17 января 2020

“Фотография дает героям возможность самоанализа”: Виктория Тихонова о творчестве, людях и Кишинёве

«Фотография фиксирует вечность, на деле являясь доказательством того, что всё есть лишь краткий миг в глазах вечности», — писала Али Смит в одном из своих романов. Фотография всегда — попытка вникнуть в саму суть жизни, выхватить миг из потока времени и сделать его значимым в глазах смотрящего. Останавливая время, она сохраняет его, будучи своего рода материальным воплощением памяти. И хоть фотографирует сегодня едва ли не каждый, мастерства и профессионализма в этом нелегком деле достигают единицы. Виктория Тихонова — из их числа.

Без сомнения, ее имя в числе неординарных фотографов Молдовы. Ее специализация — творческий мир столицы, ее жанр — портретная фотография. Снимки Виктории остаются в памяти: своей грациозностью, тонким вкусом, психологизмом, многозначностью и даже неким символизмом образов. Они словно выпавшие фрагменты из неснятых фильмов. Кажется, у них есть продолжения. Каждая — часть длинной истории с сюжетом. Только нажми на «play», и кадр развернется в киноленту.

В своих работах Виктория Тихонова пытается постичь тайну человеческого лица, и пока это ей удается хорошо. Кишинев предстает в работах фотографа именно таким, каким может быть и должен стать: городом сильных личностей, поднявшихся над неурядицами его будней. Фотографии Виктории — важная часть той «новой волны» молдавской культуры, которая начала появляться в 2010-х и ассоциируется с моделью «чистого искусства».

Сегодня пытаемся узнать у Виктории Тихоновой маленькие и не только тайны мастерства фотографа.

Виктория Тихонова

О начале

К фотографии я шла долго. Даже не сразу поняла, что это мое призвание. В детстве я любила рисовать, но художника из меня не получилось, а тяга к творчеству осталась. Так в мою жизнь постучалась фотография и заняла место, которое изначально, возможно, предназначалось изобразительному искусству. На первых порах я просто фотографировала людей, а потом уже начала заниматься этим профессионально. Очень быстро поняла, что мой жанр — именно портрет.

О двух типах фотографа

Всех фотографов можно условно разделить на два типа. Первый — ремесленник. Фотография для него — работа. Второй — творческая личность, посредством фотографии он выражает свой внутренний мир. Многим  приходится совмещать ремесленническое и творческое начала. В ком-то больше первого, в ком-то — второго. Когда ты находишь то, что действительно любишь, что у тебя получается лучше всего, тогда эти составляющие находятся в гармонии.

О профессиональном развитии

Если человек понимает, что у него есть интерес к фотографии, думаю, ему нужно попробовать себя в разных жанрах, посмотреть, что больше вдохновляет, что лучше получается. Такую возможность дает, например, фотошкола. Когда фотограф уже определился, в каком жанре хочет работать, именно в него и стоит вкладывать больше усилий. Останавливаться в развитии никогда не стоит: постоянно нужно посещать форумы, мастер-классы, совершенствовать технику и вкус. Если ты хочешь снимать интересные фотографии со смыслом, для начала необходимо стать глубокой личностью, поэтому нужно развиваться. Если ты хочешь расширять профессиональные навыки, иди снимать то, что не получается; если не удается работать с определенным объективом, проведи съемку только им; если не получается снимать мужчин, иди снимать только мужчин.

О людях

Портретная фотография мне интересна, в первую очередь, потому что я люблю людей и мне нравится работать с ними. Фотография — это мой способ коммуникации с миром. Перед камерой человек часто раскрывается по-новому, это возможность почувствовать и узнать его. Лицо человека — всегда отражение его внутреннего состояния. Ты сразу понимаешь, любит ли он себя или сложно принимает, жесткий он или мягкий, умеет ли расслабляться и насколько открыт миру. Лицо — это карта, по которой можно читать человека.

О работе над портретами

Чтобы раскрыть человека посредством фотографии, в первую очередь, необходимо личное общение. Важно наладить с ним связь, постараться его прочувствовать. Важно, чтобы атмосфера съемки была располагающей. Свою работу нужно любить и всегда выполнять ее с удовольствием. Когда ты идешь на нее с большим воодушевлением, человек заряжается твоим состоянием, ему легче раскрыться. Героя нужно подбадривать, давать понять, что в процессе съемки он все делает правильно. Наиболее удачные кадры я показываю герою сразу, это придает ему уверенность и позволяет еще больше раскрыться.

О мужских и женских портретах

Мне всегда было легче снимать женский портрет. Наверно, потому что я сама женщина, и мне легче прочувствовать своих героинь. Когда я открыла для себя портрет мужской, поняла, что это абсолютно другая вселенная. Те подходы, которые ты используешь при работе с героинями, с героями не работают. Женщине достаточно теплого и легкого общения, и она открывается объективу. В отношении мужского портрета необходим искренний интерес к человеку, более того, важно, чтобы герой почувствовал его, и тогда ему легче допустить тебя в свой мир. Интересное наблюдение: мужчины чаще принимают себя такими, какие они есть, с ними получаются более честные портреты. Женщины же стремятся к лучшей версии себя.

Об идеальной фотографии

Лично для меня идеальная фотография — это честная фотография. Она передает человека таким, какой он есть, а не таким, каким он хочет быть. Нам всем нужно увидеть себя настоящими, принять и полюбить. Это самое главное, а бегство от себя всегда заканчивается плачевно. Видеть только светлое, но не замечать темное, как и наоборот, — неверно. Мы все очень объемны, и увидеть этот объем можно только через глаза других людей. Очень интересная практика — сниматься у разных фотографов. Каждый из них вносит в работу частичку собственной индивидуальности, поэтому ты получаешь различный взгляд на себя. Кто-то лучше высвечивает одни твои стороны, кто-то — другие.

О фотографии в сравнении с другими искусствами

В отличие от театра, кино и литературы фотография не дает возможности прожить свои состояния в тех или иных героях. Фотография работает с тем, что есть у тебя внутри сейчас. И очень здорово, когда человек принимает себя в этом состоянии. Фотография дает героям своего рода возможность самоанализа. Я стремлюсь снимать человека таким, какой он есть, а не красивые образы, созданные профессиональными стилистами и визажистами. Такой портрет подходит больше тому, кто умеет принимать себя или стремится к этому. В странах постсоветского пространства многие люди страдают от недостатка уверенности в себе. Так нас, увы, воспитывали. Из всех пытались сделать хороших и правильных в ущерб тем, какие мы на самом деле. Результат  — множество внутренних зажимов. Воспитание было направлено на то, чтобы усреднить нас, а не вырастить в каждом индивидуальность. Поэтому эмоциональной открытости многим до сих пор не хватает.

О том, как фотография способна изменить самовосприятие человека

Меня очень радует, когда фотография поднимает человеку самооценку, когда герой или героиня начинает принимать определенные черты лица, которые раньше ему или ей не нравились. Особенно удачную съемку даже можно назвать фототерапией. Фотография не инструмент, с помощью которого можно поднять самооценку с нуля, но это возможность ее укрепить. Искусство именно тогда ценно, когда оно помогает другим. Все наше творчество, в первую очередь, создано для других. И портретная фотография в этом смысле — очень ценна.

О соотношении автора и героя

Любая фотография — портрет человека через призму автора. В этом она, наверно, близка жанру интервью. Мы пропускаем человека через свое восприятие с целью передать его миру. Есть условное правило такого процентного соотношения автора и героя в фотографии: 70% на 30%. Даже если ты справился с задачей передать личность своего героя на 70%, все равно 30% тебя останется в работе. От этого никуда не уйти. Хочешь ты этого или не хочешь, но снимок передает часть тебя. Фотограф может, наоборот, стремиться выразить не героя, а передать свою стилистику. Тогда 70% останется автора, а от героя — всего 30%. Я стараюсь придерживаться первой модели.

О кумирах

Мой главный ориентир в мире портретной фотографии — Сергей Сараханов из Киева. Когда я только начинала фотографировать, посетила его мастер-класс в Одессе, и он заложил основы моего восприятия портретной фотографии, за что я ему очень благодарна. Он по-прежнему остается для меня своего рода вектором. Из мировых фотографов я очень ценю Питера Линдберга, особенно его женские портреты. Это очень зрелое и честное видение героинь без прикрас, без масок. Чтобы так передавать своих персонажей, нужно самому быть очень зрелой личностью.

О самом нелепом случае во время съемок

Однажды мы снимали одного из героев в Одессе. Нам нужно было найти каменистый пляж. Ближайший оказался нудистским. Первоначально нас это не смутило. Оказавшись там, мы поняли, что одетый человек на нудистском пляже чувствует себя гораздо менее комфортно, чем толпа обнаженных, которых не смутил даже  мой фотоаппарат.

О вершинах мастерства фотографа

Верх мастерства фотографа для меня в том, насколько глубоко он сумел передать и выразить человека посредством снимка. Если мы говорим о портретной фотографии, то это насколько человек выглядит живым и настоящим. Качественная фотография должна вызывать эмоции, впечатления, размышления.

О творческом мире Кишинева

Мне интересны люди креативных профессий, поскольку они обладают широким мировоззрением и более открыты миру. В них есть чувство свободы, которого так недостает многим из нас. Для разных профессий — свои подходы к съемке. Например, если мы работаем с танцором, необходимо передать его пластику. Тогда больше акцента я делаю на руки, на положение тела. С актерами мы заостряем внимание на эмоциональной составляющей. Художника всегда интересно передать в интерьере его мастерской.

О другом Кишиневе

У некоторых Кишинев ассоциируется с неблагополучием, нищетой, человеческими трагедиями. Я хочу в своих фотографиях показать другую сторону города — его позитивную часть. Она есть, но мы ее иногда почему-то не замечаем. Каждый человек сам выбирает, на чем фокусироваться. Выходя на улицу, можно видеть только неприглядную часть Кишинева: пробки, разбитые дороги, угрюмых людей, — а можно находить в том же пространстве интересных реализованных личностей. Мне повезло, что в моем окружении много творческих людей, которые нашли себя и искренне любят то, что они делают. Счастливых и успешных людей у нас действительно много. Это радует. Хочется, чтобы они стали примером для других.

О том, как видеть свет посреди сумрака

То, что ты видишь, зависит только от тебя. Человек замечает во внешнем мире именно то, что творится у него в мире внутреннем. Если ты стремишься к свету, то и притягиваешь светлых людей, тех, кто звучит с тобой на одной частоте. Если ты работаешь над собой и учишься воспринимать мир через добро, через то, во что ты можешь влюбиться, если фокусируешься именно на этом, жизнь сама подарит тебе возможности для еще большей радости.

О своем счастье

Мое счастье — делать то, что я люблю, что меня вдохновляет и наполняет, а также делиться этим с окружающими. Это здорово когда то, что ты делаешь, вызывает счастье и радость у других.

следить за творчеством Виктории на facebook.com/victoria.tihonova

Автор: Игорь Корнилов

Подписывайся