Евгения Апостолопуло — благотворительница Бессарабии, внесшая вклад в развитие Сахарны
Евгения Апостолопуло родилась в 1857 году в семье дворянина Иоана и Екатерины Богдан (в девичестве Стрэжеску), имевших под Сороками обширное имение в Кухурештий де Сус (ныне Флорештский район).

Когда Евгении исполнился 21 год она вышла замуж за инженера и дворянина Николая Апостолопуло, который жил в селе Чирипкэу того же уезда. Николай Константинович, сын грека, принявшего бессарабское подданство, был на 13 лет старше Евгении. Окончив Кишиневскую мужскую гимназию, он продолжил образование за границей. Служа инженером путей сообщения, участвовал в прокладке железной дороги Новоселица – Бельцы – Резина.
Семья Апостолопуло внесла значительный вклад в образование и культуру Бессарабской губернии. Вместе открыли в имении Сахарна, где поселились, начальную школу для сельских ребятишек, а также основали школу виноградарства и предоставляли детям крестьян стипендию. Взяли под опеку Троицкий монастырь и церковь Святого Архангела Михаила.
Имение находилось неподалеку от станции Рыбница Юго-Западных железных дорог, на правом берегу Днестра, на самой границе Бессарабской и Подольской губерний. По приглашению Евгении Апостолопуло в Сахарне побывал Василий Розанов, один из самых популярных русских философов Серебряного века, переводчик «Метафизики» Аристотеля. Он же задокументировал их общение и воспоминания об Евгении Ивановне. Из записей, которые гость вел во время отдыха, он составил книгу под названием «Сахарна», которая состоит из трех частей: «Перед Сахарной», «Сахарна», «После Сахарны».
Евгения Апостолопуло коллекционировала древние артефакты, намереваясь создать этнографический музей Бессарабской губернии.
«Мечтою всей ее жизни было — собрать и открыть местный музей в Кишиневе, посвященный общерусской живописи и местной старине, народному творчеству в костюмах, в домашней утвари, во всяческом роде ремесленно-художественных изделий. Нижний этаж ее дома уже представляет собою такой музей, — собрание мебели, ковров, предметов церковной утвари, икон, внутреннего расположения молдавских изб. Чем-то столько же восточным, как и западным, веяло от этого музейчика, удивительно уютного, какого-то «теплого» по своему духу. Музей был в то же время «молдавскою избою», т. е. это не были «вещи», собранные в кучу или лежащие в витринах, а это было «народное жилище», но только подобранное из предметов всей страны и всей ее старой истории», — из сочинений «Памяти Е. И. Апостолопуло» Василия Васильевича Розанова.
Сначала пара похоронила пятилетнего единственного сына, а позже, в 1901 году скончался и Николай. Николай Константинович оставил Бессарабскому земству часть своего имения, с тем чтобы в течение трех лет в нем открылась школа виноградарства и виноделия его имени. Земство выделило учебному заведению на первоначальное обзаведение 500 рублей и 2 300 – на ежегодное содержание. Недостающие средства вдова добавила от себя. Кроме того, Евгения Ивановна подарила школе обширный участок земли с постройками и виноградниками. Благодарные потомки в 1937 году на могиле Николая Константиновича с мраморным крестом поставили бюст филантропа, который выполнил скульптор Александр Плэмэдялэ.
После смерти мужа и сына она переехала в Петербург. Там она поддерживала тесные дружеские связи с литераторами, художниками и философами. На Галерной улице Апостолопуло устроила обширную квартиру с общей мастерской и комнаткой для молодых начинающих художников, где они безмездно жили и работали.
«Это была художественная коммуна, где коммунары едва ли давали себе отчет, кто это им устроил; как и я, посещавший этот дом, — не знал, что это такое, пока, много лет спустя, она рассказала свой план. Трудно найти слова, чтобы передать всю степень и всю сложность особенных дарований этой женщины, — и казалось иногда, что именно для общественной службы нужны такие лица, без рекламы и выставки, без публичных речей, без торжественных собраний, без «уставов» и параграфов, но с постоянною работою и заботою души около всего доброго — с одной стороны, около всего даровитого — с другой», — из сочинений «Памяти Е. И. Апостолопуло» Василия Васильевича Розанова.
Когда Евгении Апостолопуло было 58 лет она узнала, что неизлечимо больна. Тогда женщина составила духовное завещание. На средства, вырученные от продажи семейного предприятия в Одессе (около миллиона рублей), она наказывала открыть в Кишиневе музей. Эту миссию она возложила на друга своего детства, ставшего известным зодчим – Алексея Щусева. Но Октябрьская революция, грянувшая через два года, помешала Щусеву выполнить последнюю волю Апостолопуло
Евгения Ивановна скончалась 6 ноября 1915 года в Одессе. После строительства в родовом имении Кухурештий де Сус церкви (по проекту Щусева), которую на средства супругов Апостолопуло построила сестра Евгении, – прах благотворительницы был перезахоронен в пределах святой обители. В церкви над входом – фреска с изображением двух сестер – Евгении и Александры.
В сентябре 2025 года в Дубоссарах при разборе старой крыши жители обнаружили черепицу с клеймом «Е.И. Апостолопуло, село Сахарна, Бессарабская губерния». Судя по клейму на черепице, Евгении принадлежало предприятие по производству кровельного материала.

Источники: Бессарабские истории, Розанов, Новости Приднестровья, oldchisinau, Блокнот

