15 сентября 2024

«Это было очень красивое движение»: история кишиневского еврейского театра, который объединял евреев и был проблемой для Советской власти 

В 1949 году в результате антиеврейских репрессий со стороны властей был закрыт Московский государственный еврейский театр. Семнадцать лет спустя после его ликвидации, в Кишиневе, силами Арона и Давида Шварцманов, откроется еврейский музыкально-драматический театр. А выпускник Московского государственного еврейского театрального училища Рувим Левин – единственный из всех своих сокурсников – станет режиссером этого театра. Студийный театральный коллектив стал ключевым объектом на карте еврейского Кишинева.

В Молдове еврейский театр открылся в 1966 году и авторами идеи и руководителями проекта по возрождению еврейского театра стали однофамильцы Арон и Давид Шварцманы. В создании нового творческого коллектива приняли участие драматург Мотл Сакциер, режиссер Рувим Левин и его жена, актриса Ханна Левина, еврейские писатели, профессиональные музыканты, балетмейстеры, художники, студенты и любители театра.

Шварцманы добились поддержки в результате обращения в Министерство культуры МССР, Молдавский Совет профсоюзов, Отдел пропаганды Центрального Комитета Коммунистической партии Молдавии, в редакции газет «Советская Молдавия» и «Труд».

Когда было получено официальное разрешение создать самодеятельный еврейский театральный коллектив при Городском Доме молодежи, инициатива привлекала все большее число энтузиастов, включавшихся в репетиции и занятия идишем.

Театр открылся 8 ноября 1966 года спектаклем «Новая Касриловка» по мотивам рассказов Шолом Алейхема. Зал на 300 мест был заполнен до отказа, люди стояли и сидели в проходах.

Жанр постановки был определен как музыкальная комедия. Используя прием «театр в театре», драматург и режиссер включили в спектакль сцену базара из классической оперетты «Колдунья» Авраама Гольдфадена. Написанные для инсценировки тексты пролога, эпилога и музыкальных куплетов дополняли оригинальные тексты Шолом Алейхема.

Репетиции спектакля сочетались с обучением актерскому мастерству и занятиями языком идиш. В этой студийной работе Рувим и Ханна Левины смогли задействовать профессиональные навыки, приобретенные в Московском государственном еврейском театральном училище.

В течение пяти лет Кишиневский еврейский музыкально-драматический коллектив, получивший в 1968 году статус народного театра, объединял около 100 участников.

«Для меня еврейское движение означало участие, очень активное в Кишиневском Еврейском народном театре – это для меня было какое-то общение с еврейством. Там нас учили еврейскому языку, мы по-еврейски давали спектакли, нас очень многие ходили смотреть, мы ездили по разным городам. В том числе мы два раза были в Вильнюсе. Там мы познакомились с еврейским Вильнюсским театром и начали дружить, даже семьями. Там влюблялись, свадьбы были такие вот между собой, это было очень красивое движение», – вспоминает актер театра Давид Рабинович.

Среди тех, кто был связан с театром, немало известных деятелей культуры и искусства. Например, Борис Сандлер – писатель, редактор крупнейшей американской еврейской газеты «Форвертс». Борис Дубоссарский – композитор, профессор Молдавской государственной консерватории, признанный «ваятель скрипачей». Ефим Черный – легендарный клезмерский музыкант, руководитель Театра еврейской песни. Анна Гинзбург – популярная исполнительница еврейских песен в США. Яков Авербух – художник, который оформил с десяток книг, придумал декорации, интерьеры заведениям, детским садам Кишинева и украшал город в праздничные дни. Яков создал эмблему театра, оформлял для спектаклей афиши, декорации, рисовал эскизы костюмов.

Создатель Молодежного драматического театра «С улицы Роз» и театрального лицея в Кишиневе, режиссер Юрий Хармелин, поставил спектакль-памятник «Блуждающие звезды» с посвящением театру своей юности и театральным учителям, успевшим сделать столь многое и для многих.

Театр был популярен не только в Кишиневе, но и в других городах Молдовы, где не раз бывал с гастролями. Успешными были гастроли в Вильнюсе со спектаклями «Новая Касриловка» и «Свет и тень» в ноябре 1968 года.

Однако не все было гладко. С афиш театра удаляли строчки на идиш, даже название потребовали изменить: не «еврейский театр», а «театр на еврейском языке». Отменяли гастроли – в Одессе, Киеве, других городах Союза.

После каждого спектакля в Бельцах, Оргееве, других городах республики зрители долго не расходились. Арон Шварцман беспокоился: как бы чего из этого не вышло. Но со временем актеров все же стали приглашать «побеседовать» в КГБ. Арестовали Давида Рабиновича – «за сионистскую деятельность». Оказалось, он сдружился с ребятами из Вильнюса и Ленинграда, они вынесли из места, где работал Рабинович, печатную машинку и собирались размножать материалы об Израиле и еврействе. Арон Шварцман отправился в Питер, нашел там известного адвоката, благодаря усилиям которого Давид получил всего год тюремного заключения вместо 15. В 1973 году Давид уехал в Израиль, куда в мае 1971 года переехал и Арон.

«Я это назвал так – мелкий вор на почве сионистского угара. Это всем понравилось – такое вот определение. Адвоката мне нанимал Арон Шварцман – друг нашей семьи, организатор Еврейского театра. Из Ленинграда привез некоего Мазура. Мама просила его – будет год, будут вареники с вишнями, потому что голубая мечта Мазура была – вареники с вишнями из нашего собственного сада. <…> Я же понимал, они знают, что я украл не для того, чтобы продать и заработать, а это все связано с еврейским движением, с еврейским направлением, и я понимал, как Советская власть относится к этому, я знал все это прекрасно», – вспоминает Давид Рабинович.

В тот период советские власти планировали снять документальный фильм о расцвете еврейских народных театров Кишинева, Вильнюса и Биробиджана, чтобы показать на Западе. Однако артисты кишиневского театра не хотели участвовать в пропаганде, учитывая, что в реальности все было совсем не так, как планировали показать в фильме.

В конце декабря 1971 года, сыграв за пять лет около 200 спектаклей, члены художественного совета позвонили в Израиль Арону Шварцману и заручившись его поддержкой, приняли решение о прекращении деятельности труппы.

Источники: ava.md, oldchisinau, интервью Давида Рабиновича, evrteatr.ru

Подписывайся