Дима Потапов о том, что в искусстве нет компромиссов
Минеральная вода Borjomi представляет серию интервью
"А ты с характером"
Есть люди, которые не боятся быть собой. Они делают то, на что другие не решаются, идут за мечтой, рискуют. Они не стараются понравится кому-то - они просто такие, какие есть. Именно про таких и говорят: "А ты с характером!".

Совместно с минеральной водой Borjomi мы запускаем серию интервью с людьми, которые вдохновляют, удивляют, заставляют задуматься, но точно не оставляют равнодушными.

Во втором выпуске - граффити-художник Дима Потапов.
- Расскажи про тег BTA, который можно встретить на каждом втором заборе и каждом третьем доме нашего города.

- Это тег был придуман командой начинающих уличных художников с Ботаники, в числе которых был и я. Позже команда распалась, остался только я. Ну, и этот тег. С учетом первых попыток, занимаюсь я граффити на сегодняшний день лет 14.

- А это вообще законно?

- Не особо.

- Что, бывали и случаи задержания?

- То, что я делаю, на грани закона, и, естественно, были и воспитательные беседы, и объяснительные, и штрафы (правда, их я никогда не оплачивал).

Знаю, что к некоторым приходили домой: спрашивали, кто этот, а кто тот. Не уверен насчет себя, но о тех, кто много рисует, я думаю, полиция знает. И это обычное дело, такое происходит во всех странах. Просто художников не трогают, потому что они не переступают рамки.

- На юрфак ты поступал с этим подтекстом?

Можно сказать, что да. Я выбрал этот факультет, потому что, во-первых, надо было хоть что-то выбирать, а, во-вторых, я хотел максимально оптимизировать знания, которые я могу получить в вузе. Но потом я все равно забил на универ и просто катался по Европе.

- Когда ты понял, что это станет твоей профессией?

- Лет пять назад. Тогда я избавился от всей техники и решил, что буду рисовать руками.

- Что вообще значит «работать граффити-артистом»?

- По большей части это фриланс. Конечно, можно себя продвигать, стучать во все двери, медиатизироваться, но я лично это не люблю, и, соответственно, не делаю: есть хороший объем работы – хорошо, нет – нет. Мне проще, потому что я в этом деле дольше многих в городе, что значит, что я – один из первых, на кого выходят.

- А как происходит менеджмент твоей жизни? Он вообще есть?

- Менеджмента у моей профессии не может быть, особенно на постсоветском пространстве, потому что здесь никто не ценит твое время. Был период, когда я брал все заказы подряд, и у меня было все забито. Но потом я устал делать ***** [то, что мне не нравится].
- Что было самым трэшовым, что у тебя заказывали?

- Трэш - это 99%. Очень редко бывают заказчики, которые дают тебе ключ и говорят: «Вот стена – делай, скажешь, когда прийти». Поэтому я решил, что не хочу играть по этим правилам, не хочу сдавать работу за три дня вместо должной недели, например, – мне это не интересно.

- А деньги?

- Мне ничего не нужно, главное, чтоб моей собаке было что есть, а я потерплю. Мне слишком надоело, что я не могу собрать даже собственное портфолио, потому что мне стыдно за некоторые заказы. Это дорога в никуда.

- Тебе часто приходится идти на компромиссы с собой?

- Я не из тех, кто готов идти на компромиссы. Я довольно прямолинейный человек: если это ***** [плохо], то я говорю, что это ***** [плохо].


- Влияет ли это на твой уровень жизни? На личный комфорт?

- Мне одинаково комфортно и в палатке, и в трехэтажном доме - это не играет никакой роли. Гораздо дороже – мое состояние. Я не хочу стоять у стены и нервничать, что я делаю ***** [неинтересные вещи], чем заработать кучу денег, чтобы потратить на отдых.

- Ты давно к этому пришел?

- Это можно разбить на периоды: когда ты только начинаешь, работы совсем нет. Потом ты крутишься, становишься ремесленником, который делает все подряд. Тогда у тебя появляется очень много заказов разной сомнительности. Если у тебя есть скиллы, которые позволяют делать разное, а не сосредотачиваться на одной технике, то можно зарабатывать очень много. Но потом наступает день, когда ты от этого устаешь и решаешь делать то, что хочешь.

- Получается?

- Это тоже не лучшее решение: ты рисуешь раз в год, а в остальное время просто стоишь на месте, не развиваясь. Есть золотая середина: я работаю при определенных условиях - либо я выполняю работу в собственной стилистике, либо делаю так, как просят, но в разы дороже.
- А чего ты сам хочешь?

- Я хочу работать с большим форматом. Я хочу работать с другими художниками, с талантливыми людьми, потому что сам я ведь бесталанный.

- И ты осознанно к этому пришел?

- Да. Во мне есть талант - ******* [работать], и я ***** [работаю]. Пока четко выраженного стиля у меня нет. Я просто стараюсь развиваться - рисую часто и много. Недавно, например, работал над проектом, в котором в общей сложности 800+ квадратных метров - это большие бетонные ёмкости, в которых хранят вино. Над каждой отдельной «бочкой» работал в стилистике определенного художника – это было отличным упражнением. Я учусь и, возможно, когда-нибудь я смогу согласиться с тем, что я талантливый. А пока я просто работаю, могу работать по 20 дней и спать по 4 часа.
- А были проекты с экстремальными условиями?

- Если ты не избалованный художник, то условия у тебя обычно супер беспонтовые. Например, я жил в палатке возле стены, или каждое утро шёл 12 километров до точки, потому что жил в соседнем селе. Но я привык к этому, и получаю кайф от самой работы.

- Сегодня граффити – по-прежнему протест?

- Граффити – это эгоцентризм «уровень: бог». Есть разные «этапы» отношения художника к граффити: чем ты активнее, тем больше в тебе этого эгоцентризма. Проходит 10-20 лет, ты пресыщаешься тем, что тебя узнают и хвалят, и становишься самым простым человеком, спокойным, адекватным, проходишь все этапы самомнений и саморефлексий…

- А ты на каком этапе?

- Мое самомнение не завышено, я трезво отношусь к своим способностям.
Партнерский материал.
Подготовлен совместно с Borjomi
© 2019 All Right Reserved. locals.md
[email protected]