08 июля 2024

Журнал «Золотой Петушок»: как писатели-эмигранты в XX веке вдохнули жизнь в издательское дело Кишинева

В издательском деле Кишинева 20 века есть один очень яркий момент – журнал русских писателей-эмигрантов «Золотой Петушок». Как неожиданно он появился, также неожиданно журнал и прекратил свое существование – спустя всего 3 выпуска. Но даже этого хватило, чтобы культурная жизнь Бессарабии встрепенулась.

1 января 1934 года в Кишиневе вышел первый номер литературно-художественного журнала «Золотой Петушок», издаваемый писателем Семеном Стодульским и поэтом Игорем Северяниным. Они познакомились в 1933 году во время выступления Северянина в Бессарабии. Новый журнал русских писателей-эмигрантов был объемом 32 страницы и стоил 22 румынских лея.

2 июня – под эгидой этого журнала Северянин дал последний концерт в Бухаресте. А уже к 5 сентября вышел сдвоенный номер (№2-3) «Золотого петушка», тогда Северянин писал в письме: «№ 2-3 на днях все же вышел. В нем 64 страницы, и составлен он, и выглядит внешне несравненно лучше, чем первый. К сожалению, я получил пока всего пять номеров, и они моментально разошлись».

Журнал русских писателей-эмигрантов по содержанию, как вспоминают современники, был чрезвычайно интересен: «Этот журнал представляет собой большую библиографическую редкость. Достаточно сказать, что в каталогах Национальной Российской библиотеки в Москве он не значится….»

Редактором журнала был Леонид Григорьевич Евицкий, проживавший в Кишиневе в доме по улице Дм. Кантемира, 10А. Тут же официально размещалась редакция и ее администрация. Журнал печатался на улице, называвшейся в 1924-1940 годах улицей Маршала Бадольо Street. Ранее и ныне – улица Армянская. Участвовавший в издании журнала Игорь Северянин жил с 1934 года в доме Лидии Тимофеевны Рыковой, расположенном на улице Подольской (ныне – улица Букурешть)

Выход «Золотого Петушка» в Кишиневе стал сенсацией. В статье «”Трезвоны” этой сказочной птицы…» Ольга Гарусова пишет: «Своим появлением “Золотой петушок” вызвал небывалый резонанс в прессе. Отклики были исключительно хвалебные. “Такого журнала по внешнему исполнению в Кишинёве ещё не было. И в прежние времена «Золотой петушок» по типу подходил бы к роскошным изданиям, а сейчас, несомненно, имеет все права на звание «роскошного издания… И, зная технические, типографские и литографские трудности печатания в Кишинёве, надо сказать, что вряд ли можно было издать в данных условиях лучше”. “Взяв журнал в руки, не веришь, что это издание напечатано в нашей стране. Сравнивать его с местными журналами рискованно и опасно, если не наивно. «Золотой петушок» – вызывающий щелчок, который получили обильные наши издания того же рода”. Удивляло всё: качество бумаги, полиграфия, “западная техника”, “изысканная внешность”… Коллеги из “Viata Basarabiei” рождение нового журнала расценили как проявление духовной энергии “меньшинства, нашедшего пристанище на окраине румынской страны”. И желали ему успеха в “борьбе за духовное развитие в полное скудости и деградации время”. Корреспондент “Бессарабского слова” мечтал: “ «Петушок», несомненно, всколыхнет нашу сонную заводь”».

Северянин возлагал большие надежды на только что выпущенный на деньги Л. Г. Евицкого журнал «Золотой Петушок». По его просьбе, в журнал прислали свои произведения Константин Бальмонт, Иван Лукаш, Алексей Ремизов. В «Петушке» публиковали очерки, некрологи, рассказы, стихотворения, литературные заметки, статьи о театральной жизни Кишинева, о спорте, об искусстве и музыке и многое другое. Например, в нем были напечатаны новый вариант рассказа Бунина «Третий класс», рассказ «Городок» Галины Николаевны Кузнецовой, рассказ «Отец» романиста Ивана Созоновича Лукаша, стихотворения Игоря Северянина («Бунин»), Константина Бальмонта («Дух жизни»), Любови Столицы («Нижний»). И если первый выпуск посвятили Бунину, то 2 и 3 Бальмонту.

В «Золотом петушке» публиковались не только русские писатели и поэты, но еще румынские и белградские.

Однако журнал русских писателей-эмигрантов прогорел, вышло только три номера. Издатель не смог даже рассчитаться с авторами. Ремизов писал Северянину: «… прежде чем что-нибудь решать, надо было спросить меня. И я бы сейчас же ответил, что такой способ расплаты – авторскими экземплярами – для меня неприемлем, и я готов лучше ждать, когда редакция найдет возможным со мной расплатиться, чем держать у себя экземпляры, которые я не в состоянии продать».

Среди причин, по которым «Золотому Петушку» не удалось «взлететь» на должную высоту главная, что он не смог конкурировать с лучшими эмигрантскими журналами Парижа. Да и время не способствовало распространению нового издания: в Европе поднял голову фашизм, а в ряде стран углубился экономический кризис.

Так и закончилась, даже толком не успев начаться, яркая глава в журнальном издательстве Кишинева.

Источники: bloknot, Stukalov, Северянин.лит

Подписывайся