Сериал «Рипли»: как писательница, которая ненавидела всех, придумала персонажа, вошедшего в историю психиатрии
В этом году на Netflix вышел сериал «Рипли», который сходу привлек внимание зрителей. Аферист и убийца Том Рипли, герой романов Патриции Хайсмит, не раз появлялся на экранах: его играли Мэтт Деймон в «Талантливом мистере Рипли», Ален Делон в «На ярком солнце», Деннис Хоппер в «Американском друге» и Джон Малкович в «Игре Рипли». В сериале от Netflix в Рипли перевоплотился Эндрю Скотт, который заодно выступил и продюсером. Новая работа потенциально адаптирует все романы Патриции Хайсмит о герое.
Но Рипли стал не только героем множества киноработ, в честь него появился популярный термин в психиатрии – «Синдром Рипли», который подразумевает наличие диссоциального расстройства личности (ДРЛ) или то, что нам больше знакомо – социопатия, неустойчивая психопатия, антисоциальная психопатия.
О чем сериал «Рипли»?
Экранизация книги «Талантливый мистер Рипли» Патриции Хайсмит переносит зрителей в Нью-Йорк 1960-х годов. Том Рипли перебивается в Нью-Йорке заработками от мелких мошеннических схем, пока на него не выходит богатый бизнесмен. Тот считает его другом своего сына Ричарда Гринлифа, который транжирит деньги в Италии и не собирается в Штаты, поэтому готов немало заплатить, лишь бы Том отправился в Европу и уговорил непутёвого отпрыска вернуться домой. Рипли соглашается на задание, и это становится началом его вращения в сложной и опасной жизни, полной обмана, мошенничества и даже убийств. В поисках Гринлифа Том оказывается втянутым в интриги и игры в высшем обществе, сталкиваясь с темными сторонами человеческой природы и своими собственными демонами.
Эндрю Скотт очень хорошо изобразил болезненность Рипли во всем, начиная с его мимики, заканчивая его хладнокровием во время противоестественных, для эмпатичных и здоровых людей, вещей. При этом вряд ли кто-то из персонажей смог бы объяснить, что именно не так в Рипли и почему он им не нравится. Впрочем, вряд ли и мы в реальной жизни сходу определим, что человек неприятный, потому что у него диссоциальное расстройство личности.
ДРЛ из-за чувства неполноценности
Рипли живет в собственном мире и искаженной реальности, лжет, совершает преступления ради собственной выгоды и комфорта, не боится использовать окружающих и даже проживать жизнь другого человека. При этом он сам верит в свой обман и не испытывает сочувствия к жертвам — его философия подразумевает использование чужих ресурсов ради выживания.
Симптомы:
- Неспособность к сочувствию
- Отсутствие эмпатии
- Вера в собственную ложь
- Частые перемены настроения, которые человек не может контролировать
- Отрицание собственных негативных качеств
- Нарциссизм
При этом, ученые настаивают, что синдром является приобретенным расстройством — Том Рипли, неудовлетворенный своей жизнью и не имеющий возможности достичь поставленных целей, решает воспользоваться шансом и прожить чужую жизнь.
По мнению психологов, именно так в реальности развивается и сам синдром, например, у людей, которые имеют большие амбиции, но не имеют возможности реализовать их в жизнь. У человека появляется чувство неполноценности, он начинает считать себя жертвой обстоятельств, сильное давление и стрессы могут усилить эти симптомы и обусловить развитие психического расстройства.
Использовать других в своих целях
Такие люди не преследуют цели сделать вам больно, они просто равнодушные. Они никогда не сделают ничего просто так, если не увидят в этом выгоды, поэтому будут использовать вас как ресурс, а после избавятся без лишних сожалений.
При этом, в реальной жизни с ними можно договариваться и общаться, просто нужно помнить, что все слова и обещания людей с ДРЛ лучше не принимать за чистую монету. Все вертится вокруг их личной выгоды.
Несмотря на то, что люди с ДРЛ зачастую не признают наличие проблемы, есть те, кто обращаются за помощью к специалистам, осознают, какое у них состояние и могут с ним работать. Поэтому наличие ДРЛ не значит, что на таких людях стоит ставить крест.
Чистая Хайсмит и чистая Рипли
После того, как дневники писательницы Патриции Хайсмит стали достоянием общественности, многие стали думать, что она и сама была своего рода «Рипли».
Патриция ненавидела французов, темнокожих, латиноамериканцев, арабов, азиатов, индийцев, мексиканцев и португальцев. Писательница ненавидела католиков, евангелистов и фундаменталистов.
Но больше всего Хайсмит ненавидела евреев. Она сожалела, что Гитлер не убил больше евреев во время Холокоста. После смерти женщины ее собственный издатель осудил Хайсмит в журнале Entertainment Weekly как «подлое, жестокое, черствое, нелюдимое, нелюбящее человеческое существо».
В ее дневниках можно найти множество непечатных случаев расизма и антисемитизма, а также тот неприятный факт, что многие любовники Хайсмит и почти все ее настоящие возлюбленные были евреями.
«Она была полна противоречий, которые определяли ее и подпитывали ее творчество. Отказ от различий между любовью и ненавистью, добром и злом, лишенный всякого самосознания — это чистая Хайсмит и чистая Рипли», говорила ее редактор Анна фон Плант.
Издание Vanity Fair подытожило, что: «Талантливый мистер Рипли – ее единственная книга без посвящения, потому что Хайсмит уже коварно посвятила ее себе: Когда Том Рипли подписывается своим настоящим именем, его второй инициал – П – Патриция».