Легенда виноделия профессор Анатолий Балануца: “Наши выпускники работают по всему миру от Австралии до Азербайджана”
Telegram

Легенда виноделия профессор Анатолий Балануца: “Наши выпускники работают по всему миру от Австралии до Азербайджана”

Есть люди, вклад которых в дело их жизни неоценим. И профессии, которыми они занимаются, были бы совсем другими. Гораздо более пустыми. Среди таких людей — профессор Анатолий Балануца, имя в винодельческих кругах Молдовы легендарное. За годы своей преподавательской деятельности он выпустил тысячи студентов. Он был один из тех, кто придумал термин “дивин”. Получить его подпись в дипломе — это значит выйти в профессию с бесценной рекомендацией.

С Анатолием Балануцей команду Locals.md познакомила Ирина Стахеева. Она была под настолько сильным впечатлением от масштаба личности нашего героя, что познакомиться с ним мы решили почти сразу. И теперь знакомим наших читателей.

Годы учебы

В виноделие я попал случайно, но не жалею об этом. В Кишиневский Государственный университет я поступал на химический факультет. Тогда впервые открылась специальность «химическая технология».  Мы доучились до четвертого курса, и оказалось, что пока никакого химического завода в Молдавии не предусмотрено. Поэтому нас решили подготовить для пищевой промышленности, виноделия и консервирования. Тем, у кого были возможности, пришлось переводиться. Я остался, и моя судьба оказалась связана с виноделием. По окончании Политехнического института я остался на кафедре, вначале в качестве младшего научного сотрудника, затем меня перевели в ассистенты. Не прошел год, как меня перевели в старшие преподаватели. В 1969 году я все-таки решил поступить в аспирантуру, поехал в Ялту, поступил во Всесоюзный исследовательский институт виноградарства. Позже вернулся в Кишинев, судьба привела меня в итоге в Политехнический институт. Я подал на конкурс заведования кафедрой, прошел. Это был 1976 год. И с этого времени я больше из Политехнического университета никуда не уходил.

Виноделие — специальность необыкновенная. Нигде нет такой мобильности, как у специалистов-виноделов. Я участвовал во многих конференциях и симпозиумах, мне удалось побывать во многих странах — Франции, Германии, Италии, Румынии, Болгарии, Чехии, Соединенных Штатах.

Выпускники… 

За свою преподавательскую карьеру я выпустил примерно три тысячи студентов. Практически нет фабрики, где вы не сможете найти наших студентов. Наши выпускники работают во многих странах мира, в том числе в Австрии, Франции, Италии, Азербайджане, Крыму… Если постараться, их можно отыскать даже в Австралии. Сейчас они признаные хорошие специалисты, которыми мы можем гордиться.

Годы меняются, меняются эпохи, и я бы сказал, что каждое поколение студентов отличается от другого. Они всегда находятся в той нише времени, которая выпала им. Раньше студенты были несколько другими, они не знали столь сильной конкуренции. Информационная часть раньше к тому же была очень слабая. Поэтому сегодня учеба требует больше стараний. Нет уверенности, что ты обязательно получишь работу, как прежде, так что сегодня любую работу нужно заслужить. На Западе студенты учат гораздо больше, чем у нас, так как конкуренция в их обществе выше.

Антиалкогольная кампания

Антиалкогольная кампания в СССР сильно сказалась и на отрасли в целом, и на моем пути. У меня тогда уже почти была готова докторская диссертация. Меня заставили пойти в общественную группу по продвижению борьбы с алкоголизмом. Председателем был Парсодонян, бывший декан энергетического факультета. Мы были вынуждены переименовать кафедру. И она, вместо кафедры виноделия стала называться кафедрой технологий переработки винограда. Потом, когда эти неспокойные годы прошли, я снова стал завкафедрой. Мы приняли решение назвать кафедру — кафедрой энологии. С тех пор она называлась только так. Когда же начала образовывать департаменты, образовался департамент энологии и химии.

Антиалкогольная компания результатов не дала. Запретом ничего добиться никогда нельзя. Люди пили парфюмерную продукцию, что сказывалось на здоровье. Дошло до того, что этиловый спирт сливали с красок…

Лучшая борьба с алкоголизмом — это повышение культуры потребления вина. Потреблять нужно столько, сколько вы чувствуете, что можете потребить с пользой.

Вино — двигатель прогресса?

Мне нравится такой пример – до появления мусульманства, когда вино в Средней Азии пить разрешали, эта область дала великих ученых, медиков, астрономов, поэтов. Когда запретили потреблять вино, вся эта многообразная культура исчезла. Сама цивилизации затормозилась. В Западной Европе, в той же Франции, Германии, Италии, где потребляют много вина, напротив, произошел толчок в развитии цивилизации и науки. Не в вине ли дело?

Виноделие тогда и сейчас

Главные преимущества Молдовы как страны в том, что у нас здесь благоприятные условия для виноделия и виноградарства. Меня сначала расстраивало, что площади виноградников у нас сократились вдвое. В советское время было 250 тысяч гектаров виноградников, Молдова собирала полтора миллиона тонн винограда. Конечно, меня несколько огорчало, что мы давно не собираем такого количества винограда, как прежде. Однако потом я убедился, что все-таки то, что здесь есть условия, люди, которые любят это дело и заинтересованы в нем… Здесь уже начали появляться малые производители. У нас уже больше шестидесяти малых производителей вина, которые увлечены этой работой. Вина у них получаются очень хорошие. В последние годы я восхищен тем, что продукция виноделия Молдовы получила столько призов, медалей, гран-при на различных конкурсах. Это говорит о том, что люди работают, и продукция становится известной все больше.

Качества современных вин никак нельзя сравнить с теми винами, которые производили в советское время. Не думайте, я не критикую, но тогда качеству вина не уделяли должного внимания. Шли разговоры, появились знаки качества на бутылках. Однако качество вина уступало значительно. В погоне за валом никому было не важно качество винограда. Если виноград не доходил даже до физиологической зрелости, из него хорошее вино получить было нельзя. Бумерангом последствия этого отражаются на Молдове до сих пор. Раньше в коллекции вин белые вина разрешалось закладывать при крепости 10,2%, а красные — при 11,2-11,5%. Ожидать прогресса при выдержки, старении от белого вина с крепостью 10% нельзя. Белые вина, у которых сегодня 12,5-13%. У красных вин этот показатель может быть еще и больше. Вот это настоящие вина. Молдова сейчас получает много призов, потому что никто не сдерживается по нормативам сбора винограда. Поэтому можно говорить о развитии в молдавском виноделии. Нашу отрасль на ее современном этапе характеризует фраза «лучше меньше, но лучше».

Я думаю, у Молдовы есть перспективы именно благодаря качеству наших вин.  Наши дивины, кстати, тоже очень хорошие, некоторые из них сделаны на спиртах, которым по 50 лет. Для производства коньяка условия производства винограда и получения материала как раз были благоприятными. Для производства коньячных спиртов хорошо, когда у винограда невысокая сахаристость, но высокая кислотность.  В советское время эти условия хорошо соблюдались.

К слову о дивинах

Название “дивин” мы изобрели совместно с коллегами. Перед нами тогда стоял вопрос термина. Я предложил “дистивин”, от “дистиллят вина”. Емил Русу предложил это название сократить до «дивин». Поэтому получилось так. Но, если говорить честно, я не согласен, что какой-либо алкогольный напиток должен быть связан с чем-то божественным.

Сколько употреблять?

Это зависит от здоровья, от настроения, от пищи. Я не строгий сторонник того, что надо потреблять согласно весу. Это не совсем корректно. Процент алкоголиков среди виноделов ничуть не больше, чем среди обычных людей. Напротив, они знают об угрозе чрезмерного потребления вина. Кроме того, нет связи между количеством потребленного вина и алкоголизмом. Человек может выпить несколько бокалов вина, и после этого он становится алкоголиком. Есть люди, которые способны выпить ведро вина, но зависимости у него не возникнет. Американцы пытались найти взаимосвязи между процессами, которые происходят в организме и наличием аминокислоты, которая говорит, что человек склонен к алкоголизму. Есть нации, у которых отсутствует фермент сопротивления алкоголю — это, прежде всего, северные народы. Поэтому ответить на вопрос, сколько нужно употреблять, очень сложно. Сформулируем так: в зависимости от множества факторов…

Кому точно нельзя потреблять алкоголь?

Нельзя потреблять алкоголь до 18 лет. В это время человеческий мозг только формируется. Алкоголь в первую очередь действует на мозговые клетки. В этот период идет наращивание нейроклеток, которые усиливают память человека, работу организма. Если мы в это время атакуем эти клетки алкоголем, ничего хорошего не будет. Конечно, нельзя беременным. Нельзя людям с психическими расстройствами или определенными патологическими болезнями. Если человек здоровый, вино будет действовать на него исключительно приятно. Так что обязательно пейте вино, только — в меру!

Telegram