Они строили Кишинёв: Национальный музей этнографии и естественной истории Цыганко, здание Примэрии Эллади, Художественный музей Генриха Донского
Telegram

Locals запустил серию статей про архитекторов, которые строили Кишинёв. В этом выпуске – Национальный музей этнографии и естественной истории Владимира Цыганко, здание Примэрии Митрофана Эллади, Художественный музей Молдовы Генриха Донского.

Владимир Цыганко

Национальный музей этнографии и естественной истории

Национальный музей этнографии и естественной истории был основан в октябре 1889 года на базе коллекции экспонатов первой сельскохозяйственной выставки Бессарабии по инициативе барона А. Стюарта. Таким образом, является старейшим музеем в Республике Молдова, функционирующим в настоящий момент. Он был сначала Музеем сельского хозяйства, потом Музеем зоологии, сельского хозяйства и народных промыслов губернского земства. С 1926 года — Кишинёвский национальный музей естественной истории, с 1937 года — Областной музей Бессарабии, с 1940 года — Республиканский музей МССР, с 1957 года — Государственный музей истории и изучения родного края, с 1983 года — Государственный музей изучения родного края. С 1991 года музею присвоено его современное имя.

м

Сначала музей находился в здании губернского земства, но затем был объявлен конкурс, на котором победил проект архитектора Владимира Цыганко. Тогда как раз входил в моду псевдомавританский стиль.

Особенность этого стиля в том, что здание очень напоминает мечеть, но нет минарета и купола (этим объясняется приставка «псевдо»), вместо них просто крыша. Хотя нет, не просто, изумительный витраж никак не подходит под это определение. Так в 1905 году появилось это необычное здание со странными оконными проемами и очаровательным балконом над входом.

Здание музея перенесло и войны, и землетрясения, и при этом витраж остался цел. Объясняется все металлическими пластинами, которыми скреплены между собой его фрагменты, и стеклом, которое снаружи защищает это вполне самодостаточное произведение искусства от капризов природы и неразумности человека.

Здание приюта Бальша

Великолепное  здание в стиле  неоклассицизма появилось на  углу Острожской и Киевской в 1902 году (сейчас улица Лэпушняну, корпус лицея А. Кантемира). Крупные буквы на фасаде извещали, что это возвышающееся над одноэтажной округой строение – ДЪтскiй Бальша прiютъ. Там же, под сенью двуглавого орла, имелась дата его учреждения – 1845-й.

Общество детских приютов возникло в Бессарабии в 1838 году, до появления приютов как таковых, а первый из них был основан в 1845 году дворянином Егором Александровичем Бальшем.

В качестве архитектора был приглашен Владимир Николаевич Цыганко (самое известное в Кишинёве сооружение которого – Музей этнографии в псевдомавританском стиле – еще не было построено). Здание приюта решено архитектором в более привычном ключе – в стиле неоклассицизма. Однако и в этом проекте проявлено немало фантазии, банальным его не назовешь. Вот главный фасад, выходящий на улицу, носящую сегодня название 31 августа. Оригинально решен парадный вход.

Портик над ним  – поддерживаемый двумя пилонами  просторный балкон, как бы углубленный в здание. На него выходят три высокие, завершающиеся аркой двери. На всём втором этаже – украшающие здания окна с полукруглым верхом.

Изящные резалиты, треугольные фронтоны… Пресса того времени с восторгом отзывалась о новом приюте, отмечая не только эстетические достоинства, а и простор и удобство помещений нового здания в два этажа (плюс функциональный цокольный этаж). В начале ХХ века приют освещался электричеством (имелся свой генератор).

В августе 1940 года в Кишиневе был основан Педагогический институт, и в период   с 1944 по 1951 здание приюта Бальша приютило студентов – будущих учителей. В 1951 году его отдали средней школе – школе № 34 (сейчас – лицей А. Кантемира).

Митрофан Эллади

Здание Примэрии

В конце XIX века Карл Шмидт предложил идею строительства нового здания Городской Думы. С тех пор оно стало, наверное, самым фотографируемым зданием в истории Кишинёва.

Для Городской Думы было выбрано здание пожарной части – это перекресток сегодняшних бул. Штефана чел Маре и ул. Влайку Пыркэлаб.

Дело было поручено архитектору Митрофану Эллади, в нем также участвовал и знаменитый архитектор Александр Бернардацци. Здание строилось в период 1898-1901 гг. Его архитектура подвержена влиянию итальянской готики и хранит следы масонства в виде таинственных символов.

Так как в этом здании находилось ещё и множество магазинов (как и сейчас, впрочем) – то называлось оно и городским пассажем. Например, элитный магазин колбас “Covalschi” располагался в здании примэрии на первом этаже. Своё существование в качестве шикарного магазина он прекратил 28 июня 1940 г.

Во время Второй мировой войны здание сильно пострадало. Примэрия восстанавливалось уже под руководством архитектора Роберта Курца. Работы велись по снимкам и частично сохранившимся планам с 1946 по 1948 годы, однако администрация вернулась в здание лишь в 1951 году. После реставрации зданию был возвращен практически первозданный облик. Единственное различие, но не очень значительное – с торца дома, над главным входом были восстановлены башенки, но не в прежних (больших) размерах. После войны в здании располагался Горсовет.

Генрих Лонский

Дом Клигмана и Херца (Художественный музей Молдовы)

В 1898 году кишиневский адвокат Моисей Клигман на месте приобретенного им типового строения построил одноэтажный дом с изысканно ассиметричным фасадом (б. Штефан чел Маре, 113). Вход в него, украшенный двумя ионическими колоннами, располагался не по центру, а справа, но гармонично уравновешивался архитектурой фасада, по которому между окон с резными карнизами расположились рельефные столбы, вторящие колоннам у входа.

Чуть позже – в 1903 году – рядом, на месте существовавшего с 1845 года детского приюта, который содержал помещик Йоргу Балш, построил для себя дом титулярный советник Владимир Херц (б. Штефан чел Маре, 115).

Специалисты предполагают, что проект дома разработал австриец Генрих Лонский. Здание с объемным за счет выступающих вперед ризалитов, с крышей, венчаемой куполами причудливой формы, был наряден, как праздничный торт. Декоративное убранство – витиеватое литье, вазы по верху фасада, богато изукрашенного барельефами в виде растительного орнамента и аллегорических фигур, довершали парадную картину. Интерьер здания также изобиловал декоративными элементами – потолки и стены расписаны фресками на мифологические сюжеты, щедро украшены золоченным лепным орнаментом. Заимствования из венского барокко и стиля модерн, мавританского стиля, создали прекрасный образец эклектики, характерной для кишиневской архитектуры рубежа веков. Это здание, соединенное в советское время стилизованной под начало века галереей с более строгим домом Клигмана, колонны и пилястры которого заимствованы из неоклассицизма, выглядело для нас, дилетантов, как единое строение. Эклектика в квадрате радовала взоры нескольких поколений кишиневцев.

Дом за свою долгую историю успел послужить для совершенно разных целей. Уже в 1907 году в одной из кишинёвских газет появилась следующая заметка: “Большой роскошный дом Херца сдан Пехотному Волынскому полку для размещения в нем канцелярии и офицерского собрания”.

Спустя некоторое время в нём уже располагался театр “Модерн”. В межвоенный период там располагалось учреждение, которое называлось Министерство Бессарабии.

В советский период (с 1952 года) в здании располагался Музей Изобразительных Искусств (Республиканский Художественный Музей). А с 1957 года его расширили, и городская вилла адвоката Клигмана стала его частью. Именно тогда дома Херца и Клигмана соединили. С тех пор это здание выглядело для многих как единое строение, хотя дом Клигмана более строгий, его колонны и пилястры заимствованы из неоклассицизма.

Здание бывшего Окружного Суда

Здание бывшего Окружного Суда на пересечении улиц В. Пэркэлаб и В. Микле было построено в 1887 году также по проекту архитектора Генриха Лонского (раньше считалось, что это здание спроектировал А. Бернардацци). Это строение было одним из первых специально построенных административных зданий в Кишинёве.

Архитектура здания эклектична, создана под влиянием французского классицизма. Два отдельных входа – один для публики, второй – для ввода обвиняемых. Именно здесь в 1907 году проходил суд над Григорием Котовским. Ему вынесли приговор – 12 лет каторжных работ за революционную деятельность. Именно отсюда Котовский совершил дерзкий побег, выпрыгнув из окна второго этажа. Говорят, он плечем выбил раму и выпрыгнул. Внизу тогда были стойла для лошадей господ, приехавших на заседание суда. Котовский угнал одну из лошадей.

Сейчас это одно из административных зданий Молдавской железной дороги (с 1944 года). Проект по восстановлению фасадов выполнял архитектор Борис Гангал. Сейчас на здании висит памятная табличка с именем Котовского.

Telegram