Владимира Филата приговорили к девяти годам тюрьмы
Столичный суд сектора Буюканы приговорил бывшего лидера Либерально-демократической партии Владимира Филата к девяти годам лишения свободы. Такое решение вынесла коллегия судей, в состав которой вошли Галина Москальчук, Серджиу Лазарь и Андрей Никулча. Филат также оштрафован на 3 тыс. у.е., ему запрещено занимать определенные должности в течение пяти лет, а кроме того, прокуратура потребовала конфисковать незаконно нажитое им имущество.
Владимир Филат произнес в суде последнее слово, которое продолжалось около двух часов. Прокуратура обвиняла Филата в пассивной коррупции и извлечении выгоды из влияния. Приговор не окончательный, защита намерена обжаловать его в Апелляционной палате. К зданию суда сегодня были стянуты десятки экипированных полицейских.
Перед началом заседания Филат сказал, что не ожидает сегодня никаких сюрпризов. Ранее он заявлял, что приговор ему уже написан. Согласно прогнозам Филата, его должны были приговорить к 16-18 годам тюремного заключения. Прокуратура, напомним, потребовала 19 лет лишения свободы.
До оглашения приговора вице-председатель ЛДПМ Тудор Делиу заявил NM, что у него «сложилось впечатление о том, что в Республике Молдова не работает закон». «Те, кто украл миллиард, до сих пор на свободе. В Филате нашли козла отпущения! Но я надеюсь, что наступит момент, когда восторжествует юстиция», — отметил Делиу.
По словам Тудора Делиу, в то время, когда шли махинации с миллиардом, все госструктуры, которые могли бы предотвратить мошенничества, контролировались Демпартией.
«Я понимаю, почему они [власть] не делают процесс открытым. Филату есть, что сказать, и если он заговорит, то в тюрьме № 13 не хватит мест. Давайте признаем, что господина Филата не обвиняют в краже миллиарда. Те, кто на самом деле его украл, находятся на свободе. Вспомните, в то время, когда был похищен миллиард, минэкономики, Нацбанк, Генпрокуратура, Национальный центр по борьбе с коррупцией — все эти государственные учреждения контролировались демократами, и именно они должны были действовать, с учетом происходящего», — заявил Тудор Делиу.
В свою очередь, нынешний лидер ЛДПМ Виорел Чиботару отметил, что он «пришел поддержать гражданина Филата». «Я не вижу законных оснований для того, чтобы это дело было закрытым. Оно превращается в политическую расправу», — подчеркнул Чиботару.
Бывший лидер Либерально-демократической партии Владимир Филат был арестован 15 октября прошлого года. Тогда парламент по предложению генпрокурора Корнелиу Гурина лишил его депутатского иммунитета. Гурин обвинил Филата в причастности к «краже миллиарда». За это решение проголосовало 79 депутатов. После этого суд неоднократно продлевал срок предварительного ареста.
В начале июня Филат объявил голодовку. Защита политика заявила, что такое решение он принял из-за нарушений, которые допускают в его деле судьи и прокуроры. Голодовка продолжалась 20 дней. На одном из заседаний суда экс-премьеру понадобилась медицинская помощь. По словам адвоката, Филат упал в обморок в приемной суда столичного сектора Буюканы.
Позже представители Департамента пенитенциарных учреждений опровергли информацию о том, что Филат лишился сознания. После этого председатель Европейской народной партии Джозеф Доул заявил, что обеспокоен состоянием здоровья Владимира Филата и тем, что судебный процесс над бывшим лидером либеральных демократов проводится в закрытом режиме.
Ранее бывший премьер-министр Влад Филат опубликовал в Фейсбуке заявление, в котором обвиняет первого заместителя Демократической партии Владимира Плахотнюка в том, что тот уже вынес ему приговор сроком 16-18 лет тюремного заключения, который должен быть объявлен судом до конца июня.
Ниже следует полный текст заявления Филата:
“Приговор решен, его уже нашептали судьям и прокурорам.
Но вы должны знать, что этот приговор начали писать в тот момент, когда я стал премьер-министром. Чем больше я настаивал на реформах, тем больше Плахотнюк писал этот приговор.
“После рейдерской атаки на Agroindbank, BEM, Victoriabank и Asito в 2011 году правительство взяло на себя ответственность и потребовало в парламенте отставки руководства НКФР, НБМ, Генеральной прокуратуры. Отклонили. В результате был украден миллиард, а институты были полностью подчинены.
Последовала “Пэдуря Домняскэ”. В качестве премьер-министра я потребовал отставки генерального прокурора. Помните, что последовало? Последовали моя отставка и отстранение меня от процесса принятия решений. Именно в тот момент была определена санкция для меня.
После выборов 2014 года на меня давили, чтобы я уступил должность премьер-министра. У меня был выбор: миноритарное правительство или премьер-министр-демократ. Я выбрал миноритарное правительство. Отставка Кирилла Габурича не заставила себя долго ждать. Это случилось после того, как его пригласили в генеральную прокуратуру.
Тогда ДП ультимативно потребовала должность премьер-министра. Я сказал “нет”. В июле арестовали моих родственников. Между тем, я потребовал отставки генерального прокурорв и президента НБМ и реального расследования кражи миллиарда. Раздраженные тем, что я могу жить без должности, они решили меня арестовать.
Они поступили трусливо, скрытно и незаконно. То, что случилось 15 октября 2015 года, было политической экзекуцией, а не законным действием.
Тому, что случилось со мной в заключении, еще предстоит дать оценку. Но могу сказать, что только гуманности не было. Полная изоляция, охранники, которых заставляют творить беззаконие, чтобы я чувствовал себя униженным, карцер, запрет на доступ к телефонным разговорам, встречам…
Но самое тяжкое то, что процесс, вопреки положениям закона, проходит за закрытыми дверями. Боятся. Боятся, потому что нет доказательств, а в темноте гораздо легче осудить человека.
Процесс с самого начала имитировали. Приговор давно написан. Он должен быть объявлен до конца этого месяца. Таким был заказ. ДП должна пойти на выборы с “козлом отпущения” в деле украденного миллиарда. Наказание определил Плахотнюк. Мотив более старый: я посмел бороться с ним и с его дьявольской системой. В то же время, приговор мне будет примером для других, которые осмелятся не подчиняться. Приговор предусматривает 16-18 лет тюремного заключения.
Я не боюсь приговора Плахотнюка, но я прихожу в ужас от того, до чего дошла Республика Молдова, а больше всего я сожалею о том, что и я бы соучастников всего того, что случилось. Хотя меня предупреждали, что именно так все и случится, мне не верилось, что такое возможно, я просто-напросто не верил, что у этого человека нет ничего святого, и что он может пойти по трупам, чтобы стать премьером.
Я принимаю ответственость за совершенные ошибки. Сожалею, что в 2013 году я остался один и проявил политическую трусость и не смог довести борьбу до конца. Но давление было слишком сильным. Тогда меня обвиняли в том, что я разрушаю Альянс и привожу коммунистов к власти. Друзья из Брюсселя и Бухареста попросили меня уступить. И я уступил. В результате мы получили полностью захваченное государство и диктатуру. История рассудит каждого из нас.
Здесь, в тюрьме, в одиночестве, действительно понимаешь, что важно в жизни. Самое ценное для человека – это свобода: свобода мыслить, говорить и решать. За нее, за свободу, надо бороться постоянно.
Поэтому, где бы вы ни были, боритесь за свободу, за то, чтобы иметь свободное общество.
Не бойтесь, живите свободно!
Влад Филат”.