Родом из Молдовы: оперная певица Лидия Липковская
Telegram

Наша знаменитая соотечественница пела во всех лучших оперных театрах мира, в частности, на сценах миланского «Ла Скала», нью-йоркского «Метрополитен-опера», парижского «Гранд-опера» и лондонского «Ковент-гарден».

Родилась 28 апреля 1884 года в селе Бабин Хотинского уезда Бессарабской губернии (ныне Кельменецкий район Черновицкой области Украины) в семье Липковских Якова Ивановича и Доминики Валерьяновны. У Липковской было три сестры и четыре брата. Отец, очень любил музыку, сам играл на скрипке и организовал детский хор, в котором пели дети.

Петь начала с пяти лет. Начальное образование получила в двухклассной сельской школе. Затем поступила в Мариинскую женскую гимназию в Каменец-Подольске. С 12 лет пела в церковном хоре, с 14 принимала участие в благотворительных концертах.

Выйдя тайно замуж в 17 лет (против воли родителей) за студента Петербургского университета Христофора Маршнера, в 1902 году уехала с мужем в Петербург, где в 1903 г. поступила в местную консерваторию под фамилией Маршнер, где обучалась пению в классе Н. А. Ирецкой, получая материальную поддержку (100 руб., от жены царя). Родилась дочь Ариадна. Через два года Липковская оставила мужа, который противился её желанию учиться петь.

В 1906 году, как всегда на масленицу, во всех оперных театрах Петербурга шли спектакли с участием разных гастролеров. Лидия (из-за скудного бюджета) на спектакли не ходила, проводя все время за разучиванием своего репертуара. В один из дней ее разыскал сеньор Угетти, антрепренер, приехавшей на гастроли русско-итальянской оперы. Вечером у него шел бенефис известного певца Н.Н. Фигнера, но внезапно заболела солистка. Угетти, услышав, что одна из студенток Консерватории поет роль Джильды (“Риголетто”), предложил Лидии спеть, и она согласилась выйти на сцену под своей девичьей фамилией.

Наутро студентка проснулась знаменитой. Все газеты протрубили, что молодая дебютантка – восходящая звезда оперной сцены. В тот же день на занятии г-жа Ирецкая спросила у своих учениц, кто из них пел вчера Джильду. Ожидая услышать похвалу наставницы, Липковская вскочила со своего места: “Это была я!” Наталья Александровна, строго окинув взглядом ученицу с ног до головы, отчеканила: “Я думала сделать из вас серьезную певицу, а вы пошли петь недоучкой. Оставьте мой класс и больше сюда не приходите”.

Несколько месяцев “виновница” брала уроки у А.П. Петровского, артиста- режиссера Александринского театра (ныне – Санкт-Петербургский академический театр драмы имени А.С. Пушкина). А потом Ирецкая послала за Липковской, и взяв с нее слово больше не повторять своей ошибки, вернула студентку в Консерваторию.

В 1906 году наша землячка заключила контракт с дирекцией Мариинского театра (государственный академический театр оперы и балета в Санкт- Петербурге) в качестве певицы лирико-колоратурного сопрано русской оперы. С того времени началось восхождение Липковской на Олимп оперного искусства, где девушке из Бессарабии удалось потеснить многих звезд.

Своим голосом Липковская овладела в совершенстве, что позволяло ей блестяще исполнять труднейшие партии. Она легко состязалась со скрипкой и флейтой. Даже в самом высоком регистре (а она свободно брала три октавы) голос её не терял мягкости и певучести. Взыскательная публика императорского театра была покорена и Липковская вскоре стала считаться одной из лучших колоратурных сопрано.

“Липковская и лирическая, и драматическая певица, – писал в своих Театральных заметках в газете “Новое время” от 19 апреля 1909 года драматург Юрий Беляев – Ее Джульетта полна духа первых почек весны, а драматизм ее какой-то надломленный и усталый. Но она трогательна повсюду, где союз голоса и чувства сочетается в одном впечатлении прекрасного. Она всегда неожиданна, говорю я. Это ли не залог ее будущего успеха!”. В 1921 – 22 годах Липковская совершила кругосветное концертное турне. Французская, английская, итальянская, американская пресса, откликаясь на гастроли Липковской, неизменно отмечала как вокальные достоинства, так и ее высокохудожественную игру.

Парижский журнал “Comaedia illustre” (№18, 1911), например, считал, что “Л. Липковская не только выдающаяся певица, владеющая своим голосом с поразительным совершенством, но еще большая артистка, умеющая придавать своему исполнению яркую экспрессию и нежный поэтический колорит”. Партии Джильды, Виолетты (“Риголетто”, “Травиата” Дж. Верди), Лакме (в одноименной опере Л.Делиба), Джульетты (“Ромео и Джульетта” Ш. Гуно), Марфы (“Царская невеста” Н.Римского-Корсакова) в исполнении Лилии Липковской вошли в сокровищницу русского музыкального театра.

На второй год революции Липковская, выйдя второй раз замуж, уже за французского подданного, который, имея большое состояние, не захотел жить в Союзе, уехала во Францию. Через несколько лет певица вернулась в родные края – брак распался. В 1924 году Л.Липковская впервые спела на курорте в Синае для любителей музыкального искусства Бухареста. Не раз певица выступала и в Кишиневе. 14 июня 1926 года газета “Бессарабская почта” сообщила: “в городе гостит знаменитая оперная артистка Л. Липковская, приехавшая из-за границы, где имела колоссальный успех. Из Бессарабии дива отправится во Францию, а потом – в большое турне по Америке. Перед отъездом землячка даст концерты в Кишиневе и Аккермане”.

В 1927 году Лидия Яковлевна пела в кишиневском кинотеатре “Орфеум”, который специально для ее выступления превратили в концертный зал. В 1932 году тоже в переоборудованном кинотеатре “Экспресс” прошла премьера оперетты “Веселая вдова” с Лидией Яковлевной в главной роли. После нее певица отправилась с гастролями по провинции – пела в Хотине, Сороках, Бельцах, Оргееве, Бендерах, Аккермане, Болграде, Рени, Измаиле. Вернувшись, певица вместе с труппой В.Вронского подготовила программу “Улыбка” театра художественной миниатюры, который стал давать представления в зале кинотеатра “Одеон”. После первых спектаклей кишиневцы переименовали кинотеатр в “Улыбку”.

В 1937 году 53-летняя певица простилась с исполнительской карьерой и перешла на преподавательскую работу в кишиневскую муниципальную консерваторию. У Липковской учились Лидия Бабич-Хынку, Алексей Стырча, Тамара Чебан, Николай Дидученко, Вирджиния Зеани, Гарбис Зобиан, Анна Даскал и другие певцы, внесшие большой вклад в национальное искусство.

Знаменитая певица проживала в доме по улице Щусева, 111. В настоящее время в ее доме располагается шахматно-шашечный клуб.

История дома весьма интересна. Здание было построено 140 лет тому назад Иваном Ивановым, статским советником. Чиновник купил два 2 близлежащих участка, и, объединив их, получил очень приличную территорию, на которой и построил дом на пересечение улиц Леовской (Щусева) и Немецкой (С. Лазо). Сам А. И. Бернардацци, будучи городским архитектором, курировал строение.

Со стороны ул. Щусева главный фасад симметричен. Его украшает высокое крыльцо с двумя лестницами по сторонам, парадный вход, над которым прекрасно смотрится романтичный мезонин с маленьким балкончиком. Фриз в верхней части фасада состоит из двух рядов зубчиков в консолях-опорах, которые переходят в цветочную тему. Здесь соединились и народное творчество, и строгий неоклассицизм, но весьма тонко, и поэтому полученная художественная форма не несет противоречий, ведь оба стиля – вечные эстетические ценности.


Вход с бокового фасада со стороны ул. Лазо считался изначально запасным. Сегодня эта дверь используется, как главный вход в шахматно-шашечный клуб, который функционирует здесь с 1983 г. После войны в этом доме расположилась спортивная школа, которая обучала будущих баскетболистов и волейболистов (само здание находится прямо напротив стадиона «Динамо»).

В первой половине ХХ века боковой вход выходил на улицу Немецкую, потом получившая название «Принца Карола», затем ул. Великого Воевода Михая – с 1931, сегодня это – ул. Лазо. Этот самый вход вёл в зал, где проводились музыкальные мероприятия. Музыка звучала в этом доме с 1919 по 1940 года, именно тогда, когда он принадлежал примадонне Лидии Липковской.

Лидия Яковлевна несколько лет занималась преподаванием вокального искусства в Бухарестской и Тимишоарской консерваториях. Затем переехала в Париж, где жила ее дочь Ариадна. Но воссоединение семьи почему-то не произошло. Больная сахарным диабетом певица вынуждена была перебраться к сестре в столицу Ливана. В Бейруте Липковской предложили место директора местной консерватории. Но из-за прогрессирующего недуга она не могла работать. Доживала Лидия Яковлевна свои дни в крайней бедности, 22 марта 1955 года ее не стало… Похоронена на православном кладбище в районе Хамра Западного Бейрутa (Ливан).

Telegram