15 июля 2020

История здания «Odeon»: из дома Котляровского в Торгово-Промышленную палату, а затем в кинотеатр

Что мы знаем о кинотеатре «Odeon»? Открылся сразу после войны, по­ этому и получил наз­вание «Кинотеатр «По­беда». После реконст­рукции здания (проект архитектора Валентина Войцеховского) кинотеатр пе­реименовали в «Бируинцу». В 1992 году ему вернули первоначальное имя – «Odeon». Позже, поскольку в нем часто проходят различные кинофестивали и другие ак­ции, – учреждение получило статус Центра культуры. При этом история самого «Odeon» остается для горожан абсолютно чистым листом.

Сохранилось фото элегантного здания, которое стояло на углу улиц Михайловской (теперь – ул. Еминеску) и Шмидта (теперь – ул. Митрополита Варлаама). Это – «прародитель» нашего «Odeon». Дом в 1909 году постро­ил для собственных нужд Павел Котляревский. Здание простояло более тридцати лет и непоправимо пострадало во время войны. От всего комплекса осталось здание, где теперь размещается «Odeon».

Дом Котляревского, занимавший большую часть квартала, имел внушительный вид. Хозяин, владевший аналогичным предприятием в Одессе, открыл и в Киши­неве Товарищество по торговле мануфактурой. В 1919 году коммерсанты и промышленники Бессарабии созда­ли Торгово-Промышленную палату (Camera de Comerţ), которую возглавил экс-примар города Герман Пынтя. В 1922 году Торгово-Промышленная пала­та за 7 миллионов леев купила у наследников Котляревского их солидный дом.

Не имея возможности уплатить за недвижимость всю сумму, промышленники взяли в Banca «Comercială» ссу­ду на 5 200 000 леев с условием, что погасят долг до 27 марта 1927 года. Увы, из-за очередного неурожая и сокра­ щения сферы своей деятельности Палата, в ведении кото­ рой из девяти уездов осталось только три (Кишиневский, Оргеевский, Бендерский) – доходы организации упали до минимума. В 1925 году вместо рассчитанной прибыли в 7 658 100 леев Палата инкассировала только 5 200 000, т. е. 68% всего бюджета. Отдавая себе отчет, что Палата не сумеет к назначенному сроку рассчитаться с долгом в 4 732 240 леев, члены Палаты попросили в Национальном банке заем на 5 миллионов.

В меморандуме, адресованном управляющему бан­ ка, бессарабские предприниматели подробно изложили причины, заставившие их сообщество прибегнуть к зай­ му. Они указывали, что Торгово-Промышленная палата могла бы сократить свои расходы за счет прекращения финансирования Коммерческого училища, единствен­ ного в Бессарабии учебного заведения такого профиля, на содержание которого Палата (только за два года) из­ расходовала 1 387 869 леев. Она могла бы закрыть Бир­ жу, Арбитражную камеру и другие субсидируемые ею структуры, но учитывая, как писали бессарабские ком­ мерсанты в прошении, с каким трудом эти учреждения создавались и насколько они важны для экономического развития Бессарабии, Палата не может лишить их финан­ совой поддержки.

Доводы оказались столь убедительными, что Буха­рест не отказал просителям в кредите. И в августе 1926 года (в считанные месяцы) на углу Михайловской и ул. Шмидта в здании Торгово-Промышленной палаты от­ крылись кафе «Биржа» и первоклассный ресторан с ев­рейской кухней, который вскоре стал любимым местом творческой интеллигенции: кишиневских журналистов, актеров, музыкантов.

Через два года Торгово-Промышленная палата реши­ лась на неожиданный проект. При своем здании она на­ чала строить новый театр, дав ему имя «Odeon». По сво­ ей архитектуре и благоустройству он мог рассчитывать на лучший театр Кишинева. Конструкция сцены, зал на 600 мест, в котором дальние кресла также удобны, как и передние, высота зрительного зала превышала 8 метров, усовершенствованная вентиляция – театр обустраивали с широким размахом. Мебель для зрительного зала зака­ зали в Вене, на известной фабрике «Братья Тонет».

На открытии театра в присутствии городских властей, прессы, дея­телей культуры, президиума Союза коммерсантов и все­ го совета Палаты Герман Пынтя, ее председатель, сказал, что коммерсанты выделили театру участок земли в счет арендной платы. Через 15 лет, получив всю сумму арен­ ды. Торгово-Промышленная палата станет собственни­ ком театра «Odeon». Сразу после открытия артисты Национального театра блестяще сыграли одноактную коме­дию «Гордиев узел».

Источник: книга “Бессарабские истории” Владимира Танаркина и Татьяны Соловьёвой

Фото: oldchishinau.com

Подписывайся