07 декабря 2020

В новом видео FărăZAGRAN Комрат — столица Гагаузии

В новом видео FărăZAGRAN Комрат — столица Гагаузии

Молдова страна хоть и не самая большая, но очень разнообразная. Например, на юге страны компактно проживает целый народ – гагаузы. У них свои традиции, язык, кухня и даже своя столица – Комрат. Это город контрастов: вот приехал ты в регион, где проживает тюркский народ, шагаешь по местам, где гуляли турецкие президенты и среди турецких флажков уже ищешь глазами мечеть, но нет. Вместо мечетей и женщин в парандже видишь надписи на русском, огромные православные храмы, а рядом с ними памятники не очень-то православному Ленину. Повернув за угол попадаешь в еврейский квартальчик, где под трактиры и лавки переоборудовали старинные таинственные катакомбы, а на аллее славы понимаешь, что сначала гагаузы пропали на 5 веков со всех карт, потом где-то в этих краях на пару дней пропал сам Пушкин.

“В общем, еду в Комрат, чтобы разобраться со всем этим и сделать еще 2 контрастные вещи – сначала прыжок с башни местной котельной и взрыв адреналина, который буду затем тушить в спокойной обстановке гагаузской гончарной мастерской, заодно сделаю наконец настоящий колокольчик для Zurgalabel”, – рассказывает автор проекта FărăZAGRAN Владимир Карманов в своём новом видео.

 

Маленькая столица

Гагаузия это примерно 5% от территории Молдовы и её населения, а в Комрате проживает около 23 000 человек. Сюда из Кишинёва ехать недолго – 100 километров по хорошей дороге. Добравшись, первым делом попробовал гагаузскую выпечку в местной чебуречной и поехал осмотреться в центр.

Вопреки своим небольшим размерам, Комрат старается и выглядит как столица – университет, торговые центры, памятники, фонтаны и парки.

Загадочные катакомбы

Несмотря на свой современный облик, Комрат придержал и ряд сюрпризов из своей насыщенной истории. Например катакомбы, множество подземных сооружений и тоннелей были построены под Комратом как минимум несколько веков назад и сохранились до сегодняшнего дня. В катакомбах прятались от холода и жары и их же использовали для незаметного перемещения по степи. В один из разбросанных по всему городу комплексов катакомб я попал прямо с центральной улицы Комрата.

“Самое интересное, что точно никто не знает когда они были построены. Предположительно, во времена Османской империи”, – рассказывает автор видеоролика.

“Раньше здесь была голая степь и катакомбы позволяли спрятаться от жары и холода, а также незаметно перемещаться по голой степи, где видимость была очень хорошая”, – рассказывает Вера Гарчу, специалист информационного турценра Комрата.

Протяженность сети этих катакомб, предположительно достигает десятков километров, но доступ к ним сильно ограничен ввиду того, что проживающие над ними жители города попросту перегородили их, используя под подвалы.

“Владельцы домов над катакомбами разделили их между собой, перегородив. Теперь многие из галереи сыпятся, что является большой проблемой для города”, – продолжает Вера.

Еврейский квартал и трактиры в катакомбах

Со временем не укрепленные подземные сооружения стали проблемой для современных сооружений и взглянуть на последствия их обвалов можно в некогда самом оживленном районе Комрата, еврейском квартале. Сейчас тут много заваленных домов, но есть и уцелевшие, некоторые из которых давно выставлены на продажу.

“Здесь была самая оживленная улица города и в катакомбах часто устраивали трактиры и лавки, оформляя выход прямо к проезжей части”, – рассказывает Карманов.

Пропавший на 500 лет народ

Отряхнувшись от вековой пыли, мы прошли к построенному в форме открытой книги комратскому университету и на аллею Славы, где установлены памятники важным для становления Гагаузии людям. С одной стороны политики, такие как президенты Казахстана и Турции Назарбаев и Демирель, с другой – деятели культуры, среди которых молдавский поэт Эминеску и русский поэт Пушкин.

Александр Сергеевич в самом Комрате не был, но выезжая из Кишинёва на юг, останавливался в другом гагаузском городе – Вулканештах. В его стихах даже упоминается болгарское селение, которое, как считают в Комрате, было все-таки гагаузским. Не только с Пушкиным связана путаница в истории Гагаузии. Оказывается, вообще неизвестно, что происходило с этим народом целых 5 веков, потом их очень долго считали болгарами, а что насчет теории возникновения гагаузов, так тут число версий растет быстрее, чем течет река Ялпуг.

“Представьте, что в 13 веке гагаузы были, потом 500 лет никаких упоминаний и только в 18 веке они появляются на этой территориии. Плюс ко всему в те времена они описываются как болгары и только чуть больше 100 лет назад было определено, что мы отдельный народ со своим языком и традициями. Всего есть 23 версии появления гагаузов, самая распространенная гласит о том, что народ берет корни из Алтая”, – говорит в мини-фильме Вера Гарчу.

Турки. Прежде враги, сейчас братья

Если когда-то гагаузы с турецких территорий уезжали, то сейчас турки считаются здесь народом братским. Турция помогает Гагаузии деньгами, строит в регионе социальные объекты, по городу часто встречаются турецкие флаги, да и вообще важнейшую роль в создании Гагаузской автономии сыграл турецкий президент Сулейман Демирель, который несколько раз сюда приезжал.

“Сулейман Демирель называл наши народы братскими и настоя на том, чтобы у гагаузов в Молдове было больше прав. С тех пор турки вложили в Гагаузию очень много. То, что они здесь построили, можно перечислять вечно”, – рассказывает Вера.

 

Языки. “Гагаузский с турецким как молдавский с румынским”

Турки и гагаузы когда-то говорили на одном языке, но в какой-то момент их пути разошлись, и языки стали развиваться по-разному. Турецкий язык стал модернизироваться быстрее и многое заимствовал из арабского, а гагаузский больше сохранил своё древнее звучание.

“Гагаузский с турецким очень похожи, можно наверно сравнить их с тем, насколько схожи молдавский и румынский. Матерные слова у нас, кстати, с турками одни и те же”, – с улыбкой отвечает на вопросы блогера Вера.

Турецкий гимн у памятника Ататюрку

Есть в Комрате и памятник Мустафе Ататюрку, основателю современного турецкого государства. Это сейчас в пандемию он грустно стоит за заборчиком, в обычное время здесь часто бывают туристы из Турции.

“Когда турецкие туристы узнают, что у нас есть памятник Ататюрку, они приносят к его памятнику цветы и поют тут гимн Турции. Вообще, туркам у нас очень комфортно и им абсолютно все-равно что у нас много православных храмов”, – рассказывает Вера.

Глубоко православные тюрки и хлеб испеченный на иконах

Несмотря на всё своё родство с Турцией, Гагаузия глубоко православна. Гагаузы за свою веру сражались очень долго, причем не только с османами. Занимающий главное место в городе собор практически чудом пережил советский период.

“В советское время когда церковь закрыли, три дня на пекарне сжигали иконы, а люди ели хлеб, испеченный на этих иконах”, – с печалью вспоминает городскую историю Вера.

“Кроме традиционных икон, в нашей церкви есть икона в честь семьи Романовых и Чернобыльский спас”, – продолжает она.

Ильич в почёте

И снова вопреки… Вопреки тому, что происходило с таким ценным для гагаузов православием в советское время, в Гагаузии Советский союз вспоминают с большим теплом. Если по Молдове и в других постсоветских странах памятники Ленину в основном, сносят, то в Гагаузии они на особом счету. На юге автономии установлен самый большой в стране Ленин, а в Чадыр-Лунге Ильича и вовсе озолотили. В Комрате же вождь не штампованный на заводе, а уникальный, ручной работы.

Испуг с видом на Ялпуг

Гагаузы – ребята не из робких. Повоевать им пришлось пришлось не мало, но сейчас жизнь спокойнее и молодежи приходится бороться с недостатком адреналина. Для того, чтобы посмотреть как они это делают и попробовать самому, я приехал в старый промышленный район, где сегодня с 45-метровой трубы вниз прыгают экстремалы.

То, что будет очень страшно я понял еще поднимаясь на трубу. Да, с самого начала тебя держит страхующий трос, но инстинкты не обманешь и с каждым шагом накатывает ужас.

“Только срочные дела заставили меня прыгнуть, так как выбора уже и не было. Инстинкт самосохранения сковывает все твои действия, так что надо было быстро отвлечься и шагнуть вниз, что я и сделал. Сложно будет решиться теперь на второй раз, но своеобразное удовольствие я точно получил”, – делится свежими эмоциями автор проекта Владимир Карманов.

Что ты лепишь! Древние гагаузские традиции

Было конечно супер, но после прыжка захотелось заняться чем-то безопасным и расслабляющим. Самое время помедитировать у гончарного круга и заодно сделать что-то полезное. В ремесленной мастерской Комрата восстанавливают старые гагаузские обычаи и обучают детей гончарному делу. У входа – сусаки разных видов, это такие емкости из высушенной тыквы, в которых раньше хранили крупы, а сейчас используют в декоративных целях. Видел такие по всей Гагаузии.

Преподаватель школы “Zanaat Evi” Ульяна Трандафилова  знает про гончарное дело всё, показала мне печь, образцы глины и сотни работ, как профессиональных, так и детских. Я же обычно приступаю сразу к практике, так что выбираю самый брутальный фартук и принимаюсь за первый в истории канала ZURGALABEL настоящий колокольчик.

Вот честно, был уверен, что ровности моих рук не хватит, чтобы сделать что-то симметричное с первого раза, но с помощью мастера и по какому-то волшебству глина закрутилась как надо.

Жертвоприношение на копчакской горе

Когда-то, на месте где сейчас стоит столица Гагаузии была голая степь, но со временем здесь появилось большое водохранилище, а холмы вокруг города обросли деревьями. Один из таких холмов имеет для Комрата большое значение. Называют его Копчакской горой, а давным-давно здесь было село и церковь. Со временем люди переселились к реке и основали Комрат, но по праздникам продолжали ходить к старой церкви чтобы помолиться. Говорят, что у гагаузов принято зарезать на этой горе барана, если какое-то важное желание сбывается.

Долина реки Ялпуг, шашлык и вино

Комрат разделен на 2 части рекой Ялпуг и её долиной. Сейчас она выглядит как огромный зелёный луг, а в местах её разлива спокойно ловят рыбу рыбаки, но иногда речка огрызается. По некоторым домам видно каким был уровень воды во время недавнего наводнения.

В общем, главный гагаузский вопрос, вопрос гостеприимства, будем решать на другой горе, откуда видно и реку, и долину, и вообще весь Комрат. Стол тут принято накрывать такой, что очень сложно было в тот вечер уехать домой в Кишинёв.

Гагаузский коктейль эмоций

Коктейль из самых разных эмоций я везу сегодня домой из Комрата. В состав коктейля попали – загадочные подземелья, турки и православие, Пушкин и Ленин, шашлык и гёзлеме, вино и глина и даже испуг с видом на Ялпуг. Подписывайтесь на ZURGALABEL, я как высплюсь покажу вам еще много чего… Пока!

Подписывайся