30 марта 2022

Стелс-омикрон» пошел в наступление: чего ждать

В мире распространяется новый вариант коронавируса — «стелс-омикрон». Китай переживает самую большую вспышку с начала пандемии и закрывает города на карантин, а Молдова и европейские страны, наоборот, отменяют ограничения. Разбираемся, что вообще происходит.

1
Что известно о новом подштамме Омикрона?

Омикрон – это общий термин для нескольких родственных подвидов коронавируса SARS-Cov-2, наиболее распространенным из которых является BA.1.

Однако сейчас все больше стран, особенно в Азии и Европе, сообщают об увеличении числа новых случаев, вызванных другой разновидностью Омикрона – BA.2, который все чаще называют Омикрон-2.

2
Почему его называют "невидимым"?

BA.2 иногда называют “невидимым”, поскольку у него нет генетического маркера, который исследователи использовали, чтобы отличить Омикрон BA.1 от Дельты.

BA.2, как и другие штаммы ковида, можно обнаружить с помощью экспресс-диагностики (мазок из носоглотки) и ПЦР-теста, но они не могут отличить BA.2 от Дельты. Для этого нужны дополнительные исследования.

BA.2, вероятно, более заразен, чем предыдущие штаммы, но, к счастью, нет данных о том, что он вызывает более тяжелое течение болезни.

3
Насколько опасен BA.2?

Нет данных о том, что BA.2 вызывает более тяжелое течение болезни, чем предыдущие подштаммы Омикрона.

“Глядя на другие страны, где BA.2 сейчас доминирует, мы не видим более высоких показателей госпитализации, чем ожидалось”, – говорит д-р Борис Павлин из ВОЗ.

Даже если BA.2 вытеснит BA.1, это может оказать незначительное влияние на траекторию пандемии и способ лечения людей, пояснил Павлин.

“Его влияние вряд ли будет существенным, хотя необходимы дополнительные данные”, – сказал он.

4
Будут ли новые вспышки коронавируса?

Ограничения во многих странах снимали уже на фоне «омикрона». Это была реакция на то, что мы наконец-то пришли к моменту, когда острая фаза пандемии закончилась. Сейчас меры снимают государства, которые понимают, что сделали всё, чтобы защитить людей от преждевременных смертей, связанных с коронавирусом.

Дальше в разных странах начинаются хаотичные процессы: распространение вируса зависит от того, как они прошли острую фазу в течение 2020 — начала 22-го года. В итоге разные страны закончили острую фазу пандемии с разными результатами. И сейчас мы видим, что те же варианты «омикрона» распространяются по-разному: в Гонконге гигантский всплеск, вспышка в Китае, при этом в Европе такой же ситуации мы не видим.

Специалисты говорят, что в ближайший год мы будем наблюдать такие вспышки в разных странах, они не будут синхронизированы. И они пока предполагают, что вакцинация плюс перенесенная болезнь лучше защищает от новой тяжелой болезни, чем только вакцинация и только перенесенная болезнь:

“Если не появится новый вариант вируса, который будет обладать свойствами обходить защиту после перенесенной болезни, вакцинации и вызывать тяжелую форму. Такой вариант мы не можем предсказать — это вне возможностей ученых. Но если раньше, до появления SARS-CoV-2, мы могли отмахнуться от такого риска, то теперь мы будем бояться и помнить, что всегда может появиться вариант, который всё испортит”.

5
Нужно ли ревакцинироваться?

У ученых все еще остается много пунктов, по которым мало данных и нет консенсуса. Как часто нужна вакцинация? Как долго защищает перенесенная болезнь от повторной тяжелой болезни? К сожалению, на эти вопросы пока нет однозначных ответов.

Есть консенсус, что три дозы — это лучше, чем две дозы, но опять-таки нет точных данных, насколько это лучше. Возможно, нам достаточно двух доз, которые защитят большинство людей от тяжелого течения и, возможно, сделают это на всю оставшуюся жизнь. Пока вот эти первые программы ревакцинации были больше перестраховкой.

6
Чего нам ждать?

Специалисты говорят, что появление новых вариантов коронавируса только подтверждает тот факт, что он уже никогда не уйдёт из нашей популяции. Однако эпидемиологи видят два радикальных сценария дальнейшего влияния этого вируса на нашу жизнь. Первый — оптимистичный, при котором COVID становится обычным сезонным респираторным вирусом. Второй — пессимистичный: новый штамм вируса перезапускает пандемию. Многие пока еще считают, что ситуация будет развиваться ближе к первому сценарию.