Сохраняя традиции: усадьба Манук-бея
При поддержке Gura Căinarului мы представляем серию статей о национальном достоянии страны, пишем о заповедных местах и архитектурных памятниках, выбирая из них самые интересные, но не банальные.
Сегодня в рубрике “Сохраняя традиции” мы расскажем об историко-архитектурном комплексе XIX века, усадьбе Манук-бея.
Примерно в 36 км к западу от Кишинева, в Хынчештах находится красивейшая усадьба. Говоря о ней, непростительно да и невозможно обойти стороной персону хозяина и основателя имения – Манук-бея Мирзояна. Историки по праву считают его одной из самых загадочных личностей XIX века, великим дипломатом и талантливым купцом. Поэтому рассказ об усадьбе мы начнем с описания жизни ее основателя.
В возрасте 12-ти лет Манук по воле отца из родного болгарского Рушчука уехал в Яссы – учиться и набираться опыта торговли у армян. Кстати, это немало ему дало: повзрослев, Манук быстро стал одним из богатейших людей на Балканах. По возвращению домой, он женился, занялся семейным делом и стал советником областных властей. Потом был драгоманом – кем-то вроде заместителя министра иностранных дел – и стал главой финансового ведомства Порты. В 1808 году за особые заслуги Манук получил от турецкого султана титул молдавского князя и бея (принца), и некоторое время фактически был правителем Молдовы.
В начале XIX века запахло русско-турецкой войной, и Манук, спасая свой бизнес, стал налаживать связи с Россией, так как видел именно в ней спасительную для христиан – и своих армянских братьев – силу. Он даже получил российское подданство, и, по большому счету, был шпионом. Переехав в Бухарест, Манук-бей построил там дворец (ныне гостиница Manuc’s Inn – Hanul lui Manu), который сыграл важную роль в русско-турецкой войне – именно здесь при помощи самого Манук-бея был подписан мирный договор.
Как вы знаете из курса средней школы, по условиям этого соглашения территория Молдовы отошла к Российской империи. Манука Мирзояна назначили действительным статским советником и наградили орденом Святого Владимира.
В Кишиневе Манук с семьей оказался не просто так – турки обвинили его в предательстве и, по слухам, ему грозила опасность. Получив наследство в живописнейших Кодрах, Манук задумал заселить эту территорию армянами. Действуя в интересах России против Порты, Манук добился от Александра I обещания, что Бессарабия станет приютом для жертв турецкого геноцида и привез сюда целых 100 армянских семей. Его даже прозвали «принцем армян». Он купил огромный надел земли, на котором располагались 40 деревень, а под Хынчештами в 1816 году была заложена семейная усадьба. По его задумке вскоре здесь должен был вырасти город Александрополь, а река и леса рядом только облегчали задачу. Мечта Манука не осуществилась, но Кишинев заселили армяне и, создав диаспору, немало дали городу.
В 1817 Манук-бей Мирзоян внезапно умер, оставив жену с шестерыми детьми – то ли упал с лошади в результате инфаркта, то ли карета перевернулась. Похоронен он во дворе армянской церкви Св. Богородицы в Кишиневе, фундамент котрой заложил собственноручно. Кстати, могильная плита неплохо сохранилась до наших времен. Странно, но никто из потомков никогда не был в Хынчештах и не предъявлял прав на наследство. Правда, говорят, его родственник, канадский архитектор Петер фон Корф в одном интервью с гордостью упомянул свои армянские корни.
Интересно, что великий Манук успел оставить след и в молдавском виноделии: в Хынчештах появилось промышленное производство вина по французской технологии. И сейчас завод “Витис Хынчешть” (Vitis Hincesti) производит высококлассные вина. Причем некоторые участки были классифицированы специалистами Французского института виноделия как апелласьоны, а один из виноградников – даже как шато.
Мануку обязаны процветанием многие балканские города, в том числе его родной Рушчук: на деньги купца строились караван-сараи, мельницы, мосты, была налажена добыча руды. Талантливый предприниматель владел монополией на торговлю шелком, табаком, шерстью, хлопком и др. При этом его биограф упоминал, что Манук всегда был честен с партнерами и работниками.
Заложенная при жизни Манука, усадьба была достроена его сыном Муратом и внуком Григорием на деньги из наследия великого купца. Для этого был приглашен знаменитый архитектор Бернардацци, который и является автором проекта. Получился единый архитектурный ансамбль в эклектическом стиле, который датируется концом XIX века.
Вы можете найти усадьбу Манук-бея в южной части Хынчешт на окраине парка. Везде пишут, что она отлично просматривается издалека, но летом, например, этому мешает густая зелень парка. Так что смотрите внимательнее.
Семейное имение Мирзоянов включало Дворец, Охотничий замок, Белую столовую, библиотеку и служебные строения. Ко дворцу через парк вела аллея, сохранившаяся до сих пор. Охотничий домик из красного кирпича стилизован под замок, а неброские аккуратные детали делают его приятным и уютным, ни коим образом не утяжеляя силуэт.
Главный элементом усадьбы считается замок, построенный во французском стиле, с зимним садом, сторожевыми башнями и шикарным парком. Удивляют широкие проемы окон и лоджий, а в стенах террасы были выдолблены ниши с фресками и статуями внутри. Все залы дворца были оформлены в разных стилях – турецком, армянском, молдавском. Был в нем и фонтан с золотыми рыбками, и сад с экзотическими растениями.
Все здесь было задумано и сделано с шиком: в былые времена дворец соединялся с остальными строениями с помощью стеклянных галерей, журчали фонтаны и даже был небольшой пруд с лебедями.
После Второй мировой, дворец успешно приспособили под техникум. В результате многочисленных ремонтов, побелкой была уничтожена историческая ценность стен и потолков, расписанных самим Айвазовским. К сожалению, не сохранилось и сантиметра росписи.
До войны была здесь и церковь. Окружавшие усадьбу крепостные стены были разрушены уже в 50-е годы, как, впрочем, и скульптуры в подземных лабиринтах, которые, по слухам, указывали дорогу к спрятанным богатствам Манука.
Кстати, опальный Григорий Котовский, постоянно приезжал сюда, рискуя свободой. Поговаривают, что он фанатично искал клад, оставленный Мануком, и вроде даже нашел и присвоил. А ведь внук Манук-бея, Григорий Иванович, был полным тезкой Котовского и практически его крестным отцом, давшим путевку в жизнь.
Дело в том, что будущий красный командир родился в семье механика винокуренного завода в Хынчештах, основанного внуком Манука. В пять лет, упав с крыши, Григорий стал заикаться, а позже начал страдать от эпилепсии. Рано потеряв родителей, он попал под опеку благородного тезки, не имевшего наследников, который всячески помогал Грише, оплачивал врачей, помог поступить в кишиневское реальное училище, а потом – в кукурозенское сельскохозяйственное, платил стипендию и отплачивал жилье. Он даже обещал отправить крестника на высшие сельскохозяйственные курсы в Германию, поэтому Котовский очень старался.
В советское время дом-музей Котовского привлекал в Хынчешты толпы туристов, которые могли одновременно увидеть и поместье Манука – в 1979 Охотничий замок стал музеем, в котором постоянно действуют несколько выставок. Интерес представляли “Карты и документы”, “Господари Молдовы”, “Этнография”, диорама “Ясско-Кишиневское сражение”, собрание молдавских национальных костюмов и текстиля. Имеется выставка, посвященная флоре и фауне Молдовы, где особый интерес представляют коллекции бабочек и птиц. Некогда музей насчитывал более 20 000 артефактов.
Землетрясение 1986 года повредило вековой замок, и он был признан непригодным для эксплуатации. В 1993 дворец получил статус архитектурного памятника и сейчас является Национальным достоянием Молдовы.
Для информации: дворец Манук-бея в Румынии – тот, где Кутузов подписал мирный договор – был построен почти на 100 лет раньше хынчештской усадьбы. Власти Бухареста не могли не отдать дань истории и личности великого дипломата, и через 170 лет вернули замку первозданный вид, превратив в шикарную гостиницу. И вот он радует глаз и остается важной достопримечательностью Бухареста, привлекая туристов. То есть при желании мы не так уж и бессильны в борьбе со временем…
В наши дни в усадьбе Манук-бея проводятся предварительные археологические исследования, необходимые для начала реставрационных работ. Археологическое исследование памятника необходимо, так как не сохранилось ничего из планов и чертежей зданий, построенные в XIX веке. Они были разрушены или серьезно повреждены во время Второй мировой войны и не учтены во время реконструкции в советское время (1954 год).
“Начатые в июне археологические исследования ведутся в разных зонах особняка. До сегодняшнего дня сделано несколько раскопов и шурфов общей площадью более 200 кв. м. В результате были найдены следы строений из кирпича и камня, такие как пристройка к востоку от охотничьего замка, два фонтана различных форм и размеров, часть фундамента стены, которая окружала особняк, архитектурные элементы”, – сообщает директор Национального агентства археологии Влад Ворник.
Он сообщил, что исследователи надеются также разведывать туннели и подвалы, о которых ходят разные легенды.
“До сегодняшнего дня исследована часть туннеля, который соединял Дом графини Долгорукой с армянской церковью, которая полностью разрушена. Нет сомнений, что проводимые исследования дадут возможность сделать и другие открытия, для того, чтобы узнать как развивалась усадьба Манук-Бей”, – сказал Ворник.
По предварительным оценкам специалистов, для полной реконструкции усадьбы, в том числе оснащение интерьера мебелью XIX века, потребуется около 100 млн. леев ($8,6 млн.).
По материалам: baza.md, wikipedia.org, mold.su, noi.md
Фото: benia.livejournal.com, serji-o.livejournal.com