Родом из Молдовы: киновед и историк кино Наум Клейман
Telegram

Наум Клейман – выдающийся киновед, искусствовед, просто необыкновенный человек. Он — неотъемлемая часть истории ХХ века. Автор многочисленных статей по теории и истории киноискусства, являвшийся членом международного жюри на кинофестивалях в Венеции, Берлине, Лейпциге, Торонто, Париже, Локарно и Стамбуле, родом из Молдовы.

kinopoisk.ru

Наум Ихильевич Клейман родился в 1937 году в Кишинёве. Его родители происходили из Болграда на юге Бессарабии (мать) и еврейской земледельческой колонии Романовка (отец).

С мамой. 10 мая 1938

Раннее детство Клеймена пришлось на военные годы. Первые воспоминания самого Наума ещё о довоенном времени: «кабинетная» коляска и деревянный конь, полученный на второй день рождения. Память трехлетнего ребенка зафиксировала начало войны: свист бомб и маму, которая заворачивает его в плед и тащит в подвал.

Пожалуй, единственное воспоминание довоенного времени и первое четкое воспоминание — это свист бомб, и мама, которая заворачивает меня в плед и тащит в подвал, это 22 июня 41-го года, когда Кишинев бомбили в первую же ночь.

С троюродным братом (слева)

Затем — эвакуация  с мамой и бабушкой (во время которой в Ташкенте он впервые оказался в кино и был покорен этим зрелищем, как оказалось, навсегда) и жизнь в Туркмении.

И вот первое воспоминание — это война, бомбы и вот этот плед, которым меня заворачивают.
Второе воспоминание — пожар на станции Раздельная. <…> К тому моменту, пока мы приехали на Раздельную, немцы разбомбили ее, и продолжали бомбить, когда мы стояли там. Все вокруг горело. <…> Я помню этот пожар, я помню вопли женщин в этом вагоне, крики «Спасайся!», и я помню, что мы под поездом почему-то искали убежища. А поскольку путь на Одессу был разбомблен, наш состав завернули на Кубань. <…> 
Дальше на теплоходе нас отправили через Каспийское море в Туркмению. 

После окончания войны Клейманы вернулись в Молдову.

Нам пришлось снять какую-то комнату, кстати, совсем близко от того дома, где я родился, рядом с улицей Гоголя, на улице Жуковского. И папа получил право с мамой и со своим сослуживцем взять коробку так называемую. Коробка — это на самом деле были две стены неполные. И кирпичом других раздолбанных зданий выкладывать остальные стены и построить себе избушку, что называется, на две семьи. Ее разделили пополам, получилось у каждого по две с половиной комнаты. 

Но спустя пять лет всю семью с абсурдной формулировкой «как родственников бывшего торговца» в 24 часа выслали в Сибирь — в спецпоселение. Почти всё их имущество, в том числе только что восстановленный дом, было конфисковано.

Это были те самые знаменитые ссылки из новых республик — прибалтийских, Западной Украины, Западной Белоруссии и Бессарабии, которые не пережили 37-го года, но пережили 49-й год. 

Наум Клейман возле своего бывшего дома в Гурьевске с одноклассниками

Год окончания школы — 1955-й — совпал с началом освобождения таких спецпереселенцев, как семья Клеймана, и Наум отправляется поступать в Киргизию, в Университет Фрунзе. Когда он окончил первый курс на математическом факультете и сдал два экзамена из пяти, произошло удивительное: увидев объявление о приеме студентов во ВГИК, студент Наум Клейман несмотря на отговоры, бросает всё и отправляется в Москву.

Я спускаюсь в мае, сдавши два экзамена, по лестнице, и я вдруг вижу, как двое ребят прикрепляют объявление какое-то внизу, в фойе, и это объявление ВГИКа, что ВГИК объявляет прием на следующие факультеты: режиссерский, операторский, актерский и киноведческий. Я слово «киновед» впервые прочитал. Я не могу это объяснить рационально, я не знаю, до сих пор не знаю и отказался уже рационализировать, почему в этот момент я понял, что это мое.

В 1956 году Клейман поступил на киноведческий факультет ВГИКа (мастерская Н. А. Лебедева и Е. М. Смирновой), который закончил в 1961 году, и начал работать в Отечественном отделе Госфильмофонда. Позже Клейман становится научный консультантом по реконструкции фильмов С. М. Эйзенштейна «Старое и новое» («Генеральная линия»), «Октябрь», «Броненосец „Потёмкин“». Также он был одним из консультантов при создании фильма Чубасова «С. М. Эйзенштейн: Уроки монтажа». Участвовал в восстановлении в качестве фотофильма уничтоженной картины С. М. Эйзенштейна «Бежин луг» как режиссёр и научный консультант.

В 1965 году Клейман избран научным секретарём Комиссии по творческому наследию С. М. Эйзенштейна, участвовал в организации Научно-мемориального кабинета Эйзенштейна (Музея-квартиры) при Союзе кинематографистов СССР и с 1967 по 1985 год, а также с 1992 по настоящее время — его хранитель. Он является одним из составителей и авторов комментариев шеститомника «Избранные произведения Эйзенштейна».

C 1968 годa Клейман преподаёт на Высших курсах сценаристов и режиссёров (вначале курс «История кино СССР», затем курс «Истории мирового кино»). Вёл спецкурс по творчеству С. М. Эйзенштейна в Нью-Йоркском университете, семинар по эстетике эксцентризма и по творчеству С. М. Эйзенштейна (1994 и 1998) в Немецкой Академии кино и телевидения в Берлине, а также семинары по истории кино в Будапеште, Калькутте, Лос-Анджелесе, Мюнхене, Токио и Хельсинки.

В 1993 г. Клейман был избран членом Европейской Киноакадемии (EFA), получив её приз «Феликс». Награждён Орденом литературы и искусства (Франция, 1992) и медалью имени Гёте (Германия, 1995). Кавалер ордена Восходящего солнца за вклад в развитие культурных связей между Россией и Японией (Япония, 2005).

В постсоветское время он становится лауреатом премий Международной ассоциации кинокритиков FIPRESCI за составление ретроспективы «Неизвестное советское кино» имени Мела Новикова (МКФ в Сан-Франциско, 1994), имени Жана Митри (МКФ в Порденоне, Италия, 1994), Гильдии киноведов и критиков России и фестиваля «Белые Столбы» (1998).

В 1993—1997 годах придумывает и ведёт телевизионные программы «Музей кино», «Шедевры немого кино», «Сокровища старого кино», а также становится автором сценария и продюсер фильма «Дом мастера» (1998). ТЭФИ присудила фильму приз «Орфей» как лучшей документальной картине 1998 года.

В марте 2014 Наум Клейман подписал письмо «Мы с Вами!» КиноСоюза в поддержку Украины. В июне того же года его контракт как директора Музея Кино не был продлён на очередной срок. Но это не повлияло на его мировое признание: в 2015 году Наум Клейман будет удостоен почетной награды Берлинского кинофестиваля «Камера Берлинале». Приз «Камера Берлинале» с 1986 года вручается выдающимся деятелям кинематографа в знак особого уважения и признательности.

А совсем недавно, в феврале 2020, на YouTube-канале “ещёнепознер” вышло большое интервью с Наумом Клейманом про историю его семьи (война, депортация, ссылка), ВГИК, Тарковского, Шукшина, Шпаликова и многих-многих других.

Фотографии из личного архива Н. Клеймана

Telegram