Нас в хрущевке двое: история кишинёвских панелек
Telegram

«Панелька». Массовая застройка, типовое «безликое» жилье. Сегодня панельные дома ассоциируются с советским периодом.

Однако типовое домостроение придумали вовсе не в СССР,  дома из панелей появились даже раньше самого Союза. Еще в 1910 в одном из пригородов Нью-Йорка появился Форест-Хилс Гарденс — район построенный из бетонных панелей по проекту «города-сада» Эбенизера Говарда. Однако, эти дома походили на привычные многоэтажки, а скорее на английские коттеджи.

Одним из первых теоретиков массовой типовой застройки был французский архитектор Ле Корбюзье. Идею «жилой единицы» — готового жилого блока — он представил еще в1925 году. Из таких блоков остается, как лего-конструктор, собрать дом нужного размера и формы. Корбюзье считал, что архитектура должна быть функциональной, а «дома — это машина для жилья» и был невероятно популярен в послевоенной Франции. Дома его функционируют и сегодня.

Жилая единица Ле Корбюзье, Марсель

Ле Корбюзье получил настоящее признание в СССР в 1960х. С его популярностью (и финансовым кризисом) на смену «сталинскому ампиру» пришла типовая застройка, хотя разработка технологии велась еще в 1940х. Панельные дома — быстрые, надежные, недорогие — оказались самым простым и концептуальным способом выйти из послевоенного жилищного кризиса.

В 1953 году к власти пришел новый первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев, который сразу же взялся за жилищный вопрос. Уже в июне следующего года на Всесоюзном совещании строителей он возложил вину за недостаток жилья на архитекторов, которые «понимают архитектуру слишком эстетически, как художественную деятельность, а не как средство удовлетворения насущных потребностей советского народа, тратят народные деньги на никому не нужные красоты, вместо того, чтобы строить проще, но больше». В итоге 4 ноября 1955 года вышло постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве»

Разработка проектов экономичного и массового жилищного строительства велась на высшем уровне. Вместо сталинок с высокими потолками и большими отдельными комнатами появились хрущевки — с кухнями по 5—6 квадратных метров, проходными комнатами и совмещенным санузлом. Высота подавляющего большинства хрущевок — четыре или пять этажей. Это связано с тем, что пять этажей — максимальная высота дома, в котором по строительным нормам не требуется лифт. В начале 1960-х такие дома появляются и в Кишинёве.

Первый панельный 4-хэтажный дом начали строить в 1962 г., немного вглубь от ул. Зелинского.

Для реализации новой технологии строительства и сборки панельных домов в республике построили несколько домостроительных комбинатов, крупнейшим из которых был ныне не существующий кишиневский завод ЖБИ-4 .

Железобетонные панели – стены, перекрытия, лестничные марши – изготавливались на комбинатах, а на стройплощадке из готовых железобетонных элементов монтировался готовый дом. Для эпохи массового строительства жилья это была очень подходящая технология, так как позволяла довольно быстро застраивать целые жилые кварталы.

В этот период распространилась практика создания микрорайонов. Самым насыщенным панельками районом стала Ботаника. В то время этот перспективный район массового жилого строительства стал своего рода испытательным полигоном для первых панельных домов. Практически все панельные пятиэтажки Кишинева находятся именно на Ботанике.

Потом панельное домостроение перешло на девятиэтажные дома новых серий, но в 60-х годах панельными пятиэтажками успели застроить целые кварталы.

Однако, в разгар перестройки крупнопанельное домостроение оказалось в глубоком кризисе. Помимо общих для всей страны экономических причин этому способствовали и причины субъективные. Типовые дома были похожи друг на друга как близнецы, поэтому «панель» стали воспринимать чуть ли не как символ застоя и отсталости. Вскоре в республике были закрыты все домостроительные комбинаты.

Источники:

oldchisinau.com

Михаил Посохин. Архитектура крупнопанельных жилых домов. М., 1953 год.

Николай Ерофеев. Эстетика советской жилой архитектуры. archi.ru, 10.08.2015.

 

Telegram