Дмитрий Торнер: Молдове нужна четкая и эффективная стратегия развития
Интервью с бизнесменом, экспертом и филантропом Дмитрием Торнером
Вопрос: Помимо своей деятельности, вы известны не только как визионер, но и как человек, способный поставить правильный диагноз в различных ситуациях. Поэтому я хотел бы спросить вас, что, по вашему мнению, является самой большой проблемой, стоящей перед Молдовой?
Д.Т.: Самая большая проблема заключается в том, что за годы независимости у Молдовы не было и до сих пор нет четкой стратегии развития, основанной на широком анализе каждой важной области, в которой были бы обозначены существующие проблемы и шаги, которые необходимо предпринять для их решения. Все остальные проблемы вытекают из этой главной проблемы (отсутствие четкой и эффективной стратегии развития). Страной нужно управлять целостно, усилия по исправлению ситуации в той или иной важной сфере должны быть не разрозненными, а частью продуманного процесса. Нельзя добиться прогресса в развитии экономики, в привлечении инвестиций, имея практически не функционирующую систему правосудия. Нельзя бороться с коррупцией, не повышая стандарты и уровень жизни в целом. Нельзя решить серьезные проблемы, стоящие перед системой образования или здравоохранения, без последовательных действий по преодолению демографического кризиса. Я могу привести еще множество примеров, но думаю, что и этих достаточно, чтобы понять одну простую вещь – Молдове нужна четкая и эффективная стратегия развития, а не предвыборные программы, которые затем превращаются в правительственные программы, полные лозунгов и благородных намерений, но которые на практике не способны решить серьезные проблемы, стоящие перед страной, не говоря уже о создании предпосылок для развития государства.
В: Что мешало и что мешает Молдове нормально развиваться в годы независимости?
Д.Т.: Помимо отсутствия стратегии, о которой я говорил ранее, большой проблемой, на мой взгляд, было и остается отсутствие национального консенсуса относительно основного направления, в котором должна двигаться страна. Никто не взял на себя ответственность и инициативу предложить широкую дискуссию на республиканском уровне с участием партий, организаций гражданского общества, других соответствующих структур, в результате которой был бы выработан национальный пакт. В нем содержалось бы четкое обязательство двигаться в определенном направлении, чтобы у нас не было серьезных изменений каждые несколько лет. До определенного момента страна движется в одном направлении, затем приходит новое правительство и меняет направление, и так далее. Таким образом, усилия, приложенные в течение определенного периода времени для развития страны, сводятся к нулю, и страна возвращается к той же точке, с которой когда-то начинала. Целые годы, которые действительно могли бы стать золотыми с точки зрения развития страны, оказываются потерянными.
Пакт, подобный тому, о котором я говорил, мог бы быть также предметом консультативного референдума, чтобы граждане могли четко выразить свое мнение о направлении развития страны и заставить весь политический класс, весь ассоциативный сектор и все соответствующие структуры с этой точки зрения вести себя определенным образом, не допускать колебаний и отклонений от целей, уже поставленных на национальном уровне.
И сегодня отсутствие этого национального консенсуса очевидно. Нынешнее правительство утверждает, что встало на новый путь более трех лет назад, отрицая все, что было до этого. Но где гарантия, что в следующем году, после очередных парламентских выборов, курс не изменится? В этом и заключается суть вопроса, о котором я говорю.
Вопрос: Какой стратегии должна придерживаться Молдова, чтобы стать по-настоящему процветающим государством?
Д.Т. : Стратегия развития страны, о которой я говорил с вами чуть раньше, должна базироваться на нескольких основных столпах: 1) прекращение демографического спада, который имеет разрушительные последствия как в экономическом, так и в социальном плане; 2) оживление экономики с сильным акцентом на продолжение либерализации, деэтатизации, привлечение инвестиций и реформы регулирования, которые устранят все существующие препятствия для свободной предпринимательской инициативы; 3) проведение подлинной реформы системы правосудия с акцентом на профессионализм, эффективность, справедливость и свободный доступ; 4) комплексная реформа системы центрального государственного управления, а также системы местного государственного управления с акцентом (в случае последнего) на реальную автономию и финансовую самодостаточность; 5) комплексный пересмотр систем социальной защиты и пенсионного обеспечения. Это интервью не дает нам возможности рассмотреть другие важные компоненты стратегии, о которой я говорю, поэтому я остановлюсь на упомянутых пяти столпах, которые являются основными, если мы говорим о подлинном развитии Молдовы.
Вопрос: Если бы вы выделили три приоритетные области, на которые Молдова должна обратить внимание с точки зрения развития, каковы бы они были?
Д.Т.: Абсолютным приоритетом должно быть принятие и внедрение новых технологий. Именно новые технологии определяют прогресс страны, повышают ее конкурентоспособность и являются катализатором развития всех важных сфер деятельности. Я понимаю, что, пожалуй, возможности Молдовы как государства скромны, и это может быть неким оправданием того, что страна не осваивает новые технологии на должном уровне. Но всегда есть альтернативные решения. Не знаю, нужно ли здесь раскрывать скобки, потому что моя цель – не выступать в роли консультанта тех, кто сейчас управляет страной. Могу лишь сказать, что возможности существуют всегда – нужно только уметь их выявлять и использовать.
Еще одним приоритетом и одновременно вызовом должно стать использование потенциала и энергии молодых людей. Сегодня молодежь предпочитает уезжать из Молдовы. Только в прошлом году страна потеряла около 40 000 молодых людей, и это – катастрофа. Молодые люди должны стать тем новым дыханием, когда мы говорим о развитии страны. Без них нет будущего. Государственные программы также должны сказать свое слово, делая акцент на мотивации молодежи не только оставаться дома, в Молдове, но и использовать свой потенциал на благо страны.
Еще одним приоритетом, на мой взгляд, должно стать изучение и перенимание моделей развития других стран. Не знаю почему, но каждый раз в Молдове либо пытаются изобрести велосипед, либо берут на вооружение не самые лучшие примеры развития, либо перенимают хорошие модели, но их смысл не до конца понятен и их внедрение дает совсем не те результаты, которые ожидались. Лично я считаю, что Молдова до сих пор профессионально и ответственно не подходила к вопросу изучения и перенимания опыта стран, добившихся действительно высоких результатов в развитии. Я являюсь приверженцем австрийской модели и считаю, что если бы Молдова внимательно изучила эту модель, поняла ее суть и правильно внедрила, то страна могла бы стать по-настоящему процветающей и развитой.
В: Какие внешние факторы могут способствовать развитию Молдовы?
Д.Т.: Стране необходимо максимально использовать преимущества своего географического положения, а также те преференции, которыми она уже пользуется. Молдова действительно может стать мостом между Востоком и Западом – у нас есть все для этого необходимое. Близость к Европейскому союзу, те преференциальные режимы, которые у нас есть, делают Молдову привлекательной для тех, кто находится на Востоке. И, наоборот, отношения, которые Молдова все еще поддерживает с Востоком, могут заинтересовать тех, кто находится на Западе. Возможно, не сейчас, когда в соседней стране идет война со всеми вытекающими отсюда последствиями, но в краткосрочной и среднесрочной перспективе – безусловно. Все, что нужно, – это осознать огромный потенциал, который существует в этом отношении, и продвигать потенциальные выгоды, которые могут получить как Восток, так и Запад. И если мы все сделаем правильно, то добьемся хороших результатов. И, кстати, важный момент – понятие «Восток» гораздо шире, чем просто Россия.
В: Вы искренне верите, что Молдова может стать по-настоящему развитым государством?
Д.Т.: Безусловно! Но только при условии, что будут предприняты конкретные шаги хотя бы в тех направлениях, о которых я говорил в этом интервью.