«Гамма-поле» — как в Советской Молдавии ставили эксперименты по «атомному садоводству»
В 30 километрах от Кишинева, рядом с селом Оницкань находится заброшенный объект, называемый «Гамма-поле». С высоты птичьего полета этот участок земли напоминает круг, внутри которого, на разном расстоянии от центра, когда-то высаживались различные сельскохозяйственные культуры. Здесь в 1970-1980-х годах проводился эксперимент по обработке растений гамма-лучами. Цель секретного проекта заключалась в выведении идеальных сортов злаков и овощей — устойчивых к болезням и обладающих повышенной урожайностью.
Гамма-излучение (вид электромагнитного излучения с чрезвычайно малой длиной волны) было открыто французским физиком Полем Вилларом в 1900 году. Через несколько десятилетий ученые экспериментальным путем обнаружили, что оно вызывает различные генетические изменения в тканях растений, ускоряя или замедляя рост и урожайность данной культуры.
В конце 1950-х годов доктор Уолтер Грегори, работавший в университете Северной Каролины, с помощью рентгеновского аппарата облучил 200 фунтов семян арахиса — и высадил их на опытном участке. Результат превзошел ожидания: новые плоды оказались в 2-4 раза крупнее природных, а вкус остался тем же.
В США и многих других государствах начался настоящий бум «атомного садоводства» — вплоть до того, что в рамках программы «Атомы ради мира» любой американский гражданин мог бесплатно получить небольшое количество кобальта-60 (радиоактивный нуклид, служащий источником гамма-излучения) для экспериментов над растениями.
Кстати, один из видов продукции, полученной в результате использования гамма-излучения, применяет чуть ли не все население планеты: перечная мята сорта «Митчем» (Mitchem), входящая в состав подавляющего большинства видов зубной пасты, была выведена именно таким способом.
Гамма-лучи не имеют остаточного эффекта — и опасность для людей представляют только во время непосредственного облучения (как рентген). Обработка таким излучением сейчас широко применяется во всем мире — в основном для обеззараживания продуктов и увеличения их сроков годности.
Ученые Советского Союза также стремились идти в ногу со временем. Например, украинские селекционеры с помощью мутаций, вызванных гамма-излучением, вывели знаменитую на весь мир озимую пшеницу «Одесская 51». По легенде, один из создателей этого сорта побывал в США, и там ему сообщили, что такая продукция очень востребована, и, по местным законам, он имеет право на авторские выплаты, которые составили уже несколько миллионов долларов. На вопрос, куда можно перевести деньги, ученый гордо ответил: «Переведите на счет Советского Союза». Не исключено, что эта встреча имела место в реальности. Но главное — что в течение более чем 20 лет (с 1969 по 1990 год) пшеница «Одесская 51» активно применялась в озимых посевах в Молдове и Украине.
Кроме повышения урожайности, обработка растений гамма-лучами помогала бороться с сельскохозяйственными вредителями и повышать сохранность продукции. Оказалось, что зерно, пропущенное через бункер с радиоактивным изотопом, получает дозу радиации, безвредную для человека, но смертельную для личинок насекомых-паразитов, а также разного вида грибков.
Для проведения дальнейших исследований в Молдавии оборудовали «Гамма-поле» — опытную станцию по изучению влияния радиоактивного излучения на растения. Полигон имел форму шайбы с внутренним диаметром около 100 метров и внешним — около 200 метров. Любопытно, что с высоты гамма-поле напоминало знак радиоактивной опасности — круг с секторами. Такая конструкция позволяла высаживать растения на разноудаленных от центра участках, при этом они получали различные дозы облучения, вызывающие неодинаковые мутации. Затем образцы перемещали в обычный грунт и отслеживали, какие свойства они получили. Интенсивность радиации падает пропорционально квадрату расстояния от источника, так что метод секторных посадок выглядел вполне оправданным.
В центре кругового поля возвышалось подобие столба с находящимся в нем источником гамма-излучения — кобальтом-60 или цезием-137. Когда на облучаемых секторах работали сотрудники опытной станции, столб в целях защиты от радиации опускался под землю.
Своими воспоминаниями об окницком “Гамма-поле” делится местный житель Алексей:
“Я там бывал несколько раз, гамма-излучение опасно когда излучатель открывается, а перед открытием обслуживавший установку Валерий Иванович включал сирену, которую было слышно за несколько километров. Облучатель был окружён огромным земляным валом, на облучаемую территорию никто не мог попасть, так что пробовать плоды кроме Валерия Ивановича никто не мог. За пределами вала стоял домик на три комнаты, где проживали Валерий Иванович и лаборантка. Местные обучиться не могли, из-за земляного вала, на вершине которого было несколько рядов колючей проволоки. Однажды Валерий Иванович разрешил собрать мне бидон клубники, очень крупной и ароматной, жив до сих пор, на здоровье не жалуюсь, слава Богу! 76 лет”.
Кроме экспериментов, проводимых на «Гамма-поле», в республике использовались передвижные облучатели для обработки семян перед посевом — установки «Колос».
В крытый фургон помешалась емкость, напоминающая молочный бидон, внутри которой находился контейнер с изотопами цезия-137. В бункер фургона загружали посевной материал, который, получив дозу облучения, по транспортеру поступал на грузовики.
Согласно победной советской статистике, такая гамма-обработка только за 1972-1974 годы позволила дополнительно получить 8763 тонны кукурузы, 3703 тонны подсолнечника и 5354 тонны сахарной свеклы.
По разным подсчетам, для проведения эксперимента использовалось несколько сот контейнеров с радиоактивным цезием-137. После распада СССР следы части этих радиоактивных материалов затерялись. Известно, что в 2002 году сотрудники МАГАТЭ обнаружили в Молдове 4 бесхозных контейнера, ранее служивших для гамма-обработки.
Международные эксперты опасаются, что такие емкости могут попасть в руки террористов и использоваться в качестве «грязной» бомбы (устройства, которое взрывается с помощью обычного заряда, но при этом обладает способностью ядерного заражения территории). Контейнеры содержат радиоактивный хлорид цезия в виде гранул или порошка. По расчетам исследователей, взрыв «грязной» бомбы с 50 граммами подобного радиоматериала заразит в городе примерно 60 кварталов — это приведет к тому, что сотни людей погибнут от облучения, а дезактивация территории
обойдется в десятки миллиардов долларов.
Национальное агентство общественного здоровья Республики Молдовы утверждает, что повышения уровня радиации на проблемном участке не наблюдается, и здесь ежедневно проводятся измерения гамма-фона. Но жители села Оницкань (Оницканы) говорят о резком сокращении продолжительности жизни, а также увеличении онкологических заболеваний среди своих земляков — и напрямую связывают эти напасти с экспериментом советских времен.
На эту тему молдавским режиссёром Драгошом Турей был снят документальный фильм “Советский сад”. Фильм посвящен бабушке режиссера – Олимпии, которая умерла от рака, когда Драгош был еще совсем маленьким. В советские годы она работала учительницей биологии. От бабушки внуку в наследство перешла любовь к ботанике и тайна о том, какими методами государство добивалось прогресса в сельском хозяйстве его родного края.
Когда Драгош подрос, он задумался о возможной связи между смертью бабушки и экспериментами, о которых та рассказала внуку. Свою дебютную картину-расследование он снимал в течение 10 лет, практически полностью на собственные деньги.
По материалам warfor