«Наш дедушка, который еще не помер»: один день с 83-летнем Александру из села Сирець в фотоистории Светланы Вакуловски
Недавно Школой фотографии Романа Рыбалёва были организованы мастер-классы с всемирно известным фотографом Сергеем Максимишиным. О первой части мы уже писали, – там было много интересного и познавательного материала. А второе мероприятие было больше направлено на практику.
Участники мастер-класса получили задание отснять фото-историю на тему “Один день с…”. Получилось много интересных работ, – люди у нас талантливые! А с учетом рекомендаций Сергея Максимишина их творческий потенциал раскрылся еще глубже и полнее.
Одну из удивительных работ создала Светлана Вакуловски, языком фотохудожника она рассказала трогательную и душевную историю своего дедушки Александру.
Наш дедушка родился в 1939 году. Всю свою жизнь живет в селе Сирець Страшенского района. Был четвёртым ребёнком, старшим в семье с пятью детьми. Он часто рассказывает разные истории из детства – про немцев, голод, как он рос без отца, который погиб когда ему было семь лет. Тогда в селе не было даже мыла, спичек. И он, в свои пять лет, шёл к соседям за раскалённый углём, чтоб растопить печь. Про то, как немцы корову у них хотели отобрать. Его мать начала плакать, сказав: убейте меня, но корову я вам не отдам. Немцы сжалились и оставили им корову.
Служил дедушка в Ленинакане (сегодняшний Гюмри) – городе на границе Армении с Турцией. До пенсии работал водителем автобуса, возил с села в Кишинёв работников на тракторный завод. Уже на пенсии начал разводить пчёл, и занимается этим много лет.
В 1965 году женился. Тогда и дом сами построили. И троих парней родили. На фото, где он с женой, нашей бабушкой, есть ковёр. Этот ковёр она ткала сама в 1964 году. Внизу этого ковра соткано её имя, – Иоана Ребежа.
Еще он где-то 15 лет как rawvegan. Ест только сырые, необработанные термически продукты (фрукты, овощи, проросшую пшеницу, орехи, корни и ягоды). Он очень верит в целительную силу такого питания. И очень гордится тем, что в свои 83 года ничем не болеет. Руки у него всегда тёплые. Огород сам копает. Читает, пишет стихи, воспоминания. Наизусть помнит много стихов и рассказывает всем, с кем встречается.
Из его ровесников в селе осталось только несколько человек. Их можно пересчитать по пальцам. И из всех наших дедушек и бабушек только он остался. Мой младший сын, когда был маленьким так и говорил: «наш дедушка, который еще не помер». Он не обижается. Мы его любим, помогаем, и часто навещаем.
Все фото сняты в один прекрасный октябрьский день 2022 года, в воскресенье. Вообще он не любит это дело фотографироваться. Говорит: вот исполнится мне 100 лет, тогда и будешь меня фотографировать. А сейчас – что? Зря плёнку тратишь. Вот такой настрой, молодёжь!
Я его снимала раньше. Это был целый час съемки! А теперь нужно было снимать целый день ! Я вообще не представляла как это будет.
Сделать какую-либо постановку не получилось вообще. Я пробовала отодвинуть чуть-чуть очки и дедушка сразу: «Поставь на место!». Так что все очень жизненно, как есть. Пришлось включить смекалку – больше двигаться, искать интересные ракурсы и кадрировать так, чтобы в кадр попало то, что хотелось.
Мы начали общаться, как обычно, и по ходу разговоров я снимала. Он обрадовался, что будет, кому рассказать свои стихи. Свободные уши – то что надо!)) Это облегчило процесс съемки.
В итоге получился хороший проект получился, мне очень нравится. И дедушке понравилось..
Смонтировала даже короткое кино про него из видеороликов того дня, фото с проекта, с его голосом на фоне (видео-историю можно посмотреть на странице Светланы в инстаграм.
View this post on Instagram
Что важно для раскрытия личности в фотоистории?Все важно! Все, что попадает в кадр на его территории, рассказывает о его личности.
После встречи с Сергеем Максимишиным я по-другому смотрю на визуальный мусор в кадре. И в моей голове всякая неопрятность уже называется по-другому, – аутентичность!
Это не первый мой проект. Вы не поверите, после мастер класса у меня открылась еще одна чакра. Я совсем по-другому смотрю на такие моменты:
Планы в фото. Для глубины должны быть и передний, и средний, и дальний. Этот lifehack очень работает. Кадр сразу становится объёмным и интересным.
Рифма. Это мое. Всегда со мной было. Но скорее всего на подсознательном уровне.
Кадрирование. Появился мораторий на вертикальные фотографии, которые раньше очень любила. Начала снимать и горизонтально.
Еще такая интересная штучка, как кадрирование под углом 15-20°. Сразу появляется динамичность и исчезает этот эффект «вылизанного кадра». Кайф же! Как всё просто! И самое главное, о чем говорил Сергей: не забывать снимать животом, а не головой!
Мне очень понравился этот опыт. Я, кажется, поняла, чего не хватает моим фотографиям. Этот жанр – документальной фотографии – мне очень по душе. В голове есть уже новый проект. Осталось только встать с дивана и воплотить его в жизнь!