Чинить нельзя выбрасывать
Что до сих пор чинят в главном "Доме быта" Кишинёва.
«Земля — это наш дом! Не надо мусорить», — Джоана Стингрей
сделала эту фразу популярной в 1993 году. И если тогда, речь шла о выброшенных в неположенном месте бумажках, бутылках и окурках. Сегодня проблема мусора воспринимается больше в контексте чрезмерного потребления и перепроизводстве.

Мир ежегодно производит миллиарды тонн мусора, а потребители по всему миру усугубляют проблему, например, выбрасывая электронные устройства, которые вполне можно было бы починить и использовать еще многие годы.

Исследование «Ассоциации по утилизации отходов» показало, что только за 2019 год объём электронных отходов в Республике Молдова на душу населения составляет примерно 2,2 кг, то есть около 8000 тонн. Зачем выбрасывать то, что будет годами лежать на свалке, если можно дать этому вторую жизнь? А в Молдове есть места, где готовы вам с этим помочь.

Эко-активисты по всему миру пытаются убедить людей ремонтировать всё, что только можно, отстаивая «право на ремонт» («right-to-repair»).

Экологи пытаются убедить людей ремонтировать технику чаще, а производителей нести ответственность за то, что и как они производят.

Купить — дешевле, чем починить?
Чинить сломавшиеся вещи часто непросто, а электронику в фирменных сервис центрах ещё и дорого. Поэтому большинство из нас предпочитают попросту покупать новую вещи вместо вышедших из строя.

Но если говорить о ремонте чего бы то ни было в Кишинёве, первое что приходит в голову коренному жителю столицы — "Дом быта" на Армянской. Туда мы и отправились, чтобы узнать, что именно там до сих пор ремонтируют, сколько это стоит и как пандемия сказалась на услугах ремонта.
Дом быта на Армянской
Ателье «Marion» - третий этаж
Елена Герман – швея-закройщик с 30-летним стажем. Образование получила в технологическом техникуме на улице Алёшина. А до переезда в Кишинёв долгое время работа в Доме Быта в Калараше. Но это второе образование мастера. Первое высшее Елена получила в украинском физмате по специальности – физик-ядерщик.
«Я из бедной семьи и была очень крупная, поэтому было трудно купить одежду подходящего размера. Тогда я начала потихонечку шить, для себя. А потом оказалось, что у меня есть к этому пристрастие. Клиенты ходят к мастеру, а не в ателье. Сюда приехала с хвостом из клиентов, которые могут проехать 58 километров, чтобы обслужиться у меня. Часто они приходят не только пошить одежду, но и поговорить, поделиться чем-то, может быть наболевшим. Вот сейчас я шью из платья кардиган, лёгкую накидку. Женщине очень оно нравится, ткань, качество, как в руках шуршит, поэтому не захотела с ним расставаться.

Мы не просто швеи, мы возвращаем вторую жизнь изделиям, а из-за пандемии два месяца пришлось сидеть без работы. Кризис всегда виден по нашей специальности. Я не получаю фиксированную оплату, мой оклад зависит от того есть ли клиенты. Сейчас закрылись границы, мало свадеб, а мы работаем на торжества. Прошлые годы в августе я сидела за машинкой, не разгибаясь – приезжали из Италии, из России. На Пасху многие бабушки приходят, чтобы платье пошить, а сейчас такого не будет. Мы шили маски, потому что Молдова не была готова к пандемии. Шила очень много бесплатно и для подруг, и для знакомых, и для полиции, и для санэпидемстанции».
Изготовление и ремонт ювелирных изделий из золота – первый этаж, напротив входа
Александру – мастер и владелец мастерской. Ему 19 лет, но уже полгода у него своё дело. К нему можно принести любые изделия из золота или сделать на заказ.


«Я 11 лет занимался профессионально футболом. Но пришлось в какой-то момент выбрать – идти в большой спорт или начинать зарабатывать деньги. Так я пошёл в колледж осваивать свою специальность. Сейчас я заканчиваю 4 курс, а полгода назад открыл свою мастерскую. Это дело я как-то сразу полюбил, поэтому работаю каждый день. Даже в пандемию нет такого, что я сижу без заказов. Я делаю украшения с нуля, на ремонт, бывает, тоже приносят. Но в планах сделать в Румынии свой бренд с ювелирными украшениями, по типу Pandora».
Часовая мастерская – второй этаж
Мастер Марина уже больше 15 лет занимается ремонтом часов. Это дело передалось ей от бабушки с дедушкой. В мастерскую можно принести любые часы: ручные классические или на батарейках, настенные.
«Мои дедушка и бабушка занимались ремонтом часов и передали свои профессиональные навыки своим детям: моей маме и её брату. Оба занимаются ремонтом больше 40 лет. Бабушка и дедушка были удостоены почётного звания «Мастер золотые руки». И даже во время Великой Отечественной войны они работали по профессии. Дедушка не только ремонтировал, но и преподавал часовое дело при Советском Союзе в Молдове. Некоторые из его учеников работают до сих пор. До этого я проработала 15 лет преподавателем полиграфических технологий в Политехническом Университете. Одновременно я интересовалась ремонтом часов и совмещала обе профессии. Но после рождения ребёнка пришлось остановиться на чём-то одном.

Многие клиенты, когда видят женщину, которая ремонтирует часы, очень сильно удивляются. Но если мы обратим внимание на заводы по изготовлению часов, то увидим, что практически все сборщики – девушки. Это очень тонкая работа, которая требует точности и внимания.

Мы работаем только с оригинальными деталями. Если человек обратился с поломкой, а часы швейцарские, допустим, мы заказываем оригинальную деталь. Ещё у нас есть широкий выбор ремешков, можно прийти и выбрать из коллекции.

Не только из-за пандемии ощущается спад клиентов. Многие молодые люди перешли на смарт-часы. Но классические часы – всё равно, так или иначе, остаются признаком статусности».
Адрес: Константин Тэнасе, 9
BASHMAKOFF – это ателье нового поколения, которое открылось в октябре 2020 года. Оно предоставляет услуги по ремонту и уходу за кожаными изделиями. Открыла его молодая семья, Тудор и Екатерина – выпускники Экономической Академии и Государственного Университета. Когда учёба закончилась, они не нашли себя дома и уехали покорять другие страны. Но мысли о том, чтобы вернуться обратно не оставляли их. Когда же молодые люди всё-таки приехали домой, решили создать что-то красивое и полезное для людей. Так появилось ателье BASHMAKOFF.

Это уютное место, где обувь и изделия из кожи получают новую жизнь в новом облике. Мастер-профессионал, в мире обуви почти 25 лет, сделает любую работу и преобразит вещь.

«Наше ателье предоставляет широкий спектр услуг: ремонт, уход, видоизменение обуви и кожаных изделий, замена фурнитуры. Перетяжка мысов (изменение формы носовой части) - 500 леев, профилактика (защита кожаной подошвы) - 250 леев, растяжка обуви - 150 леев, замена набоек - 120 леев, подклейка, прошивка - от 50 леев. Хорошую обувь нужно обязательно чинить».
Сегодня стало нормой выбрасывать вещи при первой же поломке. А что если постараться чините всё, что поддаётся ремонту?

Беречь и чинить старые вещи когда-нибудь вновь станет модно, и посещение "Дома быта" вполне может стать новой нормой. В каком-то смысле это возвращение к тому, на что наше общество было когда-то способно.
Автор: Валерия Петровская