ЖЗЛ: молдавский шпион и авантюрист Илие Кэтэрэу
„Cătărău este voinic,
N-are teamă de nimic!”
Такой кричалкой подбадривала публика своего любимчика – Илие Кэтэрэу (Ilie Cătărau), когда он бился на арене цирка Sidoli в Бухаресте. Однако, наш соотечественник прославился далеко не цирковой карьерой, точнее, далеко не только ею.
Яркая и насыщенная судьба Илие Кэтэрэу достойна голливудской экранизации.
Илие Кэтэрэу родился в селе, тогдашнего Оргеевского уезда Бессарабской губернии в 1888 году. Его семья была бедной, многодетной, кроме того, он и его сестры рано осиротели. Не смотря на это, Илие рос смышленым мальчиком, и учился сначала в Ананьевском и Одесском лицее, а далее в Кишиневской Семинарии. Окончить ее ему не удалось из-за материальных сложностей, и его рекрутировали в Царскую Гвардию.
Вид из села Mărcăuti на село Molovata. Места, где провел детство Илие Кэтэрэу
Илие служил гусаром кавалеристом, в Варшавском Гарнизоне, где, судя по всему, его и завербовала царская разведка. Что именно побудило его «бежать» в Румынию – неизвестно, однако следуя логике вещей, его подначили на это Бессарабский черносотенец Пуришкевич и панславист Бобринский. Так или иначе, Илие Кэтэрэу был арестован румынской жандармерией при попытке вплавь пересечь реку Прут. В тюрьме он провел совсем немного времени, так как, по счастливой случайности ему довелось познакомиться с известным меценатом и благотворителем тех лет Г. Бургеле, которого он враз очаровал. Илие удалось убедить старого филантропа в том, что он является жертвой царского режима, и его отчаянная попытка проникнуть на территорию Румынии, есть не что иное, как стремление воссоединиться со своими братьями по ту сторону Прута.
Бургеле с легкостью высвобождает Илие из тюрьмы под свое личное поручительство и пристраивает его в Ясский Университет. Стоит заметить, что Илие Кэтэрэу к тому моменту практически не знает румынского языка. Что, однако, не мешает ему очень скоро внедриться в активную студенческую, общественную и политическую жизнь, посещая националистические и унионистские кружки и встречи. Быстро он заводит нужные знакомства, и вскоре его принимают с распростертыми объятьями уже в Бухаресте. Там предводители Сообщества Румын из Бессарабии – Замфир Арборе и Иоан Бибическу, помогают ему поступить на факультет литературы и философии Бухарестского Университета. Будучи студентом, он подрабатывает чернорабочим и плотником на строительстве гостиницы Imperial, а так же, участвует в в цирковых боях против профессиональных борцов , а так же буйволов, что говорит о его недюжинной физической силе, при росте около двух метров. Благодаря его разовым подработкам, у нас и сейчас есть возможность увидеть всю мощь телосложения Илие Кэтэрэу. Он позировал для скульптора Фредерика Сторка, который в то время оформлял Парк Карла I, в Бухаресте. Один из двух древнегреческих мраморных Гигантов повторяет формы нашего героя, и до сих пор стоит в том самом парке.
Не стоит забывать, что, все-таки, основная его деятельность была другой. Он был студентом и очень скоро университетская элита знакомит Илие с известным и влиятельным Николае Йорга, который восхищался прекрасным знанием языков, географии и острым умом молодого студента.
Йорга быстро принимает его в ряды своей партии и «Культурной Лиги» и лично знакомит его с принцем Карлом. Видимо, примерно в этот период, нашего соотечественника вербует уже румынская сторона. Таким образом, несмотря на свой юный возраст, Илие был уже двойным агентом – Российских и Румынских секретных служб. В это время он ведет рисковую шпионскую игру, но даже будучи вынужденным, публично раскрыть себя как двойного агента, ему удается убедить и тех и других в своей преданности.
Очень быстро, он внедряется в высшее общество Бухареста. Постепенно, размеренная политическая жизнь Румынской столицы ему наскучивает и его взгляды становятся более радикальными. Из умеренного национал-демократа, Илие становится активным анархо-коммунистом. Тогда он начинает диверсионную и откровенно террористическую деятельность.
Его бунтарским настроением пользуются борцы с венгерским владычеством в Румынии и отправляют его, на осуществление двух громких терактов в г. Брашов и Дебрецен. Он вместе с сообщником закладывает динамит и взрывает 20-ти метровую статую Arpad на горе Тымпа в Брашове, которая является символом венгерского господства. А в венгерский город Дебрецен он, из Черновцов отправляет посылку на имя епископа Miklossy István. Почта доставляет 20 килограммов взрывчатки в Епископский Дворец, где прогремел мощный взрыв, от которого пострадали несколько человек и большая часть здания. С этого момента Илие Кэтэрэу находится в международном розыске, так как, в его поимке участвуют одновременно австро-венгры, румыны и русские. Позже, череду этих и других терактов расценили как попытку развязать конфликт между Румынией и Венгрией, что неминуемо повлекло бы за собой начало Первой Мировой Войны на пол года раньше чем «выстрел в Сараево».
Будучи в розыске, Илие Кэтэрэу вынужден бежать из страны. В порту Констанца, он на пароходе “Dacia” покидает Румынию. На пароходе он находится под личным покровительством капитана и обитает в капитанской каюте, чтобы не мелькать среди пассажиров и случайно не выдать себя. Пароход следовал в Египет, однако в Александрии ему находится было небезопасно. Там его могли схватить австро-венгерские агенты. Так что, он пересел на другое судно, следовавшее в Англию.
Спустя какое-то время, когда началась война и всем было уже не до него, он рискнул вернуться в Румынию, однако, там его приезду не особо обрадовались, и как потенциального провокатора и шпиона, решили на время заключить в бывшую тюрьму, к тому моменту закрытый монастырь Пынгэраць, что в румынской Молдове. Когда в 1916 румынские войска были вынуждены отступать на восток, наш «политзаключенный», под шумок, распиливает решетку и бежит.
Оказавшись в Яссах во время революционных событий в России, и отречения Царя, Илие Кэтэрэу пытается связаться с Кишиневской политической элитой, с многими из которых был знаком еще по учебе в Бухаресте. Однако ему не удалось найти поддержки от них, из-за своих явных большевистских убеждений и авантюристского нрава. Чувствуя приближение серьезных событий, он решает создать свою собственную партию и собрать под своим началом как можно больше людей. Для этого он использует всевозможные популистские лозунги, часто противоречащие друг другу. Он одновременно и за Великую Румынию, и за союз с Россией, и за введение военной диктатуры, и за республику, и за большевиков, и за христианскую церковь, так далее и тому подобное.
И уже во главе своей партии он прибывает в Кишинев. Тут его, однако, сразу же арестовывают по приказу русских военачальников. В заключении он знакомится с Котовским, но в суматохе послереволюционных событий их обоих выпускают. В Кишиневе партию Кэтэрэу население не поддерживает, поэтому он решает завоевать доверие большинства другим способом. Пользуясь политической нестабильностью и срочным формированием различного рода советов и комитетов, он набирает серьезный авторитет среди рядовых солдат и младших офицеров благодаря харизме и ораторскому мастерству, и самопровозглашает себя Командиром Первого Молдавского Полка.
А для подтверждения своей новой должности, он является на первое заседание Сфатул Цэрий, и клянется служить верой и правдой на благо нового законодательного собрания в должности начальника Кишиневского военного гарнизона. Но очень скоро он, дорвавшись до оружия и власти, начинает буквально терроризировать город и власти, вводя условия военной диктатуры. Когда его действия ставят под угрозу подписание Акта по Объединению Румынии и Молдовы, его вновь арестовывают и увозят в Одессу.
Как именно ему удалось бежать из тюрьмы в Одессе доподлинно не известно. По одной из версий ему удалось убедить украинцев, что его арестовали за то, что он боролся за присоединение Бессарабии к Украине, очарованные, те его и выпустили. Далее он каким-то образом оказался в Иркутске, где он крадет из храма массивную золотую статуэтку Будды. Надеясь ее подороже продать он пытается попасть с ней в Японию. Там его ловят японские власти и конфискуют статуэтку, но не арестовывают. Какое-то время он работает на китобойном судне, затем, раздобыв фальшивые документы, Илие Кэтэрэу пытается бежать из Японии, но его разоблачают и на этот раз сажают в тюрьму Йокогамы.
До момента, когда он вновь окажется в Румынии, уже в конце 40-х, ему приписывают много «заслуг», однако что из них правда, а что вымысел сказать сложно. Вроде как видели его и в США и в Мексике. Говорят, что в 1920 он был арестован в Ницце за то, что он соблазнял богатых американок и крал их драгоценности. Одна из «легенд» гласит, что он умудрился оказаться в Полинезии, и стать королем местного племени, после того как вдохновил их на борьбу против голландских поработителей. В Шанхае он попал с тюрьму за драку с русским офицером, а после того как вышел, разъезжал по городу на люксовом авто с развивающимся молдавским триколором, и, по слухам, фотографии нашего эксцентричного соотечественника попали в местные газеты. В Китае, он воевал на стороне Народной Революционной Армии и сидел в окопе с пулеметом. Во Владивостоке работал военным инструктором и получал международную зарплату в 200$ в месяц.
Но даже то, что происходило с ним после возвращения в Румынию, по большей части остается загадкой. Под покровительством коммунистических властей Румынии, он начал продвигаться по партийной линии, но вскоре ему захотелось покоя (что не удивительно), и он ушел в монастырь. Где, когда, и при каких обстоятельствах он умер, остается только гадать.
Сегодня даже жители самого села Mărcăuți знать не знают о своем неординарном земляке, и памятник в Кишинёве стоит Котовскому, а не Илие Кэтэрэу.
Вадим Масленников