Федор Евстигнеев: «Молдова — это терра инкогнита Европы». Экскурсии приоткрывают эту завесу неизвестности  
Telegram

Федор Евстигнеев: «Молдова — это терра инкогнита Европы». Экскурсии приоткрывают эту завесу неизвестности

Как провести свободное время с пользой, познакомиться с интересными людьми и по-новому открыть для себя Кишинев? Ответ романтичен и прост  — пойти на экскурсию в компании с вечно влюбленным в Молдову гидом Федором Евстигнеевым. Мистика, гастрономия, история, любовь, поэзия — экскурсовод расскажет об этом и проведет по самым экзотичным местам столицы. После такого свидания с городом вы поймете, что сердце ваше разбито  — такого Кишинева вы точно не знали!

Locals поговорил с неутомимым гидом, чтобы узнать, где в городе живут привидения, почему еврейский форшмак был популярнее чем молдавская мамалыга и какие истории любви хранит Кишинев. Вот его ответы.

 

Кишинев — ни город, ни деревня. Мы где-то между. Если сравнить архитектуру Кишинева, с другими столицами, то сразу станет понятно — мы не дотягиваем до серьезной монументальности. Даже архитектура разных районов Кишинева отличается. Нет единого стиля. Улицы разнообразны до безумия. Но в этой неоднородности и провинциальности наша изюминка.

Молдавский менталитет — это когда любая бабулечка попытается вам помочь. Подскажет дорогу, расскажет о лучших местах в городе, а то и сама вас туда поведет. Кишиневцы на подсознательном уровне готовы всем помогать. Городская психология, когда люди суровы и держат дистанцию, нам не свойственна.

Кишиневцы умеют наслаждаться моментом. Вот вы идете по городу и обязательно встретите кучу знакомых. Это дает понимание размеренности жизни. Не надо никуда бежать, что-то покорять. Можно просто гулять, наслаждаться зеленью, парками, скверами. Кишинев компактный. За час из одного конца города быстрым шагом можно дойти до другого.

 

Кишинев — это Вавилон в миниатюре. Кто здесь только ни жил. Болгары, румыны, русские, украинцы, евреи, армяне, албанцы, немцы. Сегодня многие разъехались, но все равно на улицах Кишинева слышна не только румынская, но и русская, английская, украинская речь.

Меня части принимают за одессита. Я не спорю и отвечаю: «Таки-да почти. Одессит». Хотя моя мама, дед, прадед —  кишиневцы. Значит и я коренной кишиневец.

Люблю жить на холме. Там самая позитивная аура. Например, я жил в районе Телецентра — то есть на возвышенности. Жить в низине можно, но город оттуда воспринимается по-другому. Но где бы я ни жил, всегда наблюдаю за людьми, прислушиваюсь к разговорам, удивляюсь как в первый раз, какие кишиневцы колоритные, непохожие, но удивительно открытые и отзывчивые люди.

История Молдовы несуразна, но этим и берет. Румынский период, российский, советский, нынешний. Разные люди жили тут бок о бок, привносили в молдавскую культуру что-то свое. Я много читал, но никак не мог найти гида, который рассказал и показал бы мне это разнообразие. Решил сам им стать. Историческое образование позволяло.

На своей первой экскурсии я испугался. Не ожидал, что придет аж семьдесят человек! Мы говорили о Кишиневе XIX века. Помню, все время подглядывал в шпаргалку, боялся что-то забыть. Мы много ходили по городу, устали, но в конце пути люди мне зааплодировали. Так  пошло-поехало. Вот уже семь лет, как я вожу экскурсии и влюбляю туристов в Молдову.

 

Чтобы придумать тему экскурсии, надо почувствовать себя женщиной. Мужчинам не дано понять, что такое роды. Мы знаем, что это сложно. Вот и тему экскурсии надо родить. Прочитать много литературы, найти героев, знаменательные даты. Объединив все это, рождается история. Если она цепляет внимание людей разных возрастов, социальных статусов и интересов, то тема экскурсии готова.

Кредо хорошего гида — говорить просто и понятно. Но за этим стоит чертовски сложная работа! Перелопатить кучу книг по истории, археологии, культуре. Потом переложить научные факты на ясный язык. Найти романтическую нотку. Да-да! Без историй о любви не обходится ни одна экскурсия. При этом важно помнить — гид не учитель или лектор. Никакого занудства и монотонности.

Люди приходят на экскурсию за настроением. Среди посетителей моих экскурсий есть историки, политологи, археологи, бизнесмены, доктора наук. Эти люди могут знать о городе больше меня. И приходят скорее за атмосферой, общением, знакомством с интересными людьми.

Пенсионеры активнее и подвижнее молодежи. Для пожилых людей экскурсии — это способ социализации. Порой им сложно разобраться с соцсетями, где я выкладываю дату и тему новых туров. Многим непросто ходить на длинные расстояния. Но они стараются. А если во время тура им удается поделиться своими воспоминаниями о городе, и их с интересом выслушают, то счастью нет предела.

На моих экскурсиях люди влюблялись и создавали семьи. Как-то молодая пара — оба айтишники — подарили мне шампанское. Сказали, что познакомились во время тура со мной по Кишиневу. Я радуюсь, когда на экскурсиях получается диалог. А если он перерастает в нечто больше, то — это счастье.

Большинство моих экскурсий  —  бесплатные. Но люди могут заплатить столько, сколько посчитают нужным.  Если бабулька или дедулька оставят пять или десять леев, то я буду доволен. Есть состоятельные люди, которые не платят. Но я все равно всем рад. Хочу заражать людей историей и любовью к Кишиневу.

Топ-5 экскурсий. Я не веду рейтингов и не провожу соцопросы, какие экскурсии нравятся больше всего. Но есть те, которые я сам очень люблю. Как правило, это прогулки по непривычным маршрутам Кишинева, а бывает по его окраинам, шахтам или подвалам. Скучно не будет. А потом мы пьем чай с пирожными и делимся впечатлениями.

Мистический Кишинев. В этой экскурсии сочетание легенд, историй и немного пророчеств будущего. Для стандартного жителя Кишинева — это экскурсия по нестандартным местам. По пути много мистики. Например, я рассказываю, в каких районах Кишинева живут привидения, а где позитивная энергетика. В это можно верить или не верить, но хорошее настроение обеспечено.

Кишинев гастрономический — экскурсия для гурманов. В ней я рассказываю про лучшие рестораны и питейные заведения XIX и начала XX веков. Кишиневцы вообще такой народ, даже если мало денег, все равно идут в кафе. Причем гастрономическая культура у нас такая же смешанная, как культура или архитектура. Еврейский форшмак, немецкий яблочный пирог или армянский хоровац раньше встречались в меню чаще, чем привычная ныне молдавская мамалыга или токана.

Мечтаю, что скоро туристам станут доступны виртуальные очки. На экскурсиях я рассказывают о зданиях, которых давно нет, но остались фотографии. Хочется, чтобы через очки люди почувствовали былую атмосферу города. Иду я такой и говорю: «Вот ресторан Black Rabbit, а раньше тут был кафетерий «Манькова». Посмотрите через очки на этот стиль барокко, а вот статуя Венеры».

Романтический Кишинев — экскурсия про интересных женщин и мужчин Кишинева. Например, самая трогательная — это история любви Михая Эминеску и Вероники Микле. Он родом из Черновцов. Она из Ясс. Познакомились, кстати, тоже на экскурсии в Вене. Поэт должен был показать город незнакомке, и ненароком влюбился. Она была замужем, но не устояла. Завязался роман… Наш город хранит много любовных драм.

Молдова — это терра инкогнита Европы. Мы самая малоизученная страна, хотя туристический потенциал огромный.  Например, в Старом Орхее хранятся останки города Золотой Орды, построенного в XIV веке. Части монголо-татарского Улуса Джучи  бежали сюда от бубонной чумы в Европе. Построили город. В нем была мечеть, бани. Но серьезных археологических исследований не велось. Нам есть куда стремиться.

«Поет Петр Лещенко!». Так я назвал экскурсию про самого знаменитого кишиневца начала XX века. Мой дед и прадед дружили с певцом, поэтому эта еще и личная для меня история. Мы гуляем по тем местам, где бывал музыкант, слушаем «Ах, эти черные глаза», «Все, что было», грустим, вспоминаем, восхищаемся. И через судьбу звезды больше узнаем об атмосфере Кишинева тридцатых годов.

Новый формат экскурсий — это антиэкскурсии. Мы выходим на окраины Кишинева. Сейчас там пустошь, но  завтра появятся новые здания и вырастет город. Но пока мы фиксируем момент.  Я задаю маршрут, а рассказывают люди. Кто-то что-то слышал или читал, другой знает, что было в этой местности в период средневековья. Так формируем новое понимание пространства и города. За антиэкскурсию проходим до 20 километров.

Весна — лучшее время, чтобы заново влюбиться в Кишинев. Экскурсии по городу в хорошей компании в этом точно помогут.

текст: Галия Ибрагимова

Telegram