В кишинёвском парке нашли тело новорожденного ребенка. Бэби-боксы и другие варианты спасения младенческих жизней, существующие в мире
14 января 2021 года в Кишинёве в парке по улице Садовяну был обнаружен мертвый грудной ребёнок. Полицейские не обнаружили на теле новорожденной девочки признаков насильственной смерти. Полиция начала расследование и поиск матери ребенка.
В декабре на поле в Дрокиевском районе нашли тело новорожденного ребенка. Летом в Ниспоренском районе нашли брошенного в винограднике ребёнка, который ещё был жив. Позже нашли и многодетную мать, которая оставила малыша, побоявшись, что “не потянет” четвёртого ребёнка.
Во всём мире существует проблема брошенных новорожденных и детоубийств. В связи с этим в каждой из стран приняты свои собственные практики по решению проблемы анонимного оставления новорожденных детей. В Молдове отсутствует легальная форма анонимного отказа от ребенка согласно закону № 140 от 14-06-2013 об особой защите детей, находящихся в ситуации риска, и детей, разлученных с родителями.
Что происходит в Молдове, в случае если женщина хочет отказаться от ребёнка сразу после рождения?
Как только женщина сообщает о том, что хочет отказаться от новорожденного, с ней начинают работать местные органы опеки. Их задача убедить женщину оставить ребёнка. В случае если женщина всё же решает отказаться от ребёнка, органы опеки должны определить новорожденного в, так называемую, расширенную семью, к которой относятся все родственники ребенка до четвертой степени родства включительно.
На реинтеграцию ребенка в семью родственников у опеки по закону есть 6 месяцев. Если родственники не хотят взять ребёнка под опеку, задача органов опеки получить отказы в письменном виде у всех родственников вплоть до четвертой степени родства. Таким образом, с момента оставления новорожденного до получения им по суду статуса «подлежит устройству в семью» проходит в реальности в среднем около двух лет.
В 2019 году из учреждений интернатного типа было усыновлено 7 детей, трое из которых остались без родителей. При этом в Молдове существует очередь из желающих усыновить в 200+ человек.
На вопрос о причинах такого малого количества усыновлений при таком большом спросе в Министерстве труда и социальной защиты отвечают:
«Как правило, территориальные органы опеки не могут добиться совместимости, поскольку усыновители требуют усыновления детей раннего возраста без проблем со здоровьем, а в Государственном реестре усыновлений на учете преимущественно находятся дети старше 7 лет, дети с проблемами со здоровьем или братья и сестры», – говорится в ответе министерства изданию ZDG.
В Молдове отсутствует общая база данных детей сирот, тем более открытых банков данных с анкетами детей. Более того, в Молдове усыновителям запрещён самостоятельный поиск усыновляемого по детским домам и согласно пункту c) статьи 17, части 5 Закона об усыновлении в Молдове «Усыновитель лишается своего статуса, если установлено непосредственное участие усыновителя в выявлении лица со статусом ребенка, временно оставшегося без попечения родителей, или усыновляемого ребенка, за исключением ситуации, когда усыновитель является для данного ребенка родственником до четвертой степени родства включительно» — согласно поправке в закон внесённой в 2020 году.
Так мы получаем ситуацию, что с одной стороны новорожденных в Молдове выбрасывают, с другой стоят многолетние очереди из желающих усыновить.
Что делают в мире, чтобы спасти новорожденных детей?
В США и Европе существуют разные легальные формы анонимного оставления ребенка.
Так, все 50 штатов в Америке утвердили закон об отказе от ребенка “Закон Мозеса” (Safe-haven laws или Baby Moses laws). Этот закон позволяет родителям отказаться от своего ребенка в течение 72 часов после рождения. Безопасные места в этом законе – это пожарные станции, полиция и больницы. Закон об отказе от ребенка, позволяет не указывать данные родителей, которые отказались от своего ребенка.
С 2010 года в Канаде была принята программа “Колыбель ангела”, с тех пор оставление ребенка в детских колыбелях, которое не подвергает опасности жизнь ребенка, не считается преступлением.
В Австралии с 2001 года женщины имеют право на анонимные роды. Иными словами, они могут рожать без регистрации и прописки в больницах, оставлять своего ребенка и уходить.
В Европе с XII века существовала практика анонимного оставления детей. В 1198 году в Риме открылся первый приют для подкидышей, о котором документально известно. В его стене находилось «колесо» для подкидышей: в секцию такого колеса мать клала младенца и прокручивала колесо, в результате ребенок оказывался внутри здания. В XV и XVI веках эти «колеса» были заимствованы итальянцами, французами, португальцами и испанцами. К середине XIX в. более 100 000 младенцев в Европе ежегодно попадали в сиротские приюты именно таким образом.
Постепенный возврат к практике использования бэби-боксов начался в конце 50-х годов XX века и достиг пика популярности в нулевые.
В Германии возможность анонимно отказаться от ребенка и передать его государству предоставляют больницы и общественные организации уже более 20 лет, пишет DW. Бэби-боксы сегодня есть при больницах почти всех крупных немецких городов. Маленькие матрасики круглосуточно подогреваются. Сюда можно положить своего только что родившегося ребенка, таким образом анонимно передав его на попечительство государству. Иногда рядом с матрасиком лежит бумага и карандаш – можно написать имя ребенка.
Так закон работает на то, чтобы помочь родителям, оказавшимся в безвыходной ситуации, или женщинам с нежеланной беременностью, снизить риск того, что новорожденный не получит должного ухода или с ним будут плохо обращаться.
С 2011 года бэби-боксы существуют и во всех крупных городах России. Как правило, он устанавливается либо с торца, либо с обратной стороны медицинского учреждения, где камер нет. После открытия бокса у мамы есть 30 секунд на раздумья: посмотреть в глаза своему малышу, обратить внимание на номера телефонов помощи, размещенные над боксом. Затем окно блокируется, срабатывает сирена, и ребенка забирают медики. В боксе поддерживаются постоянная комфортная температура и приток кислорода.
“Окно жизни” так называются украинские бэби-боксы, которые работают с 2009 года.
У бэби-боксов есть и противники, их основной аргумент — государство не должно поощрять отказ от ребенка, кроме того, даже усыновлённый ребёнок должен знать свои корни. При этом даже противники бэби-боксов считают, хорошей альтернативной анонимные роды как легальный способ отказа от ребенка.
Во Франции законны анонимные роды, таких в год проходит около 600. Анонимные роды происходят в родильном доме, где во всех документах женщина фигурирует под именем «роженицы Икс» (accouchement sous X). После родов матери дается один месяц, чтобы изменить свое решение, после чего ребенок может быть передан на усыновление.
Похожее законодательство есть в Австрии, Люксембурге, Чехии, Италии, Греции и других странах.
При анонимных родах медицинские работники рекомендуют матери передать данные о себе в запечатанном конверте для хранения в учреждении под названием Council for Access to Personal Origins (CNAOP). Впоследствии по требованию ребенка или его законного представителя эта информация может быть открыта, но предварительно CNAOP свяжется с матерью. Предоставление сведений о себе является для матери добровольным, но у ребенка все-таки есть шанс узнать, кем была его мать.
В Молдове при отсутствии практики бэби-боксов и закона об анонимных родах, у женщины остаётся теоретическая возможность родить без предъявления документов и оставить ребенка в роддоме. Но в таком случае, женщину будет искать полиция, а ребёнок будет ждать получения официального статуса те же два года, которые пройдут в бумажной волоките и ожидании суда. К сожалению, из-за желания показать Молдову прогрессивной страной, здесь пишутся и принимаются законы не только без учёта реальной ситуации, но и без оглядки на мировой опыт.