История шотландского барона, основавшего Национальный музей природы и этнографии и костюженскую больницу
20 октября 1917 года в Кишинёве произошло событие, которое из-за революционных событий прошло для кишинёвцев незамеченным. За шумом митингов и губернских съездов крестьян Бессарабии, никто не услышал о кончине 75-летнего старика, который последние дни не покидал своей дачи на Костюженском шоссе. Это был барон Александр Федорович Стуарт, основатель Земского музея (ныне Национальный музей природы и этнографии), большой подвижник науки и нервный центр земской жизни Бессарабии, который свои связи, организаторский талант и личные средства посвятил во благо нашего края.
Прадед Александра Стуарта по отцовской линии про исходил из знатного шотландского рода Стюартов, который, попав в Курляндию, пустил в ней корни. Отец Федор Федорович во время войны с турками служил при генеральном штабе, а потом при русском посольстве в Константинополе. Гречанка Роксанда Дмитриевна, мать Александра, приходилась внучкой молдавскому господарю Константину Мурузи. У Федора Федоровича и Роксанды Дмитриевны было трое детей, Александр был средним. Родителям его принадлежала часть имения Мурузи в Бендерском уезде (теперь – Анений-Ной): Цынцарены (ныне Цынцэрень) и Джаманой (Жямэна).
Конечно, мальчика с такой родословной ожидала карьера государственного деятеля. И, действительно, Александр Стуарт поступил в престижный петербургский Александровский лицей. Здесь он подружился со своим соседом по комнате Николаем Ножиным, который был увлечен естественными науками. Эта дружба изменила судьбу барона. Друзья бросили лицей и перешли на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета, а позже Александр забрал документы и отправился в старинный немецкий университет Гейдельберга. Во время учебы Стуарт слушал лекции самых выдающихся химиков, физиков, в итальянском городе Спецции изучал морских животных. Результаты исследований опубликовал в немецком зоологическом журнале. Весной 1866 года 24-летний Александр Стуарт сдал экзамены и защитил диссертацию.
Готовясь к сдаче экзаменов на магистра в Петербургский университет, Александр поехал в Россию. Его арестовали за участие в революционном движении, к которому принадлежали его однокурсники. Стуарту запретили жить в столице и выслали в Вятскую губернию на пять лет. Благодаря хлопотам влиятельных родственников, Александр все же получил степень магистра. В ноябре 1867 года получил разрешение на проживание в Одессе и Бессарабии. В 1868 году его приняли приват-доцентом на кафедру зоологии в Новороссийский университет.
В 1869 году Бендерское земское собрание избрало 27- летнего барона Стуарта мировым судьей, и на эту должность Александр Федорович избирался в течение 30 лет! С того момента всю свою энергию потомок шотландского рода посвятил Бессарабии. К Бендерам же питал особые чувства. Часто бывал в этом городке, оказывал материальную помощь Александровской больнице, женской гимназии, другим учреждениям. В 1914 году при содействии председателя уездного комитета по виноградарству и виноделию барона А. Стуарта в Бендерах открылся музей.
Александр Федорович избирался секретарем Бессарабского губернского дворянского собрания, членом земской управы, а потом и ее председателем. Заведовал сиротскими домами, богадельнями, всюду добиваясь улучшения работы этих учреждений. В 1884 году открыл в Кишиневе детскую больницу, а позже и Костюженскую психиатрическую больницу.
Также Стюарт не только построил здание Земского музея, подарил ему мебель, книги. Барон Стуарт учредил Бессарабское Общество естествоиспытателей. В Национальном музее природы и этнографии хранится фотография палеонтологических раскопку села Тараклия.
За чтобы ни брался барон Стуарт, он изучал дело до тонкостей. Перед постройкой Костюженской больницы детально проштудировал устройство аналогичных за ведений в России и Швейцарии. Знал методы лечения, исследовал статистику психических заболеваний. Он на столько хорошо вник в работу лечебницы, что иногда в отсутствие врачей исполнял должность заведующего.
За 32 года служения идеалам земского дела барон Стуарт всего несколько раз брал отпуск для поправки здоровья. Лестного звания «эмблемы цветущей, идейной, богатой народолюбцами Бессарабии», которым барона наградили выступающие на похоронах, Александр Федо рович уже не услышал. Похоронили его на Рышканском кладбище в пределах церкви Константина и Елены. Но от могилы барона не осталось и следа.
Источник: книга “Бессарабские истории” Владимира Танаркина и Татьяны Соловьёвой