Виниловый бум: почему музыкальные пластинки переживают вторую молодость
Виниловый бум: почему музыкальные пластинки переживают вторую молодость
В середине нулевых подключение к Интернету стало доступным для 1 млрд жителей Земли. Трафик подешевел, а скорость сетевого соединения выросла. Наступила пора, когда наши персональные данные или чья-то интеллектуальная собственность (фильмы, книги, статьи, музыка) стали доступными для любого пользователя в сети. Нулевые прославились засильем пиратских сервисов и торрент-трекеров, где можно было скачать любой контент. Это стало для мирового населения огромным, ранее невиданным даром. И большой проблемой для авторов – музыкантов, режиссеров, композиторов, писателей, художников.
Возвращение к истокам
Проблема авторского права стала актуальной для стран бывшего соцлагеря, где люди в 2000 годах не жили, а, по сути, выживали в условиях новых реалий перехода от социализма к капитализму. Но это уже другая история… А пока правительства стран ломали головы над тем, как навести порядок в цифровом пространстве, защитить авторов и вернуть в казну проценты от продажи продуктов интеллектуальной собственности.
Увы, тогда авторы не знали о кибербезопасности. Не было возможности защитить конфиденциальную информацию, над которой работали творцы. В то же время, хакеры и конкуренты могли украсть ценные заготовки либо выложить произведения в общий доступ, и авторы теряли деньги, ничего не могли с этим поделать. Конечно, сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону. Хотя и наблюдается огромное количество программ-вымогателей и хакерских атак, которые посягают на конфиденциальность информации, пользователи могут защищать свое присутствие в Интернете и работу в сети, включив VPN. Как объясняется в гайде ExpressVPN, эта мера защищает от DDoS-атак, сниффинга пакетов, вирусных Wi-Fi соединений.
Но не будем забегать вперед. В 2000-х руководители крупных аудиозаписывающих компаний решили пойти ва-банк. И сделали ставку не на что-то сверх-революционное, а вернуться в прошлое и заняться выпуском и распространением виниловых пластинок. Другого выхода, кроме как рисковать, у них не было, так как лейблы несли огромные убытки. С каждым годом сокращалось количество продаваемой продукции на физических носителях, лишая компании большей части заработка.
Лозунги у студий были следующие.
- Виниловая пластинка – один из лучших аудионосителей.
- Цифровое звучание никогда не сравнится с аналоговым.
- Покупая пластинку, вы покупаете вещь и сами прикасаетесь к музыке.
На то время в их тезисах было зерно правды. А есть ли оно сейчас, попробуем разобраться.
Давно забытое старое
Пластинку изобрели в 1897 году. Долгие годы она удерживала пальму первенства в мире музыки, уступив лишь в 1980-х компакт-кассете. Кассета разрабатывалась для удобства в обращении с магнитной лентой и ее удешевлением. От этого и качество воспроизводимой с нее информации сильно пострадало. В отличие от тех же катушек, где ширина пленки составляет 6,35 мм, когда у кассеты этот показатель составляет 3,81 мм.
Успех аудиокассеты заключался в более компактных размерах. Это и выбрало человечество, променяв качество звука на виниле на компактность кассеты аж на долгие двадцать лет.
На смену аудиокассете пришел компакт-диск. Он также проигрывал по звучанию пластинке. Но зато выигрывал у кассеты благодаря качеству звука, а у винила – за счет своей компактности. Диски стали слушать в автомобилях… Да и в те года не CD-проигрыватель, а и каждый DVD-ллейер был способен воспроизвести компакт-диск. Это только добавило популярности аудионосителю.
А потом наступила эра Интернета. Музыкальные файлы распространялись по сети, в основном, в MP3-формате. Его качество весьма посредственное и может сравниться разве что со звучанием аудиокассеты. Да и то далеко не всегда. А в сравнении с винилом здесь и говорить не о чем. Поэтому звукозаписывающие компании не лукавили, когда говорили, что виниловые пластинки звучат лучше других физических носителей и компьютерных аудиоформатов.
Но затем появились новые цифровые форматы, где разработчики применяли сжатие файла без потери качества. Так возникло Hi-Res (High-Resolution Audio) – аудиофайл без потерь, который соответствует частотному диапазону, в котором производился его мастеринг на студии звукозаписи. По сути, это цифровой аналог мастер-лент на катушках, где до диджитал-эры записывали музыку все исполнители мира.
Неужели по качеству винил занимает третье место, после катушек и Hi-Res Audio? По крайней мере, так утверждают меломаны, ссылаясь на то, что винил, при всех достоинствах, имеет массу недостатков, которые не встретить ни в магнитной ленте, ни в Hi-Res Audio, даже с учетом всех проблем цифровой музыки.
Аналог лучше, чем цифра?
На эту тему не утихают споры среди меломанов. Каждая сторона приводит доводы. Но здесь важно понимать, что качество звука зависит от аппаратуры, на которой воспроизводится музыка.
Проведем эксперимент. Выберем аппаратуру примерно одинакового класса. И запустим оба носителя – и аналог, и цифру. Первый покажется более “теплым”, живым, хотя и не каждый это услышит. А вам удалось?
Как аналог, так и цифра имеют свои недостатки, но обычный пользователь не услышит никакой разницы.
Покупая пластинку, вы прикасаетесь к музыке
Так звучит один из главных доводов, которые используют в маркетинговой политике звукозаписывающие компании, поставившие цели успешно реализовать товар.
По моему мнению, этот аргумент работает лучше всего. Происходит игра на эмоциях человека и его зависимости от тактильных ощущений. Особенно это применимо к старшему поколению, ведь это вызывает ностальгию. И не секрет, что мы часто ассоциируем важные для нас события и даже целые периоды жизни с конкретным музыкальным произведением. Покупая такую музыку на пластинке, человек окунается в счастливое детство, беззаботную юность…
Можно сделать вывод, что, в целом, пластинка заслуженно переживает вторую молодость. Ведь действительно, это неплохой источник звука – и ярких впечатлений. А в эпоху цифровых технологий, наряду с книгой, это – вещь, которую хочется сохранить для потомков.