Интервью Actualitate.md с Дмитрием Торнером, бизнесменом, экспертом и филантропом

Вопрос: Дмитрий, ранее вы выступали с идеей о том, что Молдова должна следовать австрийской модели, в том числе во внешней политике …

Д.Т.: Совершенно верно. Я действительно считаю, что лучшая модель развития, которую может перенять Молдова, — это модель Австрии. И если вы затронули внешнеполитическую составляющую, думаю, стоит отметить, что Австрия построила свою внешнюю политику на нейтралитете. Сегодня Австрия является одним из шести европейских государств, провозгласивших нейтралитет, и этот принцип полностью работает, принося реальную пользу своим гражданам.

В: Но ведь и Молдова является нейтральным государством, поскольку этот принцип закреплен в Конституции.

Д.Т.: Существует большая разница между провозглашенным нейтралитетом Республики Молдова и Австрии. И эта разница объясняет, почему нейтралитет полностью функционирует в случае Австрии и не функционирует в случае Молдовы. Австрия объявила о своем нейтралитете в 1955 году и только после того, как его признали четыре крупнейшие мировые державы (США, СССР, Великобритания и Франция), победившие во Второй мировой войне и имевшие до этого момента войска на австрийской территории. Молдова объявила о своем нейтралитете в одностороннем порядке, закрепив этот принцип в своей Конституции в 1994 году. Помимо внесения принципа нейтралитета в Конституцию, Республика Молдова ничего не сделала для его международного признания. Это в значительной степени объясняет, почему нейтралитет Молдовы носит скорее декларативный, чем функциональный характер.

Вопрос: Означает ли это, что Молдова должна отказаться от своего нейтралитета?

Д.Т.: Ни в коем случае! Принцип нейтралитета Молдова должен развиваться, продвигаться во вне и широко поддерживаться международными организациями. Только так можно добиться того, чтобы этот принцип стал функциональным и стал краеугольным камнем, на котором мы будем строить внешнюю политику страны.

Вопрос: Какая модель внешней политики была бы правильной для Молдовы?

Д.Т.: Внешняя политика Молдовы должна носить максимально прагматичный характер и основываться на дружеских или партнерских отношениях как с региональными странами, так и с ведущими мировыми державами. Все внешние отношения Молдовы должны начинаться с взаимного уважения и взаимного интереса. Мы — маленькая страна,и не можем строить внешнюю политику иначе. Большая ошибка пытаться балансировать внешнюю политику — мы не можем позволить себе роскошь играть на интересах той или иной великой державы. Потому что, в конце концов, при такой внешней политике вы все равно споткнетесь, и последствия будут разрушительными. Малые страны, такие как Молдова, должны иметь умную и правильную внешнюю политику, и она должна быть постоянной, а не спорадической, или меняться от случая к случаю в зависимости от геополитических ветров.

Вопрос: В таком случае, какое место и роль будет играть процесс европейской интеграции во внешней политике Молдовы?

Д.Т.: Я твердо убежден, что отношения с Европейским союзом не должны строиться на основе конкретных ситуаций, которые складываются в тот или иной момент. Европейская интеграция — это процесс максимальной ответственности, основанный на четких принципах. Есть критерии, которые должны быть соблюдены, и мы должны работать над тем, чтобы стать частью Европейского союза не просто формально, в результате возникающих геополитических ситуаций, а чтобы мы действительно выполняли все необходимые условия. Только так мы станем полноправными членами Европейского союза, выполнив все условия — от уровня жизни, сопоставимого с уровнем жизни в странах Евросоюза, до институтов и систем, функционирующих точно так же, как в ЕС. Нет должно быть места элементу спекуляции, когда речь идет о таких важных процессах, как европейская интеграция, потому что в этом случае мы тоже будем страдать. Уровень жизни меняется не в результате подписания определенных документов или принятия определенных политических решений — уровень жизни меняется, если вы работаете добросовестно, проявляете ответственность, внедряете стандарты, последовательно действуете для реализации заранее поставленных целей. Именно так нужно подходить к европейской интеграции, если мы хотим, чтобы она приносила конкретные результаты на благо страны, на благо ее граждан.

В: По вашему мнению, с какими международными организациями Молдове следует активизировать сотрудничество?

Д.Т.: С Советом Европы — с целью внедрения передового опыта функционирования демократических институтов и осуществления реформ (в частности, реформы системы правосудия); с Организацией Объединенных Наций — особенно с целью международного признания принципа постоянного нейтралитета Молдовы; с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, в том числе с целью поиска мирного и единогласно принятого решения по реинтеграции страны; с Всемирной торговой организацией — с целью выявления новых возможностей для коммерческого и экономического развития. В настоящее время существует огромный неиспользованный потенциал, и его можно реализовать только путем активизации сотрудничества с этими организациями.

В: А на уровне конкретных стран, каким должен быть основной внешнеполитический подход?

Д.Т.: Отношения с Украиной и Румынией должны быть добрососедскими. Альтернативы нет, если мы хотим стабильности и развития. Соседей не выбирают — мы сами должны создать необходимые условия для хорошего сотрудничества, выгодного для всех.

Что касается великих держав мира, то я повторяю: у нас могут быть только отношения, основанные на уважении и взаимном интересе. И этот подход должен быть постоянным, а не меняться со сменой власти. Только такая внешняя политика может соответствовать реальным интересам страны, ее граждан. Другие подходы опасны, а последствия могут быть непредсказуемыми.

В: Спасибо за эту интересную дискуссию. Надеюсь, она будет не последней.

Д.Т.: Я тоже на это надеюсь и благодарю вас за интерес к моей точке зрения на эту важную тему.