Запутанная история самого знаменитого памятника Кишинёва: монумент Штефану чел Маре
Юрий Швец продолжает собирать истории о нашем городе на страницах блога oldchisinau.com.
Казалось бы, что рассказывать о памятнике Штефану Великому особенно и нечего. Монумент молдавскому господарю, расположенный в самом центре Кишинёва и ставший одним из символов города и нашей страны, всем известен. Но судьба его полна любопытных моментов, о которых не всегда говорилось. Примечательно то, что с момента установки памятника по нему можно проследить бурную бессарабскую историю. И, между прочим, это самый настоящий памятник-путешественник – только в самом Кишинёве он стоял в трёх разных местах, да ещё и дважды был вывезен в Румынию в разные города.
Началось всё в 1923 году, когда местному скульптору Александру Плэмэдялэ было предложено создать проект памятника Штефану Великому. Планировалось закончить работы к 1928 году к празднованиям десятилетия присоединения Бессарабии к Румынии (“Унири”). Скульптор с готовностью взялся за работу и уже спустя некоторое время стал предлагать варианты скульптуры в виде макетов.
Первый вариант представлял собой господаря в доспехах, опирающимся двумя руками на меч.
Второй макет был даже отлит в гипсе в натуральную величину и представлял собой Штефана чел Маре, державшего в опущенной правой руке меч, а в поднятой левой – хоругвь и крест.
Второй вариант Александру Плэмэдялэ не нравился, но над макетом в натуральную величину настоял комитет, которому и предстояло выбрать окончательный вариант.
Работал скульптор над макетом в помещении школы на нынешней улице Тигина. Здание бывшей школы сохранилось, сейчас в нём располагается Комиссариат Полиции (ул. Тигина, 6).
Вот так мог бы выглядеть памятник Штефану Великому:
В итоге в 1924 году был принят третий вариант памятника, который представлял всем нам известную композицию – Штефан чел Маре с короной на голове стоит, подняв над головой в левой руке крест, а в опущенной правой руке держа меч.
Перед скульптором встал новый вопрос – где отливать достаточно большой памятник. Ему хотелось организовать это на месте, в Кишинёве. Но после того, как была рассмотрена возможность отливки памятника в кишинёвских литейных, стало ясно, что такие работы качественно можно будет произвести в Бухаресте.
Инженер Георгий Левицкий так описывал ход работ и их стоимость:
Строительство памятника Штефану Великому в Кишинёве началось в апреле 1925 года.
Интенсивная работа продолжалась до сентября 1925 года, то есть 5 месяцев, в течении которых было добыто 80% необходимого камня. Большие блоки с трудом доставлялись до вокзала в Флорештах, и в декабре 1925 года они уже были в Кишинёве, где их обработали и уложили в том же месяце. Таким образом, работы начались в апреле 1925 года и всё было закончено (за исключением статуи, орнаментов и надписей) 27 декабря 1925.
Потом, в 1926 и 1927 годах проводились работы по организации площади вокруг будущего памятника. Работа шла очень медленно.
Процесс продолжился 16 декабря 1928 года и через четыре с половиной месяца всё было готово. Памятник был открыт 28 апреля 1928 года.
Всё это обошлось примерно в 4 000 000 леев, из которых:
Постамент 1 500 000 (примерно)
Статуя (примерно) 1 000 000 (бронза – бесплатно)
Гонорары:
Архитектор Бернардацци 200 000
Скульптор Плэмэдялэ 200 000
Инженер Левицкий 247 000
Площадь (скамьи, тротуар, бордюры и прочее) – всё остальное.
Процесс установки постамента был запечатлён на фотографиях:
Таким образом, к 1928 году все работы были завершены и 28 апреля того же года состоялось торжественное открытие памятник Штефану Великому.
Ниже представлены несколько фотографий памятника 1920-1930-х гг:
Но это не было бы историей кишинёвского памятника, если бы всё так гладко шло и дальше.
В июне 1940 года ситуация в этой части мира резко изменилась – Бессарабия отошла к СССР.
Памятник Штефану Великому был эвакуирован в Румынию в город Вэслуй, а постамент в Кишинёве был разобран новыми властями.
В результате объявления Германией войны Советскому Союзу и вступлению Румынии в эту войну на стороне Германии Бессарабия снова отошла к королевству уже год спустя.
В августе 1942 года памятник был возвращён в Кишинёв, но место для его установки было выбрано новое – напротив Святых Ворот, там, где до него стояли памятники российскому императору Александру I и румынскому королю Фердинанду I, а после – и Ленину.
Работами по установке руководил всё тот же инженер Георгий Левицкий, что и в 1920-х гг.
С установкой решили не затягивать, и постамент решили соорудить более простой – не из косэуцкого камня, как оригинальный, а из более простых и доступных материалов. Но внешний вид всё-же максимально привели к первоначальному.
На новом месте памятник Штефану Великому простоял два года. В августе 1944 года скульптура была снова демонтирована и эвакуирована в Румынию (в Крайову). Но на фотографии, которую с увренностью можно отнести к периоду не позже ранней весны 1944 года, мы видим, что памятник был демонтирован уже в то время, а его постамент используется немецкими войсками как полотно для указательных знаков:
И в конце августа 1944 года Кишинёв в очередной раз стал советским.
В 1945 году скульптуру нашли в Румынии и снова вернули в Кишинёв. На этот раз памятник установили на его первоначальном месте, а с постаментом решили долго не возиться, соорудив его в очень упрощённом виде.
Столь частые путешествия отразились на статуе не самым лучшим образом – были утеряны оригинальные меч и крест. И если новый меч не особо бросался в глаза, то крест, сооружённый из подручных материалов (дерево), очень сильно отличался от настоящего:
Временные постамент и крест продержались почти 30 лет. В 1972 году была проведена реставрация памятника, в результате которой памятник принял практически первоначальный вид. Однако постамент всё-же отличался от первоначального – не было герба Молдовы и вместо оригинальных надписей были выбиты слова русского историка Н. М. Карамзина о Штефане Великом. Да и сама реставрация закончилась неожиданно – монумент убрали подальше от глаз людских вглубь парка.
На очередном, третьем по счёту в Кишинёве, месте памятник простоял почти 30 лет. 31 августа 1990 года он был заново открыт там же, где и был установлен в 1928 году, и с тех пор его местоположение не менялось.
Предыдущее место обозначили металлической табличкой:
Постамент также подвергся изменениям – были восстановлены первоначальные надписи и рисунки. По крайней мере, так утверждалось и утверждается официально и по сей день. На самом деле всё не совсем так. На оригинальном постаменте был изображён герб средневековой Молдовы – тур со звездой между рогами. Звезда была пятиконечная, но в 1990 году у приёмной комиссии возникли возражения по этому поводу (видимо, у кого-то возникали ассоциации с советской символикой). Поэтому на нынешнем постаменте мы можем видеть фантазию в виде восьмиконечной звезды. Так, в очередной раз, историческая правда стала жертвой чьих-то комплексов и, наверное, не очень далёкого ума.
Памятник Штефану Великому, каким-то чудом дошедший до наших дней (особенно если вспомнить печальную судьбу остальных кишинёвских монументов), до сих пор является одной из главнейших достопримечательностью города и популярным местом назначения встреч.
Юрий Швец
(oldchisinau.com)