Вымирающий модернизм Кишинёва
Советский архитектурный модернизм сформировал большую и важную часть городской эстетики Кишинёва. “Ромашка”, Цирк, “Ворота города”, мозаичные панно и многие другие объекты совмода это больше, чем просто часть городского ландшафта. Это символы, которые определяют локальную идентичность и создают характер места. При этом, советские постройки не входят в Реестр памятников архитектуры Молдовы, многие уникальные строения разрушаются, а их дальнейшая судьба вызывает много вопросов, на которые пока ни у кого нет конкретных ответов. Мы собрали несколько примеров модернизма, который находится на грани вымирания.
«Пахарь Вселенной» и Молодежный центр им. Юрия Гагарина
В октябре 1966 года Юрий Гагарин, гостивший тогда в Кишинёве, заложил первый камень в фундамент Молодежного центра в Долине Роз. Центр строился на средства, заработанные комсомольцами на субботниках и открылся в 1972 году по адресу: улица Керченская (ныне — улица Мелестиу), 1.
В советское время центр служил местом досуга и различных занятий у молодых людей Кишинёва. Располагал грандиозных размеров холлом (включающим в себя два уровня, в котором были балконы, фонтаны с живыми рыбками), залом (800 мест) для проведения общественно-политических мероприятий, концертным (400 мест), балетным и спортивным залами, комнатами для работы творческих коллективов. Комплекс зданий включал в себя большую библиотеку, гостиницу «Трандафир», кафе и ресторан «Долина роз». Для фасада здания знаменитым молдавским художником Аурелом Давидом (ему принадлежит известный графический портрет Михая Эминеску в виде дерева) было изготовлено монументальное мозаичное панно из смальты «Пахарь Вселенной», посвящённой освоению космоса.
В настоящее время здание бывшего Молодёжного центра имени Юрия Гагарина огорожен забором и находится в аварийном состоянии. Понятная иформация о том, кто является нынешним владельцем земли и что может появиться на этом участке в будущем отсутствует, но в СМИ периодически появляются сообщения о планах строительства на этом месте нескольких многоквартирных домов. Пока судьба «Пахаря Вселенной», остаётся неопределённой.
Цирк
Здание кишинёвского цирка считается одним из лучших среди всех стационарных цирков мира по технологии и по организации строительства. Он был построен к 1981 году и, по задумке архитекторов, совмещал в себе форму корзины, собирающей зрителей и, одновременно, отсылал к национальному танцу «хора». В 1988 году над главным входом была установлена масштабная скульптурная группа, созданная скульптором Матвеем Левинсоном. Она представляет образ двух клоунов-акробатов, которые приветствуют посетителей.
В 2004 году цирк был закрыт на бессрочный ремонт, но вместо ремонта, здание погрузилось в разруху и запустение. У одного из акробатов скульптурной группы над входом была украдена голова. В 2008 году государство заключило с кипрской компанией Pesnex Developments Limited договор пользования сроком на 29 лет. Компания должна была взять на себя расходы по восстановлению и техническому обслуживанию цирка, но обязательства не были выполнены. В 2011 году апелляционный суд признал договор недействительным, и цирк вернулся в собственность государства.
Агентство по инспектированию и реставрации памятников архитектуры анонсировало программу по реставрации и переоборудованию здания в многофункциональный культурный центр, а так же идею о присвоении ему статуса памятника архитектуры. Однако о конкретных сроках и дате, когда кишиневский цирк вновь откроет свои двери, пока неизвестно.
Мозаики и муралы, которые теперь можно увидеть только на архивных фотографиях
Монументальные изображения, выполненные в технике мозаики, сграффито, настенной росписи были важной отличительной особенностью советского модернизма. Если западный брутализм отдавал предпочтение голому бетону, то в СССР лаконичная геометрия сочеталась с декоративной составляющей фасадов. Это было не просто украшательство, а концептуальное высказывание на тему локальных особенностей, идеологических представлений либо функций объекта, на котором производилось декорирование.
Сегодня мозаику «Искусство» и само здание Дворца профсоюзов можно увидеть только на архивных фото. Здание вместе с участком было продано компании Kaufland, которая снесла Дворец и ведёт на этом месте строительство гипермаркета.
Изначально застройщик обещал сохранить мозаику, занесённую в Реестр памятников РМ, в дальнейшем появилась информация о планах её переноса на стену Театра оперы и балета. На сегодняшний день точной информации о судьбе этого произведения искусства нет, а общественность довольствуется лишь противоречивыми слухами.
Ещё одно произведение монументальной живописи, на которое мы не сможем посмотреть, тоже находилось на Рышкановке, на фасаде Технического университета Молдовы. Стилистика и динамика этой работа отсылает нас к мексиканской монументальной живописи Диего Риверы или Сикейроса и является уникальным художественным высказыванием.
Панно было закрыто пенопластом для утепления фасада, а затем поверх было нанесено современное граффити. Вся эта ситуация вызывает много вопросов, не только к руководству университета, совершающего акт вандализма, но и к современному художнику, который своей новой работой, прикрывает этот акт.
Кафе “Гугуцэ”
Здание кафе “Гугуцэ” в центральном парке больше чем просто уникальный объект модернистской архитектуры. Это важная часть коллективной памяти и городской идентичности. Многослойность этого пространства объединяет воспоминания и переживания горожан и отражает процессы, характерные для современного молдавского общества. Сначала ресторан “Норок”, детское кафе-мороженное “Гугуцэ”, потом заброшенность и ощущение бессилия от невозможности повлиять на ситуацию, и наконец концентрация всей критики к политической ситуации в стране и борьба за городское пространство, переросшее в протестное движение OccupyGuguță.
Скандалы и протесты урбанистов и общественников, связанные с планами постройки на месте кафе 13-этажного коммерческого здания, опасность безобразного изменения центрального городского парка и исторического центра, игнорируются. А пока художники и активисты не только протестуют, но и переосмысляют это место, добавляя новые слои в символическое пространство кафе “Гугуцэ”.
Исчезающая «Ромашка»
То, что происходит сегодня со знаменитой Ромашкой – лучшая иллюстрация сознания современных девелоперов, которые в погоне за прибылью полностью игнорируют городской контекст.
Самый высокий жилой дом Кишинёва (73 метра) был построен к 1986 году. Архитектор проекта Олег Вронский вдохновлялся знаменитым жилищным комплексом «Марина-сити» в Чикаго. Здание стало не только визитной карточкой города, но и образом, который успешно используют местные и иностранные дизайнеры. Проезжая по Виадуку над Долиной роз взгляд всегда цеплялся за эту футуристическую конструкцию. Но за последний год ситуация изменилась. Новая застройка забирает у жителей города не только парковую зону Долины Роз, но и возможность увидеть шедевр архитектурной мысли.
Это только некоторые примеры, которые иллюстрируют процессы происходящие в области архитектурного и культурного наследия Кишинёва. И пока российский институт урбанистики “Стрелка” привлекает внимание к кишинёвским памятникам архитектурного модернизма, ассоциации BACU трепетно собирает объекты советского периода, а польские дизайнеры выпускают бумажные макеты наших зданий, реальная ситуация такова, что скоро мы сможем любоваться лишь Кишинёвом который остался на фотографиях.
Автор: Максим Поляков
При поддержке программы IREX Europe „Consolidarea Presei Independente și a Educației Mediatice în Moldova”.
IREX Europe – неправительственная некоммерческая организация, предлагающая инновационные программы для повышения качества образования, укрепления независимых масс-медиа. Для получения более подробной информации заходите на www.irex-europe.fr