03 июня 2020

«Объекты в этом пространстве должны выглядеть, как будто бы они упали с неба»: Художники, которые создавали ARTCOR, вспоминают как это было

«Объекты в этом пространстве должны выглядеть, как будто бы они упали с неба»: Художники, которые создавали ARTCOR, вспоминают как это было

Ровно год назад, 3 июня 2019 года, во дворе Академии искусств (АМТАР) на ул. 31 августа, 137 открылся центр креативных индустрий ARTCOR.

На площади 1000 квадратных метров в двух блоках, обновлённом историческом здании и новом корпусе во дворе АМТАР, расположился креативный хаб, объединяющий людей, которые хотят менять и меняют нашу культурную жизнь. Людей, которые хотят показать миру, что в Молдове есть креативный потенциал, способный стать прибыльной отраслью экономики.

Многие объекты и элементы декора внутри и на территории ARTCOR были созданы местными художниками, скульпторами и дизайнерами. Работы художников отбирали члены ассоциации креативных индустрий COR и автор проекта и архитектор здания Максим Калужан. Рассказываем об идее художников.

Автор проекта – архитектор Максим Калужак

– Какая была главная идея, концепт?

– Визуальная концепция состоит из бетонного пластичного объема, покрытого кортеновской скорлупой. Объем разрезан атриумом и горельефным фасадом, раскрывающий бетонную структуру и функцию здания. Холодное серое пространство со скульптурными формами лестниц, потолка должно с одной стороны воздействовать на зрителя, вызывая эмоции. С другой стороны — быть нейтральным для выявления и проявления творческого начала посетителей и резидентов.

– Какими принципами вы руководствовались при отборе художников? 

При отборе художников оценивались такие качества, как:  открытость, творческий потенциал, восприятие моей архитектуры, вовлеченность в создание произведения искусства и ответственность.

– Почему картины не на холстах, а на стенах?

– Живопись – это часть интерьера. Интерьер реконструированного пространства есть некое стабильное, неизменяемое во времени пространство, характеризующее ощущение автора. Мне хотелось зафиксировать эти эмоции. Меняя пропорцию каменной фактуры и цветового пятна, ломается композиция интерьера.  Холст же является мобильным элементом, меняющим восприятие интерьера. 

– Кто делал рельефы на фасаде?

– Автор концепта и идеи  горельефа на фасаде – я. Авторы самих скульптурных элементов: Василий Ситарь и Елена Фрунзе. Лепили, заливали и монтировали: Василий Ситарь, Елена Фрунзе, Максим Калужак, Сергей Жосу, Максим Платаш. Другие художественные элементы создавали студенты: Виорика Молдован, Иоана Чобану, автор декоративного пано — Артём Визитиу, керамика была создана студентками из Румынии — Марией Хуцану, Андреей Чиоарэ.

Василе Ситарь, доцент, магистр искусств, факультета декоративно-прикладного творчества, Академии музыки, театра и изобразительных искусств

«“ДРЕВО ПОЗНАНИЯ” — это скульптура была изготовлена из армированного бетона и кортеновской стали. Идея  установки этой скульптуры принадлежит архитектору Максиму Калужаку, oн очень хотел, чтобы в проекте были авторские работы и попросил меня заняться концептом скульптуры. Весь  процесс, вместе с утверждением, занял 58 дней, это очень мало времени, потому что идея композиции сложная в техническом плане.

Были и другие сложности, архитектор решил, что и на фасаде здания должны быть скульптурные композиции. Соавтором этой работы выступила Елена Фрунзе – художник член UAP, завкафедры факультета Декоративно-прикладного творчества Академии искусств.  Вместе с ней была создана композиция “ИДЕНТИФИКАЦИЯ” которая состоит из 14 бетонных модулей весом от 70 кг до 100 кг каждая.

Студент Василе Дончу установил деревянную скульптуру, которая являлась его дипломной работой.

На разных этапах к работе подключались художники члены союза UAP — Юрие Луру, Мариана Карп, Штефан Былба. Все мы упорно работал и днем и ночью, и в жару и в дождь. К открытию успели!»

Михай Стамати, объектный дизайнер

«То, какой получилась уличная мебель Арткора, отражает как я изначально воспринимал этот «дом творческих индустрий», спроектированный архитектором Максимом Калужаком. Немного инопланетный, провокационный, вдохновляющий и подстрекающий к нонконформизму. По настоянию Максима при создании мебели для двора ARTCOR я подумал, что должен найти необычный подход. И каким бы ни было решение, объекты в этом пространстве также должны выглядеть, как будто бы они упали с неба. Некоторые осколки откололись от фасада здания и застряли в свежезалитом бетоне во дворе AMTAP. Так начался поиск дизайнерских решений, вдохновленного техникой оригами.

Поверхности имеют простую геометрию, превращенную в объемную путем складывания развернутого металла. Объекты разработаны, как ответ модульным элементам на фасаде ARTCOR, и мы хотели выразить различные ассоциации через их форму. Мы отказались от традиционного восприятия лавок и осмелились «высадить» несколько кусков металла и фанеры во дворе Академии искусств. Мы определились с пропорциями, цветом, фактурой и добавили немного эргономики и практичности. Помимо создания формы и внешнего вида, мы все же начали с цели создать нечто, на чем вы можете сидеть.

Реализация этого проекта уличной мебели, который включает в себя скамейки различного строения, парковку для велосипедов, навесы для проходов в подвал и мусорные баки, предполагал сотрудничество с несколькими производственными цехами».

Алена Чобану, иллюстратор

«Я стала частью творческой команды спонтанно! Одним летним днем Миша Цуркану предложил сотрудничество. У архитектора Максима Калужака было несколько поверхностей, выделенных для разрисовки и я согласилась.

Все началось с «Привет стена, я Алена. Стена: привет, Алена». До этого я не делала настенных работы, кроме побелки стен или покраски заборов. Из-за этого у меня был конфуз, как осуществлять эту задачу. Идея иллюстрации появилась во Вселенной. Я все время визуализировала большой зал, где полно людей, которые периодически во время мероприятия подглядывают на стену и видят что? Хотелось чтобы картина погружала куда-то в прошлое. Для того чтобы это не относилось к узкому кругу и не было чем-то конкретным, потому что работа включала в себя что-то советское, я выбрала абстрактный подход, чтобы сам зритель решил для себя. Очень понравилось, что были разные интерпретации моей работы, хотя у меня самой не было конкретного ответа. С выбором цветов не было проблем, акцент был поставлен на формы, хотелось чтобы состав был динамичным, создать ощущение дороги, по которой можно гулять.

После этого приступили к технической часть. Проектор был установлен на столы, покрытые пленкой (спасибо AMTAP за проектор). Изображение было спроектировано на рабочую поверхность, я взяла кисть и началось. Временами я ощущала себя частью команды, кто-то что-то чинит, что-то перемещает, а я, забравшись на лестницу, импровизирую. Периодически подходил Максим Калужак, который давал очень ценные советы. Это были очень трепетные моменты, потому что передо мной был человек, который создал весь процесс и не хотелось допускать ошибок . Все длилось примерно три недели, я делала все с душой, несколько часов после работы и немного на выходных».

Изосимова Надя, художница

«Максим Калужак отобрал несколько художников и иллюстраторов, работы которых, по его мнению, подходили концепции Арткора. Я была в их числе, чему очень рада.

Все началось с того, что мы встретились с Максимом в ещё недостроенном Арткоре. Он провел нам экскурсию по объекту, рассказал о концепте и своем видении. Он хотел, чтобы работа была не просто частью интерьера, а была по настоящему авторской и интересной. Для меня было важным почувствовать пространство перед тем, как приступить к эскизам. Поэтому я пришла ещё раз, спустя пару дней, и идея с сидящим гигантом возникла практически сразу. Было желание сделать фигуру, которая бы не вписывалась в рамки небольшого пространства, выходила бы за его границы. Идея с прозрачными ладонями тоже возникла сразу, это символизирует умение видеть сквозь и видеть чуть больше обычного. Спустя какое-то время я сделала эскиз в цвете, который был одобрен Максимом. Работа заняла 6 дней, по 6 часов. Я постепенно наслаивала цвет, чтобы добиться большей глубины и сложности больших однотонных поверхностей. Многие вопросы решались в процессе работы, так как эскиз был довольно быстрым и условным.

Работать в большом масштабе оказалось очень увлекательным, с удовольствием бы реализовала один из своих эскизов в виде мурала ещё не один раз. Самой большой сложностью было добиться той плотности и наполненности, которая есть в картинах, с которыми работаешь долго у себя в мастерской. Но думаю, я справилась».

Vorona Ecaterina (Веверица Екатерина), художница

«В своих работах я концентрируюсь на современной экспрессионистской фигуративной живописи. Мне нравится погружаться во внутренний мир моих персонажей, полный страсти и напряжения. Я использую яркие цвета, динамическую композицию и контраст между текстурированными и плоскими поверхностями, чтобы передать это внутреннее состояние и донести его до зрителя. В моих картинах взаимодействия героев в некотором роде хореографические. Это нечто среднее между танцами, падением и полетом вместе. В любом случае, это страстное взаимодействие между людьми, затронутыми одной мощной силой – будь то музыка, ветер или гравитация. Чтобы подчеркнуть влияние окружающей среды, я позволила цвету атмосферы влиять на цвет фигур. В Арткоре можно увидеть две мои работы. Одну из них было решено не делать в цвете».

Василуца Василаке, художница

«Работа, которая появилась в учебном классе Арткора продолжение моей серии “Визуальный гербарий” (Visual Herbarium), в которой я призываю прислушаться к природе, её биологическуому ритму, который мы так и не научились понимать. Идея работы показать, что у растений есть свои чувства и своё сознание, у них есть память и язык общения… Они реагируют на внешние проблемы и могут предчувствовать опасность, но знаки, которые подаёт нам природа менее явные, чем мы привыкли думать».

Анна Костов, художница

«Ещё летом 2018 года Миша Цуркану мне рассказал об идее создания картины на стене будущего креативного хаба. Я давно хотела реализовать мурал, и этот проект стал для меня шансом. Коллаборация с Максимом Калужаком оказалась очень продуктивной и конструктивной. Он дал мне свободу в выбор сюжета, ограничив графическим стилем. Мы вдвоём пришли к довольно простой идее, которая при этом отражает мир креатива. Так, на моей работе вы можете увидеть две руки в процессе создания произведения искусства, охваченные творческой энергией. Для создания гармонии работы с окружающим пространством я использовала всего два цвета — оранжевый и чёрный на белом фоне. Реализация работы заняла около недели интенсивной работы. До этой работы мне никогда не приходилось создавать что-то столь большого размера, это для меня был новый опыт, который надеюсь ещё повторится».

Айдентику Арткора  создавала дизайнер Casa Imago, Вероника Белоус

«Символ Арткора был взят из архитектуры потолочных балок нового корпуса здания, а цвет — ржавчина его внешней части. Таким образом, эта “снежинка” — отражает место, а лучи коммьюнити людей, которых объединяет страсть к творчеству».

ARTCOR создан совместными усилиями Министерства образования, культуры и исследований Молдовы, Академии музыки, театра и изобразительных искусств (AMTAP) при поддержке проекта Проекта «Повышение конкурентоспособности в Молдове» финансируемого USAID и посольствами Швеции и Великобритании, при участии Ассоциации креативных компаний Молдовы (COR).

В реализацию проекта было вложено 13 млн. леев, которые ушли на строительство, ремонт и оборудование. Так как ARTCOR планировался еще и как обазовательно-прсветительский   центр, в тчение следующих тех лет после открытия будет вложено еще 5 млн. леев для всякого рода образовательных программ, выставок, конкурсов и других культурных активностей.

фотографии: Ivan Bezvusceac, Igori Rotari, Maxim Chumash, Volker Kreidler.

Подписывайся