Истории молдаван в Израиле: «В стране боевой дух, но настроение траурное»
Telegram

Утром 7 октября движение ХАМАС, которое контролирует сектор Газа, атаковало Израиль. Эта атака стала крупнейшей по количеству жертв с войны Судного дня, произошедшей 50 лет назад, в октябре 1973 года. С начала войны в Израиле свыше 1200 молдаван вернулись домой. При этом чуть больше 400 человек, наоборот, решили вылететь в Израиль, а многие изначально никуда не уезжали и даже служат в армии.

Вот только две истории девушек из Молдовы, которые давно живут в Израиле и знают не из новостей, что такое война, постоянные бомбежки и теракты. В конце статьи будут указаны ссылки на источники, которые они читают.

Саша, живет на две страны, Ашкелон – граничит с Газой

Город сильно опустел, открыты только продовольственные магазины и некоторые аптеки, работающие до обеда. В моем доме осталось всего пару квартир, где все еще живут люди, остальные разъехались. Есть множество организаций, которые обеспечивают бесплатное перемещение людей с юга в более безопасные регионы страны, расселяя их в отелях или у неравнодушных граждан. Обычные люди с севера или центра готовы приютить семьи с юга у себя дома, размещая везде объявления. Тем, кто все же решил остаться выделяют гуманитарную помощь: привозят горячие обеды и все необходимые продукты, чтобы люди по возможности не выходили из дома. Это ощущение сплоченности народа очень воодушевляет. В субботу, в первый день войны, когда были призваны тысячи резервистов, возникла проблема с логистикой, им не хватало еды и предметов гигиены. На следующий же день все население страны собрало столько необходимых ресурсов, что их хватит солдатам еще на долгие месяцы.

Когда началась война меня не было в стране, моя бабушка находилась одна. Это все отразилось на ее здоровье, и ее положили в больницу. Единственное, что успокаивало, это то, что пациентов размещают в бомбоубежище, которого, к сожалению, нет в нашем доме. До последнего не знала, будет ли мой рейс и как мне придется лететь, но в итоге с этим проблем не было. Хотя сейчас уже знаю – и добраться сюда, и отсюда стало тяжелее, подруга застряла в Турции и не может уже пару дней вернуться обратно. Было понятно сразу, что таких событий в Израиле не было очень давно и так быстро это не закончится, число жертв и похищенных людей говорит все за себя.

Даже не подобрать слов, чтобы описать настроение всех израильтян последние 12 дней [война началась 7 октября, к моменту публикации она уже длится больше двух недель]. Жить здесь — это быть частью тех событий, о которых люди обычно читают в новостях. Каждое утро начинается с просмотра всего, что произошло за ночь, в надежде на хоть какое-то просветление ситуации. В первые дни был страх заходить в интернет, потому что с каждым разом я узнавала все больше и больше имен в списке погибших. Постоянно на связи с полицейскими, с которыми служила, и со знакомыми, которые были на той самой вечеринке в ночь начала войны и, которые просто чудом спаслись. Слушать их истории – невыносимо больно и страшно. Представить не могу, каково семьям заложников и погибших.

Несмотря на все ужасы, через которые сейчас проходит народ Израиля, никто не теряет веру, и все поддерживают друг друга, как одна большая семья. Грустно осознавать, что в мире по-прежнему верят ложным новостям, не зная истории и не понимая нынешний ситуации, поддерживая зверские убийства и похищения мирных граждан. Много от кого слышу, что Израиль оккупант, отобрал земли у Палестины, и сейчас получает «по заслугам». Если углубиться в историю, можно понять, что это не так. Также от некоторых слышу и вижу в сторис, что на самом деле это все ложь, в Израиле никто не погибает и это все подстроено. Но опять же, если бы у меня не было столько знакомых, которые прошли через все это, я бы не могла так уверенно заявлять, что этот ужас действительно происходил и тому есть подтверждения.

Photo by Toa Heftiba

Сара*, живет в Израиле пять лет, полтора года служит в армии, Хайфа – север страны
*из-за того, что героиня все еще служит в армии имя изменено 

Я всегда понимала, что страны, которые нас окружают только и ждут дня, когда Израиль исчезнет с лица земли и мне понятно, что наши соседи не рады таковыми быть. Очень часто говорят, что Израиль – это страна, которая существует не благодаря, а вопреки и я считаю, что так оно и есть. К сожалению, в мире говорят о нашем конфликте только, когда в Тель-Авив прилетает ракета. Но никто не знает, не понимает, не слышит, не верит, что то, с чем мы сталкиваемся каждый день – это террористические акты по всей стране, это нелегалы, которые пытаются проникнуть в Израиль с целью совершения этих актов. Есть люди на юге страны, которые из сионистских побуждений не хотят покидать свои дома, они живут там поколениями, и просто смирились с тем, что каждый день или каждые два дня они слышат сирены из-за обстрела со стороны ХАМАС. Это что-то, к чему мне было сложно привыкнуть, когда я переехала сюда. Но сейчас я смирилась, как и все остальные жители.

В пятницу вечером я встречалась с друзьями, на следующий день я встала в 10 утра и поняла, что уже три-четыре часа мои друзья, с которыми я вчера сидела в баре, воюют на юге страны, пытаются отловить всех проникших в нашу страну террористов и освободить пленников, которых захватил ХАМАС. Я поняла, что ситуация вообще несмешная, потому что уже начали появляться новости, что ХАМАС объявил войну, а Израиль не мог это просто так оставить. Никто не знал, что сейчас начнется война. Сейчас проводят расследования и говорят, что вроде бы были сообщения об этом, но их проигнорировали, я не могу судить, пока ничего не понятно. Но сам факт – солдаты, которые стояли на границе с Газой, их командиры – не были к этому готовы и их просто застали врасплох.

Photo by Timon Studler

Это не первый раз, когда Израиль находится под таким массивным обстрелом, с тех пор, что я тут живу. Но я очень быстро поняла, что это не то же самое, потому что я еще никогда не видела такого количества солдат и резервистов, которых эвакуируют так быстро и так экстренно. У меня есть друзья, которые служат в армии и их из домов забирали на вертолетах, экстренно перекидывали на юг, потому что там не было достаточного количества сил, которые могли сопротивляться. Стали появляться новости о движениях на границе с Сирией, о каких-то переполохах с Ливаном, начали реагировать другие страны, и мы поняли, что это быстро не закончится.

Еще для меня эта ситуация отличается от других конфликтов с ХАМАС, «Исламским Джихадом», «Хезболлой» и их друзьями тем, что мне казалось, что весь мир наконец-то стоит на стороне Израиля. И мне правда это давало какую-то надежду, потому что обычно – они стреляют по Израилю, ООН и другие страны вмешиваются в это, говоря: «Пожалуйста, перестаньте стрелять. Пожалуйста, прекратите войну, война – это плохо». Всегда есть ощущение в воздухе, что никто на самом деле за Израиль никогда не вступится. И тут мне казалось, что что-то поменялось, прилетали представители других стран, оказывали нам помощь. Но сейчас, когда уже все очень горячо и правда нет дороги назад, никаким перемирием ничего не закончится, мир продолжает говорить: «Ну прекратите. Пожалуйста, поставляйте гуманитарную помощь в Газу». Понятно, что опять в этой войне мы одни.

Люди настроены очень решительно и нас мотивирует то, что первое, что мы видим утром в новостях – опубликованные имена погибших солдат, погибших мирных жителей. И всегда в этих списках ты находишь каких-то своих знакомых. И это не просто уже военный конфликт – постреляли, постреляли и перемирие. Это настоящая война и выглядит, как хороший шанс положить этому всему конец. Хотя бы, с одной стороны, хотя бы с ХАМАС, который просто террористическая организация и там не с кем разговаривать, не с кем вести переговоры и не с кем заключать перемирие, потому что это долго не продержится, как мы уже поняли на многолетнем опыте. Правительство пока что неоднозначно реагирует, потому что другие страны нас не поддерживают и не понятно, что потом Израилю скажут. И сейчас все замерли в ожидании того, что решат по поводу операции в Газе. К сожалению, Израиль не может рассчитывать на поддержку мира и ООН или на мирное небо над головами жителей ни в случае перемирия сейчас, ни в случае уничтожения ХАМАС.

Израильтяне, как всегда в трудный момент, очень сплоченные и сворачивают друг для друга горы. Люди, живущие на севере, открывают свои дома для абсолютно незнакомых людей с юга. Есть даже маклерская компания в Хайфе – она бесплатно предоставляет пустующие квартиры семьям, которые бегут с юга, с городов, которые Служба тыла сказала освободить. Нереальное количество грузовиков с одеждой, едой, предметами гигиены посылают в горячие точки к солдатам, чтобы они ни в чем не нуждались. Люди собирают деньги, закупают всякую боевую экипировку, и каждый помогает как может, чем может и это очень трогательно видеть.

В стране боевой дух, но настроение траурное, потому что призвали нереальное количество резервистов, при этом много людей уже служит в армии. Считай, практически, в каждой семье есть кто-то, кто ушел на фронт и это страшно. Улицы выглядят, как будто апокалипсис, как в центре, так и на севере и юге. Люди не выходят из домов, и кажется, что некому выходить, потому что все в армии. Призвали учителей, то есть некому преподавать. Призвали продавцов, поваров, некому открывать кафе, магазины. Сейчас вся страна сконцентрирована на этом и пока не может вернуться к нормальной жизни, к рутине какой-то.

Еще один страшный аспект в этой войне – арабское население внутри Израиля. И особенно страшно сейчас в городах, которые называют «смешанными городами», как например Хайфа, где есть арабские кварталы, мечети и таких городов очень много в Израиле. К сожалению, происходящее приводит только к ненависти, к расизму, но я не говорю, что все арабы плохие и пойдут сейчас воевать против Израиля. Их тоже нельзя обвинять в том, что они волнуются за свои семьи, которые живут возможно в Газе, возможно в Ливане, возможно в Сирии.

Еще одна животрепещущая, для меня, тема – Fake News. И так страшно, и так стрессово, и так сложно, и ничего не понятно, и люди еще переворачивают информацию с ног на голову, без каких-либо задних мыслей, без угрызений совести и просто лишний раз, не включив голову, это все распространяют. И этому есть несколько причин. Есть новости на иврите или на арабском, которые плохо переводят, есть новости, которые, специально заинтересованные стороны, перековеркивают, а люди верят в это, потому что это политика. И Израиль, к сожалению, не может выиграть в этой информационной войне. Сколько нас и сколько всего остального мира, который поддерживает ХАМАС, Газу, арабов уже очень много лет и в этой войне точно так же продолжает это делать.

Могу привести пример – 7 октября утром мы узнали, что первая бригада, которая зашла в кибуц Беэри – это была бригада моего друга и на связь они не выходили [Беэри – приграничный с Газой кибуц, пострадал одним из первых во время атаки ХАМАС. На его освобождение потребовалось около двух суток]. Мы видели, что много потерь, много убитых и раненных, очень сильно волновались. Несколько дней назад на связь вышел друг, рассказал мне кучу ужасных вещей и это был первый раз с начала войны, когда я сорвалась, сидела рыдала и не знала, как себя собрать в кулак. А потом я узнала, что некоторые знакомые родителей, которые смотрят российские каналы, уверены, что это фейк. Меня просто не стало в тот момент.

Из-за этой непрекращающейся, беспощадной информационной войны мне сложно верить новостям, телеграмм каналам. Я всегда стараюсь найти подтверждение этому в нескольких источниках, поговорив с людьми, которые могли там быть, видеть, знать. И если я никак не могу подтвердить эту информацию с помощью фактов, на которые можно положиться, а не «одна бабушка сказала», то я всегда допускаю, что это может быть фейк и мне можно в этом сомневаться. Никогда не воспринимаю это, как единственную истину и стараюсь быть открытой для всех мнений, точек зрения, потому что нельзя точно знать, кто стоит за информацией, которую публикуют и с какой целью это делают. К сожалению, очень большое количество людей не умеют анализировать получаемую информацию, не умеют сомневаться, когда надо, не умеют думать, взвешивать и распространяют свои мнения, основанные на этих слухах дальше.

Источники, которые можно почитать, помимо русскоязычных СМИ:

И если вам хочется хотя бы немного разобраться в конфликте между Израилем и Палестиной, но вы не знали, с чего начать – Медуза собрала 10 книг и один сериал, которые помогут немного прояснить ситуацию.

Издания на иврите и армия обороны Израиля (ЦАХАЛ). На страницах армии каждый вечер выступает спикер ЦАХАЛ и рассказывает, что произошло, о потерях и победах.

Ynet https://www.ynet.co.il/home/0,7340,L-8,00.html
Канал push https://www.instagram.com/push.il?igshid=MzRlODBiNWFlZA%3D%3D
Армия Израиля на иврите https://www.instagram.com/idfonline?igshid=MzRlODBiNWFlZA%3D%3D
Армия Израиля на английском https://www.instagram.com/idf?igshid=MzRlODBiNWFlZA%3D%3D

Телеграмм каналы на русском – переводят новости и речи политиков, в реальном времени информируют о том, какие районы бомбят.

Дежурный по Израилю https://t.me/israeltoday
Голос Израиля https://t.me/voiceofisrael
Израильские трудовыебудни https://t.me/Trueisrael

Что не так с поддержкой Палестины? Текст Дмитрия Чернышева.

Подготовила: Валерия Петровская

фото обложки: Levi Meir Clancy

Telegram