3D экскурсия по Дубоссарской ГЭС и документальный фильм о «днестровской Ниагаре» в новом проекте «Берега»
В декабре 2020 года исполнилось 65 лет со дня ввода в эксплуатацию всех четырех гидроагрегатов Дубоссарской ГЭС, нашей «днестровской Ниагары». В том числе и этому юбилейному событию посвящен новый мультимедийный проект под названием «Берега», который объединил два медийных контента — документальный фильм и VR-ролик, погружающий в виртуальную реальность, с обзором в 360.
Ролик, после завершения, будет передан в турагенства обоих берегов Днестра. Авторы надеются, что просмотр в специализированных очках красот Молдавии, а также полное виртуальное погружение зрителей в атмосферу функционирования ГЭС, – оставит незабываемые впечатления.
В ролике будет показана мощь этого водного гиганта, который соединил берега седого Днестра. Зрители с помощью новых технологий, в буквальном смысле смогут переместиться с одной стороны реки на другую: «проплыть» под водой и ознакомится с фауной; увидеть работающие агрегаты, перерабатывающие по 100 куб. метров воды в секунду; «пролететь» по воздуху и увидеть с высоты птичьего полета это техническое сооружение, а также природные красоты края.
В документальном фильме (от истории создания – до дня сегодняшнего), с помощью инфографики показано, как вода превращается в энергию, как электроэнергия поставляется в близлежащие и отдаленные уголки Молдавии и даже Украины, наряду с техническими вопросами поднимаются и экологические. Фильм обязательно увидят телезрители с обоих берегов Днестра. В преддверии премьерных показов мы встретились с автором проекта и режиссёром фильма «Берега» Натальей Голубь (ИПЦ «ТРИО»), коренной тираспольчанкой, снявшей не один десяток фильмов, зрителями которых являются не только ее земляки, но и жители России, Украины, Сербии и Китая, и попросили рассказать о новом совместном мультимедийном проекте.
– Наталья, наш первый вопрос, о том, почему именно Дубоссарская ГЭС стала главным героем Вашего проекта, и что нового Вы узнали и, полагаю, сумели рассказать о ней?
– Действительно, не только юбилей привлек наше внимание, но и сам гидроэнергетический объект, который поставляет нам электроэнергию. Все-таки хотелось разобраться, как работает ГЭС, как из воды получается энергия, и, вообще, как и чем живет станция. Обратившись к архивам обнаружили, что последние упоминания о ГЭС (кино-теле-фильмы) относятся к 1960-м годам. В последующие годы, к сожалению, значительных теле-кино работ не было. Только информационные сюжеты. Но они были посвящены тому или иному событию новостного плана. А вот фильм с глубоким, вдумчивым подходом так и не появился. Тем интереснее было работать, собирать материал, изучать, что изменилось за эти годы.
Благодаря съемкам фильма нам удалось побывать и на самой верхней точке станции, и в самом низу. Мы даже прошли по т.н. «дубоссарскому метро». Это туннель, проложенный под станцией, проложен под самой рекой Днестр. По нему, буквально не замочив ног, можно попасть с одного берега на другой. Река шумит у тебя над головой – и это незабываемые впечатления. В смотровой галерее находится очень много оборудования, которое следит за тем, чтобы не было протечек у ГЭС, чтобы планомерно работали гидроагрегаты, создающие энергию. И дважды за день диспетчер спускается вниз и контролирует их работу. Впечатлило еще и то, что летом этого года, благодаря паводкам, около двух недель был «холостой» сброс воды, а станция в такие моменты выглядит настолько впечатляюще, что даже через экран телевизора зрители почувствуют эту энергию.
– Кому адресован проект, кому, как Вы считаете, будет интересен фильм?
– Я думаю, что наша аудитория – это люди как совсем юные, так и преклонного возраста. Каждое поколение найдет что-то для себя интересное. Ветеранов впечатлят героические страницы истории строительства и эксплуатации ГЭС; молодежь узнает как устроена станция, как она работает, какие функции выполняет.
Для привлечения именно их внимания мы использовали современные технологии (такие как инфографика), которые позволят ярче продемонстрировать технологические моменты, образно представить, как все-таки из воды получается электроэнергия. Поэтому для каждой возрастной аудитории найдется что-то интересное.
– Можно сказать, что ГЭС и сегодня объединяет берега? Какие совместные проблемы/вопросы она решает?
-ГЭС не просто раскинулась с одного берега на другой, она одинаково влияет на жизнь людей с обоих берегов Днестра. Прежде всего, это электроэнергия. А во время паводков одинаково от наводнений страдают жители обоих берегов Днестра. Флора и фауна изменились после постройки ГЭС и также повлияли на жизнь людей с обоих берегов. В данном случае, я имею в виду рыбалку. Да и тот мусор, который поставляют жители обоих берегов реки, постоянно скапливается на станции и его приходится постоянно убирать.
– Дубоссарская ГЭС это только станция или намного шире?
– ГЭС – это целый комплекс, в который входят и линии электропередач, и подстанции, т.е. все – от производства до потребления, – единый комплекс. И рассматривать нужно всё в системе. Не будет станция работать, нечего будет делать энергетикам, не будет нужды в подстанциях. Поэтому все, начиная от потребителей, зависят от слаженной работы всех подразделений, которые отвечают за выработку и доставку электроэнергии.
– От кого сегодня зависит стабильная работа ГЭС?
– Актуальный вопрос, который уже 30 лет, обсуждается. Во-первых, станция не может работать без потребителей. Электроэнергия не только вырабатывается, она «закачивается» в линии электропередач и отправляется потребителю. В зависимости от количества требуемой энергии и регулируется работа гидроагрегатов. А, как известно, промышленность в силу объективных и субъективных причин все меньше потребляет. Производства закрываются, либо переходят в режим экономии.
Во-вторых, деятельность Ново-Днестровской ГЭС, находящейся на Украине. Именно она первая регулирует объемы пропускаемой речной воды. Вспоминается 2008 год, когда не только из-за ливней в Карпатах, но из-за того, что украинская ГЭС долго сдерживала воду, а потом отправила к нам огромный поток большой воды, в итоге был нанесен ощутимый ущерб как инфраструктуре, так и населению на обоих берегах Днестра. Одним из наиболее пострадавших стал курортный район Молдовы Вадулуй Водэ. Ущерб от наводнения оценили тогда в 120 млн. долл. Поэтому дубоссарским гидроэнергетикам нужно все действия согласовывать с украинскими коллегами и наоборот. Ведь по обе стороны реки живут люди, а вода границ не признает.
В третьих, – от природных условий. Если, как в прошлые годы, зимы были почти бесснежные, а лета засушливые, то и воды у станции было немного, поэтому для полного обеспечения потребителей необходимо задействовать имеющиеся ГРЭС на твердых видах топлива, таких как Молдавская ГРЭС или ТиротексЭнерго. А если ГЭС будет меньше вырабатывать электроэнергии, значит, снизятся доходы, и, естественно, возникнет дефицит средств, необходимых для технического переоснащения. И в четвертых, – от технических инноваций. Применение энергосберегающих ламп и оборудования на промышленных предприятиях также приводит к уменьшению потребности в энергии, что не может не отражаться на стабильном функционировании ГЭС.
– Какие экологические проблемы и вопросы Вы поднимаете в фильме? Насколько они серьезны?
– При строительстве Дубоссарского водохранилища изменились гидрологический и температурный режимы. Из-за ГЭС, которая перегородила реку, нерестовые площади для рыб сократились в 3 раза. Параллельно со строительством ГЭС, в свое время, по плану должно было быть построено два рыбхоза, которые должны были компенсировать ущерб от деятельности ГЭС, но был построен всего один, и тот на сегодняшний день не функционирует.
Частично эти заботы взял на себя заповедник «Ягорлык», но он не решает всех проблем, и рыбы становится меньше. Старожилы помнят, какие ценные породы рыб здесь были в свое время. Какого размера достигали здесь такие осетровые как белуга, севрюга, шип, русский осетр, и стерлядь. Мы в Кишиневском национальном архиве нашли кадры вылова осетровых весом не в одну сотню кг, размером до 1,5 м. Это впечатляет.
Конечно не одна ГЭС виновата в том, что рыбы стало меньше, что нет уже того изобилия и разнообразия. Человек тоже внес свою лепту. Браконьерство процветало и процветает (правда не в таких объемах) и сегодня. Да и река мелеет. И, конечно же, если на Украине появится каскад ГЭС на Днестре, то можно реку вообще потерять, о чем бьют тревогу экологи.
– В Вашем фильме несколько раз звучит словосочетание «героический труд», почему именно героический?
– И при строительстве и при эксплуатации ГЭС (во время паводков, землетрясений, обледенений), действительно, только героическим трудом возможно было справиться со стихией. Когда смотришь документальные кадры зимы 60-го года, поражаешься самоотверженности и мужеству людей, которые спускались по тросам к механизмам шлюзов, чтобы молотком, вручную отбить лед с них и открыть шлюзы для выпуска воды. А вокруг сосульки в полметра величиной… Ну разве это не героический труд…?
– Данный проект профинансировало ПРООН в Молдове. Что дало Вам это сотрудничество?
– Конечно же, хочу выразить признательность за поддержку нашего проекта, в результате которого появились и документальный фильм (историко-познавательный), и современный – VR-ролик, которые привлекут внимание и жителей Молдавии и зарубежных зрителей к нашему водному гиганту. Благодаря финансированию мы смогли привлечь специалистов в области инфографики, чтобы создать проект с учетом современных технологий, осуществить съемки с квадракоптера, выкупить архивы (фото и кино), которые стали основой и для фильма и для музея, который в год юбилея ГЭС был открыт на станции.
И вообще, останется память, в виде зафиксированных в ходе проекта видеоматериалов: людей, которые создавали, работали и работают на ГЭС; технических агрегатов и др. Надеемся, что и последующим поколениям будет на что опереться в следующих теле-кино работах.
– Вашим партнером выступила Ассоциация Альтернативных Искусств АРТВАТТ РМ. Как происходило сотрудничество и что оно вам дало?
– Для нас это новый опыт сотрудничества и, слава богу, он оказался результативным. Мы оказывали поддержку друг другу в поиске материалов, обсуждения сценария, видеосъемок и т.д., обменивались профессиональным опытом. Более того, ЕС профинансировал контракт с консультантом из Европы, который оказал помощь и по сценарию, и по подаче материала, и по монтажу. Поэтому надеемся, что фильм не только получился, но и понравится зрителям.
– Где и как можно ознакомиться с результатами проекта?
– Изначально мы планировали показать фильм на самой ГЭС, премьеру сделать в Дубоссарах, затем на ТВ. Но пандемия и здесь вмешалась, поэтому массовые мероприятия – под запретом. Как только завершим работу над фильмом, передадим его для проката в телекомпании на обоих берегах Днестра. Поэтому в скоре зрители «Первого Приднестровского» ТК и TV 8 РМ увидят нашу новую и масштабную работу. Ну а VR-ролик будет передан в турагентства, которые оборудованы VR-очками. Мы готовы и другим структурам передать, но для этого необходимы технические носители. Но мы открыты для диалога и хотели бы, чтобы как можно больше людей смогли ознакомиться с деятельностью ГЭС посредством современных интерактивных технологий.
– Ну что ж, спасибо за интервью, творческих вам успехов и пусть будет больше хороших фильмов о нашей истории и дне сегодняшнем, о наших достойных людях.