортировка природного газа из Молдовы в Украину через точку соединения “Гребеники” осуществляется именно в форме виртуального реверса.
Виртуальный реверс – это один из наиболее прогрессивных коммерческих методов европейского рынка газа, также способствующий уменьшению негативного влияния от транспортировки газа на окружающую среду. Угрожая уменьшить объемы транспортировки в Молдову, Газпром пытается лишить эту страну возможности использовать украинские ГТС и подземные хранилища газа (ПХГ) и заблокировать инструмент виртуального реверса, тем самым усилив зависимость от российского природного газа в начале отопительного сезона.
“Россия не впервые прибегает к использованию газа как инструмента политического давления. Речь идет о грубой манипуляции фактами для обоснования своего решения еще больше ограничить объемы поставок газа в европейские страны. Введение типовых европейских бизнес-правил работы на межгосударственных точках соединения сознательно трактуется Газпромом как нарушение контрактных обязательств, очевидно, в политических, а не коммерческих целях”, – отметила директор по вопросам взаимодействия с государственными органами и международными организациями Ольга Бєлькова.