История Кишинёва: Проспект Кантемира
История проспекта Кантемира, начинающегося от памятника Котовскому и заканчивающегося у Измаильской, начинается ещё в 19 веке.
1971 год. Фото: Юрий Р.
С тех пор, как в 1871 году в Кишинев стали ходить поезда, магистралью, соединяющей железнодорожный вокзал с городом, служила Николаевская (сейчас – ул. Колумна).
С обеих её сторон змеились улочки и переулки Гуцелёвки – кишиневской «магалы», раскинувшейся в периметре нынешних улиц Негруцци, Албишора, Измайловская и Колумна, по которой следовала конка от вокзала до Пушкинской аудитории.
Часть Гуцелёвки исчезла при прокладке бульвара Негруцци в середине ХХ века, а ул. Колумна (бывшая Николаевская, на тот момент – ул. Фрунзе) лишилась выхода к вокзалу – его перегородили новостройки. Троллейбусы, сменившие в Кишиневе трамвай, с середины 60-х пустили по Негруцци.
Магала ниже Интуриста. 70-е годы. Фото в редакцию Юного Ленинца в 80-е принёс мальчик, чьё имя не сохранилось. На переднем плане справа начало строительства первых многоэтажных домов по Набережной, которыми И. И. Бодюл прикрыл это зрелище от тех, кто приезжал в столицу на поезде.
В 70-е гг. район, название которого уже стало забываться, обновили со стороны Измаильской, 16-этажками, а пролегавшую много лет вдоль железнодорожного полотна ул. Салганную сменил удобный для автотранспорта пр. Ильяшенко (Набережная, Албишоара), на котором тоже выросли высотные здания, отгораживая остатки Гуцулёвки.
Новый проспект был назван он именем Дмитрия Кантемира, молдавского господаря.
Проспект Кантемира протяженным не назовешь. Он начинается от памятника Котовскому и обрывается на Измайловской. Его основная функция – соединять бульвар Гагарина с этой важной городской магистралью.
Но задуман он был не таким коротким – изначально его планировали протянуть через весь старый центр, сделав одой из главных магистралей города и сняв нагрузку с центрального проспекта.
Однако в конце 80-х планы по продлению были отложены. Не осуществили и детально разработанный проект застройки уже проложенной его части.
Кое-где проспект Кантемира обрамляли 16-этажные жилые дома, но тут и там зияли пустыри.
Застройка проспекта, приобретшего торгово-деловой характер, продолжается. Как и разговоры о её бессистемности из-за отсутствия общего подхода, диктуемого, как правило, Генеральным планом развития города. В СМИ не раз сетовали, что здания, возводимые здесь, – разнохарактерные и разновысотные, ставя в пример гармоничную застройку проспекта Шт. чел. Маре, спроектированного в послевоенные годы архитектором Войцеховским, где все решено в едином ключе. Но еще больше нареканий и непримиримых разногласий вызывает вопрос, поставленный более двух десятков лет назад и до сих пор не закрытый – о продлении проспекта Кантемира.
Сегодня продолжение пр. Кантемира за ул. Измайловской – не очень широкая старая улица Авраам Янку (бывшая Остаповская). В районе ул. Болгарской она упирается в ул. Сфынтул Георге, являясь частью путанной средневековой планировки (а точнее – старинной застройки без всякого плана), что составляет ядро старого Кишинева, отчасти сохранившегося на этом участке вплоть до ул. Пушкина, и от Банулеску Бодони – почти до ул. Михай Витязул.
На этом пространстве всё еще встречаются скверики, в старину служившие торговыми площадями, старые строения, полтора десятка которых представляют культурно-историческую ценность, сохранилась система самобытных двориков, характерных для Кишинева – то, что архитектор, скульптор и педагог Николай Искимжи назвал «матрицей Его <Кишинева> идентичности и неповторимой оригинальности».
Разработка Генплана, который призван не только блюсти красоту и эстетическую гармонию города, а и обеспечить удобство жизни, передвижения и пр., соблюдая подход к городской среде как к единому организму, открыла в 2006 году до сих пор продолжающуюся дискуссию о судьбе проспекта Кантемира.
по материалам: oldchisinau, free-time.md
Текст: Кудрявцева Елена