16 декабря 2025

Стоит ли поддерживать веру ребенка в Деда Мороза?

Вопрос «зачем поддерживать веру ребенка в Деда Мороза, Санта-Клауса или других аналогичных сказочных персонажей» до сих пор дискуссионный. Психологи и педагоги не могут дать точного ответа на этот вопрос, поэтому право выбора остается за родителями. Но даже несмотря на свою неоднозначность, есть ряд аргументов и наблюдений, которые показывают, что детям такая вера может пойти на пользу.

Почему родители выбирают поддерживать веру в Деда Мороза?

В дошкольном возрасте дети начинают различать фантазию и реальность. В одном американском исследовании авторы пытались понять, почему родители поддерживают веру в «культурно одобренных» сказочных персонажей, вроде Санты и зубной феи, а не в пугающих или негативных.

Результаты показали, что родители поддерживают детские фантастические убеждения, чтобы способствовать благополучию ребенка: создать увлекательное детство, развить культурное понимание и защитить детей от негативных эмоций, например страха. Они также могут поддерживать веру в Санта-Клауса у более старших детей, стремясь как можно дольше сохранить «магию» детства.

Родители рассматривают фантастические убеждения как нормальную часть детства и поощряют их из-за предполагаемой пользы для ребенка. Тем не менее им приходится балансировать между культурными нормами, личным опытом, особенностями развития детей и религиозными ценностями, самим определяя, какие верования поощрять, а какие сдерживать в воображаемой жизни своих детей.

Но, что, если ребенок вырастет и перестанет доверять родителю?

Один из главных аргументов против веры в фантастических персонажей заключается в том, что она связана с поощрением лжи. Критики считают, что это может подрывать рациональное мышление детей и потенциально влиять на их моральное развитие. Поддержание таких убеждений часто требует обмана со стороны родителей.

Когда дети узнают, что родители вводили их в заблуждение, например в истории о фантастических персонажах, они могут испытывать протест, сомнения и разочарование. В некоторых случаях это приводит к тому, что дети начинают ставить под вопрос саму идею Рождества. Подобный опыт может временно повлиять и на отношения с родителями, и на уровень доверия к их словам, в том числе в вопросах веры.

Однако исследования также показывают и обратную сторону. Хотя некоторые дети и взрослые действительно вспоминают негативные эмоции — чувство обиды, злости или предательства, — такие реакции, как правило, непродолжительны и не имеют долгосрочных последствий. Большинство взрослых отмечают, что, узнав правду о Санта-Клаусе, они не стали меньше доверять родителям и не изменили своего отношения к религии.

А что говорят психологи?

Как мы уже говорили ранее, вопрос дискуссионный и однозначного ответа нет. Но детский психолог Татьяна Козман решила для себя поддерживать веру детей в Деда Мороза. Вот, как эта вера помогает детской психике сейчас и как это на ней скажется в перспективе, по мнению психолога:

  • «Ребенок учится прислушиваться к себе, осознавать свои желания, приоритизировать их, выбирать из множества вариантов самое вожделенное. Кстати, выбор — это еще та сложная штука даже для взрослой психики, так как в процессе и в результате сталкиваются радость от определения и грусть от упущенного, ведь чтобы что-то выбрать, нужно от чего-то отказаться;
  • У ребенка развивается фантазия и творчество. Создать в воображении образ жилища, маршрута передвижения ДМ — это тот еще квест;
  • Дает важное для детской психики ощущение стабильности: один раз в год обязательно придет/прилетит;
  • Так как приход ДМ преподносится как награда за послушание и добрые поступки, ребенок будет мотивирован поступать социально приемлемо, чтобы его поощрили. Только, дорогие родители, не манипулируйте этим, пожалуйста. Уточню: в моей семье — ДМ и хорошее поведение — неравно;
  • Учится балансировать между «брать/получать» и «отдавать». Некоторые дети «подкармливают» ДМ сладостями/стишками, чтобы он им принес подарки;
  • Ожидание чуда в детстве влияет в будущем на формирование оптимистического взгляда на вещи;
  • Теплые, приятные, веселые воспоминания детства, связанные с НГ и ДМ, навсегда останутся с человеком и будут напоминать ему, что внутри него всегда есть «внутренний ребенок», который подпитывает положительными эмоциями;
  • Развивает оптимальные для психики защитные механизмы — например, надежда на решение проблемы, когда все варианты иссякли;
  • Придает веру в некую, архетипическую мощную родительскую фигуру, которая будет внимательна к его потребностям и желаниям. Эта вера поможет в реальной жизни находить такого человека, который будет выполнять часть роли этой фигуры.
  • Правда о ДМ может причинить ребенку душевную боль, но это неизбежный этап взросления — расставание с иллюзиями. Нам, родителям, сложно сталкиваться с сильными негативными чувствами ребенка, поэтому пытаемся всеми силами этого избежать. Мы умеем с ними радоваться, нам нужно учиться вместе с ними грустить и расставаться с иллюзиями;
  • Разочаровавшись, ребенок попробует развидеть за поведением родителей благие мотивы».

«А еще вера в ДМ может просто быть, безо всяких условий, влияний, причин, последствий. Просто быть. Каждый родитель решает сам для себя — поддерживать или нет иллюзию о ДМ. Ребенок будет, в любом случае, верить в чудеса: если не в ДМ, так в персонажи сказок/фильмов, в сверхъестественную силу родителей, уж так устроено его мышление и самоощущение. И нам, взрослым, иногда стоит у них поучиться верить в чудеса», — заключает Татьяна Козман.

Жаклин Вулли — профессор и заведующая кафедрой психологии, изучающая понимание детьми реальности, в Техасском университете в Остине, также убеждена, что вера в Санта-Клауса приносит пользу когнитивному и эмоциональному развитию ребенка. Вот, как она это объясняет:

Вера в невозможных существ, таких как Санта-Клаус, может развивать у детей навыки контрфактического мышления. Тип мышления, который требуется, чтобы представить, как девять оленей могут лететь по небу, неся тяжелые сани, вполне может быть тем же самым типом мышления, который необходим для воображения решения проблемы глобального потепления или способа излечения болезни.

Вера в Санта-Клауса также развивает у детей дедуктивное мышление и умение использовать доказательства. По словам Жаклин, дети постарше могут использовать, например, наполовину съеденное печенье в рождественское утро как доказательство существования Санты.

«Многие родители представляют себе внезапный момент, когда ребенок требует правду, однако процесс «раскрытия тайны» чаще всего происходит постепенно. На самом деле нередко существует длительный период, в течение которого дети все меньше уверены в существовании Санты. Ближе к концу этого периода дети могут даже специально искать доказательства, чтобы подтвердить свои подозрения», — пишет Вулли.

Жаклин Вулли считает, что, когда дети начинают сомневаться, они становятся «научными» и даже проводят свои эксперименты. Поэтому родители могут им только помочь: «Например, мама, которая раньше маскировала свой почерк на подарках от Санты, может начать использовать собственный почерк. Или она может положить несколько подарков «от Санты» под елку накануне вечером».

В итоге дети чувствуют себя сильнее и увереннее, когда понимают, что догадались обо всем сами. Сделав это открытие, они становятся частью взрослого мира. А взрослые, наоборот, вспоминают собственное детское чувство чуда и ненадолго возвращаются в мир воображаемого и невозможного.

Обложка: Alicia Slough/Unsplash

Подписывайся

Что ещё почитать