Кишинёвские кладбищенские истории
Telegram

Кладбища — это слегка укрытое вуалью лицо города. Они хранят его историю, фиксируют судьбы людей и улиц, отражают витки архитектурной мысли, структуру религиозных конфессий, и, конечно, весь спектр политических событий. Кладбища иногда так упрямо охраняют какую-то страницу нашей истории, что от них невозможно добиться правды. Некоторые из старых кладбищ – уже скорее музеи, грустные и тихие. Они – дух города, и поэтому могут быть невидимы.

Для некоторых кладбище было одним из мест детских игр, юношеских встреч и взрослых посиделок. «А на кладбище все спокойненько, от общественности вдалеке, все культурненько, все пристойненько, и закусочка на бугорке» — пел В. Высоцкий. Я, например, каждый май приносила с кладбища неподалеку охапки сирени, чтобы на следующий день возложить их на мемориале.

Для обозначения людей, любителей кладбищ, даже есть свой термин – тафофил! Оказывается, существует на свете такое экзотическое хобби, а у некоторых – мания.

Каждое кладбище уникально своей историей, размерами, ценой вопроса. Это еще и некое отражение действительности. Например, можно проследить классовость: даже на общедоступной Дойне есть «элитный квартал» с обильно декорированными (а местами и просто вычурными) склепами. Можно отдельно выделить кладбища, где покоятся преимущественно знатные люди (Центральное Православное, утопающее в плюще, мраморе, базальте), и кладбища простолюдинов (кладбище у церкви Святой Троицы с простыми каменными плитами и наспех высеченными буквами). Также есть деление кладбищ по профпризнаку:  церковные служители хоронились при церквях, а военные — на специальных воинских кладбищах (кладбище Героев возле Jumbo)..

Сохранившихся на сегодняшний день кишиневских кладбищ немало, но ещё больше – несохранившихся или заброшенных.

Дойна

Мало кто знает, что официальное название – кладбище Святого Лазаря, а «Дойна» – это приобретенное от наименования улицы, на которой оно находится.

Наша Дойна считается одним из самых больших некрополей Европы и занимает около 220 га. Считается, что оно занимает 5 место после Венского (2,4 кв. км.), кладбища под Гамбургом (450 га), Северного кладбища Ростова-на-Дону (380 га),  Нижненовгородского кладбища (230 га).

Дойна –  достаточно современное кладбище. Оно было открыто в 1966 году (если вы увидите на надгробии дату типа 1949 г., то это перенесенное с другой территории захоронение). На рубеже 60-х и 70-х Дойна получила статус городского кладбища. До этого здесь располагалось маленькое кладбище села Чевкары. Но Кишинев разрастался, и со временем поглотил это село.

На территории кладбища св. Лазаря находятся около 600 фамильных склепов. Кстати, достаточно большая часть кладбища принадлежи правительству Германии. Тут захоронены останки немецких солдат, найденные на территории Молдавии. Этот аккуратный мемориал отлично виден с дороги, ведущей в Гратиешты.

Вообще, некоторые считают, что Дойна отнимает более 200 га плодороднейших пахотных земель. Но, насколько известно, там, где есть чернозем, слой его (около 1 метра) перед захоронениями срезали и вывозили. Так что все хорошо. Но даже если когда-то этого и не делали, то, будем реалистами, у нас достаточно пашни, а уж заброшенной и неразработанной-то…

 

Это интересно:

По желанию разрешается хоронить умерших в могилах усопших более 7 лет назад родственников. Более древние останки кладут в мешочек, а мешочек – в гроб, гроб – в землю.

Это достаточно цивилизованное решение проблемы переполненности кладбищ. Уж точно гуманнее по сравнению с тем, что происходит на Армянском кладбище.

Армянское  – тоже приобретенное название. На самом деле это Центральное Православное кладбище, а свое народное название получило от улицы (а вот уже улица, в свою очередь, от армянского подворья).

Площадь кладбища около 10 га, самое старое захоронение датируется 1825 годом, а само кладбище основано в 1811. До революции кладбище было строго православным, а в годы советской власти – общим. При СССР на территории кладбища успели построить кинотеатр «Гаудеамус».

Уже более 30 лет кладбище закрыто для захоронений, и де-юре исключения делаются высочайшими инстанциями для заслуженных людей. Но в наш век все продается и все покупается, вот и растут новые надгробия и заготовки под склепы, причем для людей, не внесших особого вклада в историю. Кроме этого, волнует тот факт, что с появлением новых захоронений, а тем более склепов (6-8 кв. м.), территория кладбища не увеличивается. Логика пятиклассника подсказывает, что растут они на старых могилах. Там, где мирно покоится прах давно умерших. Говорят – и мы верим! – что ради денег разрушались не только древние, бесхозные (но от этого не менее заслуживающие уважения) могилы, но и ухоженные, приятные взгляду.

Вот, например, в середине 1990-х  на улице Пан Халипа проводили какие-то подземные работы. По словам очевидцев, экскаватор выдирал из-под земли истлевшие гробы и кости, которыми потом несколько дней были усыпаны тротуары. Это абсолютно ненормально. Есть мнение, что склеп семьи Лучинских сооружен на месте исторических захоронений.

На Армянском кладбище находятся захоронения кавалеров ордена Александра Невского.  А вот вам еще фамилии с надгробий: Матеевич, Донич, Котовский, Маврокордат, сербский принц Алексей Карагеоргевич, Крупенские, княгиня Дадиани, Виеру, Плэмэдялэ, Ион и Дойна Алдя-Теодорович, Тома Чорбэ, великий силач Иван Заикин. Чтобы вы оценили масштаб проблемы (помимо аспекта бережного отношения к останкам в целом), многие из надгробий ценны для потомков еще и в разрезе культурно-историческом.

 

На каждом шагу – произведение искусства. Но единственное, что государство считает ценным на Армянском кладбище, – это Церковь Всех Святых (сер. XIX в.). Ну что, вроде как церковь под охраной, спим спокойно. Остальное по документам не является памятником ни архитектуры, ни культуры. По словам кишиневского краеведа Евгения Румянцева, «этому кладбищу нужно придать статус музея или что-то вроде того». Но мы-то знаем, что это вряд ли это сильно изменит ситуацию. Но и бездействовать тоже не в наших интересах. Помните, как мы спасали Ружину?

 

Это интересно:

  1. Мало кто знает, но если стоять лицом к церкви, то слева можно увидеть вечно запертую дверь. Она ведет в подвал, где захоронены самые богатые и знатные особы Бессарабии: бояре, купцы, военачальники.
  2. Пару десятков лет назад на территории кладбища жили несколько семей, не имевших ничего общего с церковью. Просто жили. Вешали белье поперек похоронных процессий и варили заму.
  3. Места на Армянском кладбище не выделяются на вечное пользование, а сдаются в аренду. 10 леев в год – более чем символично. Но балансу у примэрии не сойтись, т.к. у многих исторических личностей, похороненных здесь, нет родственников. Может, поэтому власти считают себя вправе самовольно раскапывать старые могилы ради новых прибыльных склепов и пафосных надгробий.
  4. На территории кладбища был когда-то склеп времен Российской Империи – милый такой, с окошком. В склепе покоилась молодая девушка с трагической судьбой на мотив «Ромео и Джульетты». Внутри вышеозначенный склеп был под потолок исписан памятными цитатами. Например, такое: “Коля со своей подругой здесь лежали друг на друге”. Считается, что именно из-за такого неуважения склеп и снесли в 80-х, что, по сути, есть еще большее преступление. Очевидцы рассказывают, что скелет девушки был сначала выброшен наружу, а потом его по пьяни закинули в склеп дворянина Пурчел. Кстати, люди говорят, что именно сюда долгое время скидывали останки со всех старых могил, которые раскапывали, чтобы втиснуть какого-нибудь бизнесмена. А зато сатанистам праздник: они всегда знали, где взять пару-тройку черепов для обрядов.
  5. Самое впечатляющее надгробие кладбища: скульптурный портрет одной из Крупенских, выполненный в натуральную величину. В узорчатой беседке сидит, как живая, мраморная старуха. Черты лица, морщинки, кружевной воротник, складки платья. Скульптуры такого качества вообще встречаются весьма редко, а уж в качестве надгробий и подавно. (из рассказа  С. Белкина “Армянское кладбище”)
  6. Есть на территории великолепная усыпальница, напоминающая парижский Sacré Cœur, но ее превратили в склад лопат и грабель. Участь сарая не миновала и семейный склеп Гулак-Артемовских.
  7. Интересна ограда могилы академика И.Г. Дикусара. На калитке три буквы — N P K. Академик отдал жизнь агрохимии, и эти буквы — символы трех главных «растительных» химических элементов: азота, фосфора и калия.
  8. Плющ, густо и нежно обвивающий надгробия, кресты, заборы, скамейки – правильно называется хедера (Hedera helix)
  9. Рассказ

Резкий контраст представляет другая часть Армянского кладбища.  Она хорошо отделана, ухожена, охраняема. Речь о мемориале «Вечность». Да, видимо, наших властей хватило только на это. Правда, в процессе реконструкции находили огромное число костей, но это неудивительно, так как Мемориал (и кинотеатр) находится на территории старого Лютеранского кладбища. Не пощадили даже склеп известнейшего архитектора красивейших зданий Кишинева А. Бернардацци.

На мемориал воинской славы в 60-х годах прошлого века были перенесены Захоронения советских солдат у к\т Патрии.

 Армяно-католическое кладбище (иначе «Польское») основано приблизительно в 1813 г. Оно объединило Римско-католическое и Армянское кладбище. Адрес объекта: Валя Трандафирилор, 11.

Первые страницы истории этого кладбища тесно связаны с именем Митрополита Бэнулеску-Бодони. Здесь покоится прах известных меценатов, дворян, купцов, архитекторов. Из современных личностей здесь, например, похоронен Валентин Войцеховский, к проектам которого относятся здания к\т Патрия, Детского мира (Gemeni), Минсельхоза.

Неудивительно, но внутренние стены часовни лет 10 назад просто изобиловали всевозможными сатанинскими символами (и пентаграммы, и малоизвестные знаки, и классическое «здесь был вася»). Со временем их стирают и замазывают, но появляются новые, не менее идиотские настенные узоры.

Вообще, армянская часть кладбища более ухоженная, периодически приводится в порядок, а в католической – грязь и разруха.

Это интересно:

В 1945 г. под постройку техникума физкультуры было внезапно отдано место на действующем тогда Польском кладбище. В подвалы здания потом никто не спускался, кроме сторожей. Причина очевидна: при строительстве ни у кого не было ни времени, ни желания разбираться с памятниками, костями, гробами, и они пошли в основание фундамента здания.

Еврейское новое” кладбище (XVIII в.) с погребальной синагогой находится на Скулянке, по адресу Милано, 1. Его площадь около 11 га (более 40 тыс. могил). Датой основания считается 1812 год.

Это кладбище ранее занимало большую территорию, но было варварски искалечено в советское время. Уникальные надгробия и памятники сравнивались с землей. В 1958 г. часть еврейского кладбища была отведена под парк отдыха (!) «Alunel», что абсолютно явно попахивает маразмом.

В 1978 году кладбище закрыли, но в 1993 лет на нем снова разрешили хоронить.
Среди похороненных евреев много мучеников: жертвы погрома 1903 г., 1905 г., и расстрелянные во время оккупации, и погибшие в гетто. Есть данные, что здесь была расстреляна группа молдавских антифашистов. Этот факт доказывает железная дверь, вся в пулевых пробоинах.
Сейчас кладбище находится в ухоженном состоянии.

Интересно:

  1. Мы не видели, но говорят, там есть оригинальный памятник погибшему летчику, к надгробию которого привинчена лопасть от самолета.
  2. Только в Молдове у евреев существовала традиция, когда надпись на камне по воле покойного выполнялась сыном.
  3. Чаще всего на плитах встречаются изображения льва, цитрусового плода, птицы, кувшина для омовения.
  4. Кроме надгробных плит, здесь можно встретить и могилу, заваленную камнями. По еврейскому обычаю, вместо цветов приносят камушки, и по их количеству можно судить о том, насколько уважаемым был человек. Кстати, при входе на кладбище стоит металлический ящик с камнями (для тех, кто не взял с собой заранее).
  5. Варварски снесенные при застройке кладбища надгробия были использованы для мощения дорожек в саду больницы ЛечСанУпра, в самом парке Alunel и на других объектах.
  6. На кладбище покоятся останки расстрелянного главного раввина Бессарабии Иегуды Лейб Цирельсона, а в его могиле потом была захоронена Тора, поврежденная во время погрома 1903 года. В дальнейшем эту могилу использовали как генизу, складывая туда предметы ритуала, уничтожение которых запрещено еврейским законом, и поврежденные части Торы.

Есть еще “старое” Еврейское кладбище (за цирком на месте автостоянки) – полностью разрушенное.

Упомянем еще одно уже давно не существующее Eврейское кладбище XVII-XVIII вв  – в нижней части Измайловской улицы (там, где сейчас посольство Румынии).

Кладбище у церкви Святой Троицы (XVIII-XIX в) находится на месте старого кладбища села Мунчешть, ниже Jumbo, напроив Дворца Культуры Железнодорожников. Это захоронения знати, ранее пригород Кишинева. Церковь троицы Живоначальной была здесь построена в 1869 году.

Петриканское  – древнее маленькое кладбище рядом с Полтавкой по адресу ул. Петриканская 1А .  Насколько нам известно, с недавних пор на нем продолжают хоронить.

После развала СССР там действовала только старая заправка и была лесопосадка, которая поглотила этот некогда внушительный некрополь. Но частный сектор разрастался, и народ снова стал использовать кладбище по назначению, т.к. желающих строить там дома не нашлось. Самые старые могильные камни Петриканского кладбища датированы 1782 г. Значит, ему около 250 лет. По сведениям краеведческого музея, первоначально на этом месте хоронили жертв эпидемии чумы 1709-1712.

Кладбище у церкви Св. Константина и Елены находилось на месте цирка по адресу ул. Цирк, 6. В XVIII в. там  хоронили знать; до 30-х XIX века его звали старым Городским кладбищем. Часть кладбища была разрушена, и на этом месте вырос Цирк, ныне тоже в упадочном состоянии. На большей части некрополя плиты просто снесли, и образовался знаменитый пустырь, «бессмысленный и беспощадный». Сейчас у церкви можно разглядеть жалкие остатки кладбища – около 20 сохранившихся, и то не целиком, надгробий.

 

Кладбище Героев находилось рядом с Jumbo, на месте туберкулезной больницы (впоследствии снесенная).

Оно было построено в конце Первой мировой войны (1918 г.) для погибших солдат, а потом там хоронили и ветеранов. Воинское кладбище было поистине многонациональным: румыны, русские, чехи, поляки, австрийцы, французы, венгры и др. В 30-х здесь был возведен мемориал Чешскому легиону. В межвоенное время улица рядом носила название «ул. Героев», а при СССР была переименована в Краснодонскую. Старожилы местной магалы вспоминают, как в середине 50-х экскаватор сносил некрополь, вынимая ковшом кости усопших. Тут были похоронены и гитлеровские офицеры, и члены румынской сигуранцы. Из ковша экскаватора выпадали дорогие портсигары, наручные часы, кортики.

После застройки кладбища туббольницей фундамент часовни приспособили под беседку – ну не пропадать же, пусть больные проветриваются! Сейчас все, что осталось, кроме часовни, – это полуразрушенная лестница с оббитыми колоннами, видная с улицы Дечебал. Ходят слухи, что в ходе судебного разбирательства возможно появление на этом месте мемориала.

Мунчештское кладбище находится  в периметре железной дороги, улиц Декабристов и Юрие Бабей. Кладбище крохотное, но уплотнённое. От железной дороги оно отделено узким пустырем и еще более узкой полосой деревьев. На протяжении долгого времени захоронения были под запретом, но сейчас вроде уже снова можно. От жилых домов кладбище отделено всего лишь улицей Декабристов, а в некоторых местах могилы прямо подпирают заборы домов.

Скулянское кладбище датируется началом XX в. и находится  по адресу пер. Кэлэраш 12 Б, в укромном месте, достаточно хорошо скрытом от глаз прохожих.  Кладбище образует небольшой треугольник. Несмотря на более чем скромные размеры, крестов там много благодаря высокой плотности захоронений.

Старобоюканское кладбище появилось рядом с церковью, возведенной в 1818 г. Сегодняшний его адрес: Bisericii, 5. Кладбище небольшое, вмещающее и старинные надгробия, и более современные захоронения.

Чеканское кладбище – обычное сельское небольшое кладбище, где хоронят до сих пор, правда нечасто. Кладбище находится  на крутом склоне у дороги, с видом на город.

Братская могила расстрелянных патриотов – это захоронение  расстрелянных парашютистов PККА, которых сбили прямо в воздухе. Они по ошибке высадились в тыл к немцам.

Вообще, наверное, если копнуть глубже, найдется еще немало древних, разрушенных, забытых кладбищ. Ведь наш город объединил в себе несколько сел и деревень, у каждой из которых исторически был свой некрополь. Это Мунчештское, Чеканское, Новобачойское, исчезнувшие кладбища на Соколень, в районе Харлампиевской церкви, кладбище у Дмириевской церкви (на его месте сейчас детский сад, жилой дом и лицей Дм. Кантемира). К тому же, практически каждая старая церковь в Кишиневе окружена надгробиями, а это тоже своего рода кладбища: надгробия у Вознесенской церкви (болгарская, адрес: Гр. Уреке, 58), надгробия у Мазаракиевской церкви (старообрядческая, адрес: Мазаракиевская, 3), надгробия у Церкви Святых Архангелов Михаила и Гавриила и Святого мученика Валерия (Сф. Георге, 4).

Думать об этом жутковато, но, совсем немного утрируя, можно все-таки сказать: наш город стоит на костях.

 

Автор статьи Tanya Babyjohnson

Источники:

oldchisinau, benia.livejournal.comkp.md, plus.md, vedomosti.md, almamater.ru, analytique.md,

 

Telegram