Леонид Григоращенко — молдавский график и акварелист, чьи работы хранятся в Третьяковской галерее
Леонид Григоращенко (1924-1995) — советский график и живописец народный художник Молдавской ССР (1963), работал в жанре исторической картины, станковой и книжной графики. Григоращенко был продолжателем традиций реалистического искусства. Среди самых известных его работ — акварельные серии «Котовский» (1950), «Вековая дружба» (1950—63, посвящена историческим связям молдавского, русского и украинского народов), серий акварелей и офортов «За власть Советов!», исторических картин («Дань кровью», 1958—66). Также работал и в области книжной иллюстрации.
Работы художника хранятся в Национальном художественном музее Молдавии, Национальном музее истории Молдавии, Государственной Третьяковской галереи и частных коллекциях.
Бессарабец из Бирзулы
Леонид Григорашенко родился в бессарабском городе Бирзула 24 октября 1924 года. В 1935-м город переименован в Котовск, сейчас он находится на территории Украины и известен историкам тем, что здесь сохранился мавзолей, в котором покоится мумия основателя МАССР Григория Котовского.
Дед Леонида Григорашенко по материнской линии ушел в первую мировую на фронт и не вернулся. На прощание благословил семью иконой Спасителя из Киево-Печерской лавры. Леонид считал эту икону семейным сокровищем, она хранится в семье.
Бабка Леонида Евфросиния Иванова дожила до 115 лет, была уважаема всем селом как знахарка и акушерка. Даже в 70-е, когда к услугам рожениц была официальной медицины, к ней шли, зная, что дети родятся здоровыми. Бабушка поднимала на ноги больных, которых врачи выписывали умирать.
Отец художника Павел Прокопьевич Григорашенко родился в 1903 году в селе Валегоцулово Ананьевского уезда Херсонской губернии. Павел Прокопьевич был из большой, зажиточной молдавской семьи – в ней родилось восемь братьев и сестер. В 1931-м их раскулачили и выслали в Сибирь. Отец, Прокопий Миронович Григорашенко, умер в ссылке в 1932-м, его жена Екатерина Панова – в 1938-м, двое братьев Павла погибли в годы второй мировой.
Павел Григорашенко начал самостоятельную жизнь в 17 лет, работая в Бирзуле почтовым работником. Женился, родились двое сыновей. «Отец был молдаванин, мама – украинка из города Брацлова Винницкой области, – рассказывает Елена. – Фамилия Григорашенко имеет молдавские корни, но украинское окончание. В семье говорили на русском».
Когда глава семьи был направлен в Тирасполь, столицу МАССР, Леонид поступил в художественную школу. С первым учителем Александром Фойницким стали друзьями на всю жизнь. В домашнем архиве хранится их переписка.
Годы испытаний
Талант подростка быстро заметили. Леониду было меньше 15 лет, когда его пригласили за премией в Москву. Но в 1938-м пришла беда: Павла Григорашенко арестовали, его жене было предписано в 24 часа покинуть город. Семья уехала к родственникам матери, там жили огородом. В 1939 году Павел Прокопьевич был освобожден и восстановлен в должности начальника почтового отделения. А в 1940 году, после создания Молдавской ССР, главу семьи назначили начальником почтового отделения станции Кишинев.
Был октябрь 1940 года. Прием в кишиневском художественном училище имени Репина закончился. Но, увидев рисунки Леонида Григорашенко, его приняли сразу. У парня было огромное желание работать, были талант и характер… Война прервала учебу. 16-летний Леонид записался добровольцем в истребительный батальон Красной армии. Семья переехала в Брацлов, где жила до 1944 года. Вскоре там оказался и Леонид. Как это случилось – никому никогда не рассказывал. По обрывкам рассказов родные сделали вывод о том, что он состоял в подпольной диверсионной группе, изготавливал взрывные устройства. Но для всех окружающих был просто церковным художником, расписывал храм. С будущей женой Лидией познакомился на рождественской службе в церкви, ему было 18 лет, ей – 14. С невесты Леонид написал лик богоматери. Они прожили вместе до смерти художника в 1994 году.
В 1944-м художника призвали в Советскую армию, последние дни войны Леонид Григорашенко встретил на территории Украины. Его отец прошел всю войну, вернулся с орденами и медалями, у сына же военных наград не было.
В 1944-м художника призвали в Советскую армию, последние дни войны Леонид Григорашенко встретил на территории Украины. Его отец прошел всю войну, вернулся с орденами и медалями, у сына же военных наград не было.
Художник всю жизнь вел дневник
Вся жизнь Леонида отразилась на страницах дневника, который он вел много лет. В 70-х даже писал воспоминания. Семья, как рассказала Елена Григорашенко, пока не намерена открывать исследователям доступ к рукописям.
После войны Григорашенко жили в одноэтажном доме по улице Сталинградской, в квартале от нынешнего цветочного рынка в Соборном парке. В 70-х дом пошел под снос, на его месте – жилая многоэтажка, а семья перебралась в квартиру на Ботанике. Отец Леонида дожил до 80 лет, мать пережила 90-летний рубеж. Семья Леонида поселилась на втором этаже дома на углу проспекта Ленина и улицы Измайловской. На первом этаже располагался союз художников, на третьем – мастерская…
С женой художник жил душа в душу, Лидия похоронила Леонида на Армянском кладбище, после этого слегла и ушла из жизни в 1998-м.
Баталист – и не только
Леонид Григорашенко был востребованным художником и оставил солидное наследие.
В течение многих лет работал в министерстве культуры, содействовал созданию памятников и отвечал за «монументальную пропаганду». Энергии Григорашенко мы обязаны многими прекрасными памятниками, в том числе – памятником Котовскому работы Лазаря Дубиновского. Художник был председателем экспертного и выставочного советов, готовил выставки и беспокоился о том, чтобы художники не голодали.
Самого Григорашенко долгое время считали баталистом. Самая крупная персональная выставка, на которой выставлялось более 300 работ, была организована за месяц до его смерти. Коллеги были поражены многогранности творчества художника.
Его наследие – огромно. Во времена работы в министерстве культуры с 1972 по 1989 годы создавались сотни произведений. Художник получал много заказов, работал по ночам, параллельно успевал много читать. С 1947 года Леонид Григорашенко был членом союза художников СССР, первым в МССР получил звание академика академии художеств СССР. С 1960 года – заслуженный деятель искусств МССР, с 1963-го – народный художник республики, с 1967-го – лауреат Государственной премии МССР, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного знамени, «Знак Почета», Дружбы народов», почетный гражданин Кишинева…
«Звание академика отец получил за свою технику акварели, которую сам разработал, – рассказывает Елена. – В его картинах – эффект вибрации воздуха, пространства, света, они – живые. Суть техники – в особом, точечном нанесении фона. Несколько таких акварелей с академической выставки сразу же купила Третьяковская галерея».
Наследие Леонида Григорашенко
Григорашенко-старший оставил после себя большое количество акварелей, офортов, линогравюр, пастелей, рисунков и живописных работ. Их можно объединить в несколько циклов. В один из циклов, посвященный теме братской дружбы русского, украинского и молдавского народов, включены акварели серий «Пушкин в Молдове», «В веках и поколениях вместе», «Молдова историческая». Часть работ можно увидеть в доме-музее Пушкина и в музейной усадьбе в Долне.
Картины Григорашенко хранились в музее Котовского и Лазо. После его расформирования все экспонаты теоретически были переданы в исторический музей. Как же случилось, что две картины из собрания музея Котовского и Лазо частные лица принесли на экспертизу Елене Григорашенко – заведующей реставрационным центром республиканского художественного музея, главе экспертной комиссии? Кстати, бывший президент Воронин хвалился как-то саблей Котовского – из того же музея…
Часть ранних работ художника, посвященных Котовскому, хранится в музее истории и археологии Молдовы. Другой большой исторический цикл – «Зов жизни» – посвящен борьбе за свободу и независимость народов: сюжеты – гуситское движение в Чехии, освобождение Балкан от ига Порты, освободительное движение в Германии. В 1974 году за цикл работ об историческом развитии балканских стран « В веках и поколениях вместе» Леонид Григорашенко был награжден болгарским орденом Кирилла и Мефодия 1-й степени. Был у Григорашенко и цикл работ «Есть такая партия» на тему гражданской войны. Его автобиографическая серия насчитывает около 90 листов. Нередко позировали художнику жена и дети.
Григорашенко нам открывают румынские искусствоведы
В Молдове Леонида Григорашенко сейчас знают плохо. Аукцион, проведенный недавно в Кишиневе и Бухаресте, многим открыл это имя спустя два десятилетия забвения. Ушли с молотка две картины из семейной коллекции.
«В конце 80-х у отца появилась дача, и цветы, фрукты, композиции растений нашли свое воплощение в натюрмортах – большой коллекции пастелей и акварелей, – рассказала Елена. – Мир цветов захватил его и долго не отпускал. В то время зрение у художника упало. Чтобы видеть вдали и вблизи, нужно было постоянно менять очки. Отец не делал этого – просто внимательно рассматривал модель и писал по памяти».
Многие натюрморты сейчас в Москве, и не все знают об этой страсти художника. В целом Леонид Григорашенко оставил большое интеллектуальное наследие. Кроме вышеупомянутого, он – автор серии портретов молдавских художников. Для двадцати дневников-альбомов с эскизами и размышлениями. из Москвы Григорашенко привозил специальную немецкую и французскую рисовальную бумагу, сам сдавал чистые листы в переплет, рисовал гусиными перьями, которые сам затачивал, собственноручно делал чернила из кожуры грецких орехов…
Духовное наследие
Александра Григорашенко сестра считает духовным наследником отца: их произведения едины. На выставке представлено 160 работ художника – живопись и графика. Григорашенко-младший продолжает военную и библейскую темы, его магистральный сюжет – миры души, место человека на земле. В одной из картин Александр ставит зрителя у пропасти, заставляя искать ответ на вопрос, поставленный художником…
Марина ТИМОТИН, Елена ЗАМУРА