История феминизма в Молдове изучена очень плохо. Четыре-пять лет назад я пыталась сделать какую-то хронологию, но почти не нашла информации. Я закончила исторический факультет, но мы не изучали по программе ничего о волнах феминизма. И когда я хотела написать свою дипломную работу на эту тему, мне не позволили этого сделать. Нет, мне не запрещали официально, но сделали так, чтобы я в итоге выбрала другую тему. Феминизм в Молдове зарождался, как и в других странах, в конце XVIII века, а потом развивался в XIX, как движение суфражисток. Феминизм в Молдове существовал всегда, но проблема в том, что он не был видимым, так как сталкивался с нетерпимостью и ненавистью. Я знаю многих людей в Молдове, которые занимаются феминизмом, но никогда не появляются на телевидении, не делают постов на Facebook, не обнародуют свои взгляды. Быть феминистом у нас — все еще опасно. Например, ведя свой блог, я получаю огромное количество негатива и хейтспич в личку в свой адрес.
У истоков современного феминистского движения в Молдове стоят Катинка Мордорович, Галина Прекуп, Лидия Истрати, Елена Буркэ, Ольга Стратулат, Лорета Хандрабура и другие. Они начинали свою деятельность еще в 90-е, сразу после обретения страной независимости. Они, правда, не называли себя феминистками, но боролись за права женщин. Думаю, что о публичном феминизме в Молдове можно говорить, начиная с 2011 года. Именно тогда некоторые начали высказывать вслух свои взгляды, идентифицировать себя с феминизмом. Я, например, публично заявила о себе, как о феминистке, в 2014 году. В 2014 году у нас также прошел первый Феминистский марш. С каждым годом количество его участников увеличивается. Я думаю, что вокруг очень много людей, которые поддерживают феминизм, но они не говорят об этом. Так мы и живем.
Алина Чеботарь: Сегодня в Молдове, к сожалению, феминистское движение еще недостаточно видимо и активно. Сложилась такая ситуация, что люди не готовы называть себя феминистками/феминистами публично. Сказываются стереотипы, давление общества или просто они не считают себя частью этого движения. Некоторые женщины могут двадцать лет работать в этой области, но публично они этого никогда не скажут. Также я знаю тех, кто выступает за равенство, но боится использовать сам термин "феминизм". В Молдове, когда люди слышат "феминизм", они часто реагируют агрессивно. Причина проста — никто не хочет терять своих привилегий.
Феминизм выступает за изменения, а в нашем обществе изменения, особенно этого типа, принимаются "в штыки". Что нам с этим делать? Больше говорить о нем, объяснять, что феминизм — это не что-то страшное, не экстремистское движение. Иметь смелость говорить об этом вслух и, самое главное, поддерживать друг друга. Но еще очень важно понять, что национальный контекст у нас непростой и в то же время быть благодарными всем тем, кто ежедневно защищают/-али права женщин и борются за справедливость.
Алина Андронаке: В Молдове мы все живем по-разному, думаем по-разному. И феминизм у нас тоже разный. Вы можете встретить различные виды феминизма и различных людей, которые его продвигают. Одни посвящают себя исследованиям на эту тему, другие — оказывают психологическую помощь, а третьи — организуют протесты, марши, флешмобы.