КИНО НА ВЫХОДНЫЕ: СКАФАНДР И БАБОЧКА / LE SCAPHANDRE ET LE PAPILLON
«Скафандр и бабочка»/ «Lescaphandreetlepapillon» (Франция, США, 2007)
Режиссёр: Джулиан Шнабель
В ролях: Матье Амальрик, Эмманюэль Сенье, Анн Косиньи, Патрик Шенэ и др.
Время: 107 мин.
Насколько глубоко кинематограф способен копнуть как искусство? Редкие фильмы обнажают человеческую сущность на столько, что становится видно саму душу. Сегодняшний фильм как раз о самых потаённых глубинах человеческого сознания, которые зритель сможет постичь глазами главного героя. Драматический байопик Джулиана Шнабеля «Скафандр и бабочка» —это первое в истории кино-описание синдрома «запертого изнутри» (locked-in syndrome), когда у человека парализовано абсолютно всё, кроме сознания. Фильм снят по одноимённому автобиографическому роману Жана-Доминика Боби, который он буквально наморгал одним глазом.
Успешный редактор журнала «Elle France» в 1995 году в возрасте 43 лет перенёс сильный инсульт. Через двадцать дней Боби вышел из комы и обнаружил, что у него парализовано всё тело, кроме левого глаза. Врач логопед разработал специальный алфавит, в котором буквы располагались по частоте их использования во французском языке. Так, подмигивая функционирующим глазом, когда сидящий рядом человек называл нужную букву, Жан-Доминик рассказал всё о своем внутреннем мире: воспоминания, переживания и фантазии.
Боби, как истинный француз, много размышляет о красивых женщинах, Боге, в которого не верит и душе, которую как атеист он предпочитает называть «воображением». Он ассоциирует человеческое тело со скафандром, а душу с бабочкой, тем самым отвечая на сакраментальный вопрос: что в человеке первично, душа или тело? Сознание главного героя подобно бабочке претерпевает волшебную трансформацию от мыслей о смерти и безысходности, до неутомимого желания творить и жить полноценной жизнью, которая только возможно в плену у собственного тела.
Вместо самосожаления — ирония и смех, который никто не слышит. Он решил не убиваться по поводу столь трагического поворота судьбы и разводить пустые разговоры о том, почему с хорошими редакторами порой случаются подобные инсульты. Ведь гораздо интереснее представить на какой овощ ты стал похож больше — на огурец или картошку?
Оператор картины, легендарный Януш Камински, показал практически весь фильм субъективной камерой, от лица главного героя. Получившийся в итоге невероятный эффект присутствия создает общее неторопливое течение времени внутри кадра. А музыкой к фильму стала мантра, сотканная из букв французского алфавита, безостановочно звучащая из уст практически всех персонажей.
«Скафандр и бабочка» — гениальное кино о человеческой трагедии, не прибегающее к шаблонным попыткам вызвать жалость. Оно невероятно честное и правдивое, ведь снято по словам, медленно, буква за буквой, продиктованными самой душой.
текст: Вера Боркута