23 июня 2021

Автор научно-популярных книг Игорь Стойка о прогрессе, культуре и образовании

Самые важные вопросы в нашей жизни — те, на которые нет ответа. И важны они именно потому, что ответ на них  нам придется однажды найти. В этом помогут чистота и ясность человеческого разума.

Мы переживает времена расцвета литературы нон-фикшн. Научное знание стало как никогда прежде доступным самой широкой аудитории. Достаточно лишь личного желания и немного усилий. Кажущиеся на первый взгляд невероятными теории (мы живем в мире двух параллельных вселенных, которые периодически сталкиваются, провоцируя Большой взрыв? Наша реальность — только следствие вибраций “нитей” энергии? Вокруг на самом деле 10 измерений, которые мы не можем пока постичь?) вполне объяснимы и могут однажды оказаться истиной.

Сегодня мы поговорим с нашим соотечественником Игорем Стойкой, автором двух научно-популярных книг написанных в Молдове — “Entropia universului” (2019) и “Entropia societaţii” (2021). Он, возможно, знает почти всё и о Вселенной, и об обществе.

 

— Почему вы решили писать нон-фикшн в Молдове?

Юридическое образование я получил 21 год назад, конечно же, из-за банальной необходимости обеспечить себя хлебом в нашей нищей, маленькой, “окраиной”, но прекрасной стране. Профессия юриста — инструмент заработка денег, точнее копеек. Таким образом, проработав в этой области более чем в десяти предприятиях и проектах, в том числе международных, я в свободное от работы время с упоением занимался научной, космологической и научно-фантастической литературой, собирал материалы по теме, изучал, читал, писал. Сейчас мое хобби медленно, но уверенно превращается в основную деятельность, что не может не радовать, особенно учитывая, что мои книги переведут для международного читателя на английский язык.

Расскажите подробнее о ваших работах.

У меня вышли две книги, “Энтропия Вселенной” и “Энтропия общества”. У обеих книг обширная аналитическая и научно-популярная линия, можно сказать – эклектический сюжет.

В «Энтропии Вселенной» я фокусирую внимание на самых последних открытиях в области описания Стандартной Модели субатомного мира, в том числе, как и по какому математическому принципу будет развиваться расширение нашей видимой Вселенной, учитывая в первую очередь измерение Хаббла с точки зрения энтропии, то есть однонаправленное и диффузное расширение пространства-времени. В книге я привожу множество исторических примеров и гипотез.

Книга «Энтропия общества» — логическое продолжение первой монографии. Здесь я обращаю внимание читателя на совершенно иной уровень энтропии и разрозненности индивидуумов – энтропии обществ, групп и поколений разных времен, с акцентом на современное информационное общество, привожу детальный научный и философский анализ тупиковых ветвей развития социума с аксиологической точки зрения.

Почему вас заинтересовало понятие энтропии?

Энтропия — основополагающий принцип природы вещей, такой же фундаментальный и незыблемый, как принцип гравитации, электромагнетизма и постоянности скорости света. Энтропию необходимо понимать и читать с разных точек зрения одновременно – с физической (тяга время-направленного распределения  вещества с осреднением и разбросом его в пространстве от порядка к хаосу), математической (информационные биты имеют диффузное свойство перехода от качества к количеству) и философской точек зрения (все процессы, в том числе и в обществе, строго подчиняются тому, что называют “стрелой времени”).

— Какая из научных теорий воодушевляет вас больше всего?

а) Стандартная Модель субатомного мира; б) Трансцендентная философия Канта.  Обе они —  объективные логично-обоснованные теории (не гипотезы) об устройстве нашего мира.

Как вы думаете, есть ли предел научного познания для человека? И если вдруг мы его достигнем, прогресс цивилизации сменится регрессом?

Ни в коем случае никакого предела у прогресса и научного познания нет, как и нет предела нашей Вселенной (или Вселенных, ведь сегодня говорят о их вероятном множестве). О регрессе в развитии цивилизации, думаю, и речи быть не может. Прогресс всегда будет побеждать.

Тогда в чем важность идеи прогресса именно для вас?

Культура – в ее общности и многогранности! О прогрессе, в том числе в эпоху его ренессансного рассвета, очень хорошо высказался великий Пабло Пикассо: «Леонардо да Винчи обещал нам рай. Рафаэль нам его дал».

Сегодня отмечают, что интерес к научно-популярному жанру среди читателей возрастает и иногда даже превышает интерес к художественной литературе. А как обстоят дела в Молдове?

С точностью могу сказать, что у нас ничего не изменилось. На первом месте у нашего читателя стоит художественная литература, на втором – религиозная, и только лишь на последнем научно-популярная. Может быть поэтому, а может и потому что мне самому всегда это было интересно, в последнее время я переключился на научную фантастику, и нахожу это занятие довольно интересным. Например, недавно я начал писать кое-что интересное в жанре современной дистопии.

Тогда получается, носители научного сознания в Молдове оказываются в меньшинстве?

Безусловно в меньшинстве, особенно в наше бурное время глобальной, массовой и глупейшей конспирологии. Исправлять здесь уже нечего. Необходимо, чтобы культуру и образование в массы внедряло в первую очередь государство.  Насаждать культуру в Молдове необходимо уже силой, иного выхода я не вижу.

Каковы, по вашему мнению, признаки здорового общества. 

Здоровое общество — это не идеальное общество, а общество рассвета культуры, науки и образования. Если они становятся первостепенными,  экономика возрастает мгновенно и многократно. Здоровое общество — это государства Флоренции и Венеции периода Возрождения, послевоенные Соединенные Штаты, страны Скандинавии наших дней.

А что с функционированием общества в Молдове?

В Молдове, конечно, здорового общества нет. Но с другой стороны, мы должны быть благодарны, что у нас нет и социального коллапса, какой наблюдается в ультрарелигиозных мусульманских странах. Такого сценария в Молдове, к счастью, не предвидится. Глобализация нам в этом поможет.

И, наконец, просвещение и образование спасут мир?

Просвещение спасет и спасет обязательно —  как по Достоевскому, так и по Аристотелю…

 

Подготовил: Игорь Корнилов

Подписывайся