11 июля 2024

Родом из Молдовы: Яков Авербух – художник, который оформлял в Молдове все – от книг до города в праздничные дни

Творчество Якова Авербуха занимает особое место в истории искусства Молдовы, правда далеко не все об этом знают. В свое время молдавский советский художник оформил с десяток книг, придумал декорации, интерьеры заведениям, детским садам Кишинева и украшал город в праздничные дни.

Художник родился в 1922 году в Кишиневе в семье актеров еврейского театра на идише. Яков, единственный сын актеров еврейского театра в Кишиневе Абрама и Поли Авербухов, родился и работал в Кишиневе, обретал профессиональные навыки с 1936 года в Кишиневском художественном училище, под руководством Шнеера Когана и Августа Бальера. На старших курсах он совмещал учебу с работой художником-постановщиком в частном театре Вернера.

Во время Второй мировой войны Яков Авербух находился в трудовой армии, работал в художественных мастерских Краснодарского края и Узбекистана, был художником Бакинского театра оперетты (в городе Андижане). По возвращении в Кишинев стал художником-оформителем в Русском театре им. А.П. Чехова.

Продолжая специальное образование в Республиканском художественном училище им. И.Е. Репина, Яков Авербух вынужден был снова прервать учебу ради заработков, чтобы содержать семью. Поэтому диплом он получил только в 1950 году, будучи уже отцом двух сыновей.

Художественное признание

Свою художественную карьеру Авербух начал с оформления книг. Он самостоятельно овладел основами книжного оформления, и вскоре начал получать серьезные и ответственные заказы. Чтобы прокормить семью Авербух работал и по ночам, выполнял заказы издательств, рисовал плакаты, оформлял книги: обложки, иллюстрации к басням Крылова, Донича, к исторической повести «Никоарэ Подкова» Михаила Садовяну и многим другим.

Для кишиневских издательств художник оформил более двадцати книг, его иллюстрации получили признание на всесоюзных выставках. Но особую популярность Якову принесло оформление поэмы Василе Александри «Миорица». Его приняли в Союз художников Молдовы, а затем и в Союз художников СССР. Вскоре Авербух овладел искусством плаката, гравюры на линолеуме, изучил и монументальное искусство.

Яков Авербух вместе с керамистом Силицким создали керамическое панно в деревне Баурчи. Авербух занимался оформлением интерьеров детского сада в Тирасполе, ресторана «Нистру» в Кишиневе, участвовал в оформлении Кишинева в праздничные дни, а также оформлял павильоны выставок Народного хозяйства.

В 1964 Яков Авербух входил в коллектив медальеров по разработке художественной формы для отливки настольной медали «40 лет Молдавской Советской Социалистической Республике и Коммунистической партии Молдавии».

Он также плотно сотрудничал с Кишиневским Еврейским театром Давида и Арона Шварцманов, создал эмблему театра, оформлял для спектаклей афиши, декорации, рисовал эскизы костюмов.

В 2022 году к 100-летию со дня рождения художника доктор искусствоведения Людмила Тома издала монографический альбом Yakov Averbuch Ash = Яков Авербух Аш. Книга, изданная при поддержке сыновей Якова Авербуха, дала представление о диапазоне творческих задач художника и о его непростой биографии.

«Жизнь уготовила ему немало испытаний, как и многим художникам его поколения, пережившим войну, лишения, голод и – навязанные идеологические и художественные критерии. <…> Эмиграция старшего сына Авраама в Израиль в конце 1970-х годов расценивалась советскими руководителями как измена, запятнавшая всю семью, поэтому в альбомах, посвященных молдавской графике, имя Якова Авербуха перестали упоминать до смены государственного устройства», – из вступительной статьи «Творческий путь Якова Авербуха» Людмилы Тома.

«Совершенствовал свое мастерство по велению сердца»

Внимание художника привлекала не только красота ландшафта родного края, и ее жителей, но и признаки жизни его любимого города Кишинева в послевоенные годы.

В ранних зарисовках художник использовал преимущественно карандаш, уголь, сангину. С годами Яков чаще менял грифель на тушь, чернила, фломастер, и его рисунки становились менее детальными. Портретные образы у Авербуха всегда жизненно убедительны, и не только выявлением индивидуальных черт облика. Художник улавливал свойства характера и душевное состояние человека даже в зарисовках репортажного характера, которые воспроизводились в газетах.

Особое место в творчестве Якова Авербуха занимает станковая живопись — его давнее увлечение, не связанное с заказами. Даже в тяжелые послевоенные годы при всей своей занятости он выкраивал часы, чтобы писать масляными красками.

В этюдах Яков Авербуха передается неспешная жизнь окраин Кишинева, где нередко пасутся козы, коровы. С особой любовью написаны сельские пейзажи, часто это берега Днестра, домики среди деревьев.

Свежесть колорита, присущая работам Якова, не характерна для молдавской живописи 1940–1950-х годов: тогда такой путь расценивался как пресловутый «формализм», как «груз прошлого».

«Всё, за что брался отец, начинало его увлекать, отдача всегда была полной, независимо от важности заказа. “Яша-работяга” — так звали его все коллеги, общавшиеся с ним. Многочисленные художественные советы, комиссии, принимающие работы, и критика, не всегда справедливая, лишь способствовали его профессиональной ответственности. Вместе с тем папа не переставал рисовать для себя, где бы ни был, — на собраниях, в поликлинике, на вокзале, в поезде. С ним всегда был маленький блокнот для зарисовок. Крестьяне, старики и дети, пейзажи, животные — всё привлекало его цепкий взгляд, замечавший характерные особенности. Папа совершенствовал свое мастерство по велению сердца. И пополнял свое образование, изучая старых мастеров и современных художников. Регулярно приобретал книги по искусству и собрания сочинений писателей, библиотека в доме росла с каждым годом», — из воспоминаний старшего сына Авербуха.

В 1990 году Яков с семьей репатриировались в Израиль. После переезда Авербух не писал маслом, но выполнил ряд пейзажей, используя карандаш, пастель и оберточную бумагу. Там он работал в редакции газеты на русском языке, создавая иллюстрации, карикатуры, шаржи. Вместе со старшим сыном он оформил интерьеры трех синагог, включая резьбу по дереву, стенную роспись и другие работы.

Его 70-летие отметили в 1992 году персональной экспозицией в выставочном зале Союза художников Израиля, на которой наряду с произведениями молдавского периода были представлены и новые. Часть своих работ художник подписывал «Яков Аш» в память о своем отце-актере. Яков Авербух скончался 17 сентября 1998 года в Герцлии.

Подробнее о творчестве и работах Якова Авербуха можно почитать в научной статье “Малоизвестные произведения Якова Авербуха”. Она же стала источником фотографий и большей части информации в материале.

Источники: “Малоизвестные произведения Якова Авербуха”, Chișinău, orașul meu

Подписывайся