10 зданий Кишинёва, в которых стоит побывать каждому
Telegram

Органный зал, музей этнографии и естественной истории, Ворота города и “Ромашка” – 10 культовых зданий Кишинёва, в которых стоит побывать каждому.

Органный зал

В 1902 году Городская дума, приняв реше­ние о строительстве на пересечении улиц Александров­ской и Синадиновской нового здания банка (прежнее по­ мещение стало тесным) – объявила конкурс. Хотя преми­альный фонд составлял полторы тысячи рублей, посту­пил единственный проект. Автором оказался инженер- технолог Михаил Чекеруль-Куш. Александру Бернардацци, возглавлявшему жюри, работа понравилась, и он вручил лауреату награду. Но строительство объекта затянулось на девять лет, сдали его в эксплуатацию 16 декабря 1911 года. Специально из Лейпцига акционерное общество «Karl Keister и Ко» доставило стальные детали, бронированные двери для касс и 104 сейфа…

В 1975 году историческое здание финансового учреж­дения переделали в Органный зал. Поперечная ось зда­ния, подчеркнутая четырех колонным портиком в ко­ринфском стиле, праздничный и торжественный фасад здания, скульптуры – все это радует глаз до сих пор. Вот только безумно жаль Меркурия (мастер М. Лукашевский), который некогда украшал скульптурную композицию на фронтоне. Ходили слухи, что во время землетрясения 1986 года бог торговли и покровитель путешественников повредился. Чтобы фигура не свалилась кому-то на голо­ву, ее сняли и отнесли во двор примэрии. После развала советской экономики старинное творение вроде отправи­ ли в реставрационную мастерскую. С тех пор Меркурия больше никто не видел.

Ворота города

Идея возведения двух многоступенчатых жилых домов и символическая концепция «Ворот города» по дороге из аэропорта принадлежала Юрию Туманяну, а проектировала дома его жена и коллега Юлия Скворцова вместе с командой института. Проект получился новаторским для тех времён: ступенчатые, полностью симметричные здания высотой в 24 этажа (70 метров), напоминающие распахнутые ворота. В комплексе были предусмотрены скоростные лифты, квартиры нестандартных планировок с двумя балконами. Новые строительные технологии, а именно переставная монолитная опалубка, позволили добиться ступенчатости здания через каждые два этажа. Также был разработан генплан двух кварталов по обе стороны от проспекта. Однако замысел архитекторов не был осуществлён до конца: Перестройка помешала соорудить запланированные объекты инфраструктуры.

Здание Генеральной прокуратуры

В 1952 году архитектором Войцеховским было построено здание Министерства пищевой промышленности (позже – здание Экономического суда, Апелляционной и Регистрационной палат, а ныне – Генеральной прокуратуры). В отделке фасада, наряду с традиционным для этой местности камнем – котельцом, была применена обожженная цветная керамика. В архитектуре здания прослеживается стремление зодчего использовать национальные архитектурные традиции: резьбу по камню и мотивы народного декоративного творчества.

Примененные при строительстве этого здания профессиональные находки автор неоднократно использовал в других своих проектах. В частности, их можно проследить на жилых домах, возведенных вдоль бульвара Штефана чел Маре.

Гостиница Chisinau

В 1959 году архитектор Роберт Курц разработал проект гостиницы «Кишинэу», и в том же году его детище ударными советскими темпами было возведено и открыто для гостей. По архитектуре гостиничный корпус мало чем отличается от принятого в Советском Союзе стиля пятидесятых. В нем очень высокие потолки, благодаря чему пятиэтажное здание возвышается над окружающими домами, открывая из своих окон великолепный вид на площадь, а также на два «впадающих» в нее бульвара – бульвар Штефан чел Маре и бульвар Константин Негруцци.

Жилой дом “Ромашка”

«Ромашка» имеет 73 метра в высоту, состоит из 22 этажей и 165 квартир. До 1997 года здание считалось общежитием, а потом юридический статус здания переделали в «жилой дом».

В 1980-х годах «Ромашка» была одним из самых амбициозных жилищных проектов города. Странная вытянутая форма, футуристическая «летающая тарелка» на крыше, винтовая лестница внутри и квартиры, расположенные по кругу. Проект самого высокого жилого дома Кишинева принадлежит архитектору Олегу Вронскому и инженеру А. Мариану.

Говорят, что в 1980 году Вронский получил приказ от Министерства строительства спроектировать санаторий для работников министерства. Но история повествует о том, что у министерства были более амбициозные планы: там предполагались быть банкетный зал, кинотеатр, гимнастический зал, библиотека и ресторан на самой верхушке дома, которая бы вращалась вокруг своей оси. Однако сам архитектор разрушил этот миф: во-первых, для ресторана места маловато, во-вторых, ничего крутиться не должно было – четверть века назад в Кишиневе подобных технологий не было.

Еще один миф повествует о том, что «Ромашка» задумывалась, как гостиница и должна была приносить доход в казну. Независимо от того, какой из мифов ближе к правде, «Ромашку» построили и отдали в эксплуатацию для более социальных нужд того времени – под жилой фонд.

Жилой дом на бульваре Штефана чел Маре, 132

Один из популярных проектов архитектора Сергея Васильева, который у всех на виду, – 120-квартирный дом на Штефана чел Маре, 132. Дом начали строить в 1949-м немецкие военнопленные и подняли его за четыре года. Всё в здании поражало воображение. Стены, вместо нынешнего способа «под расшивку», выкладывали «чистой» кладкой, который создавал эффект монолитности. Он достигался тем, что каждый камень притирался специальной теркой и укладывался один к одному. При уйме резных деталей, балконов и лоджий – в фасаде этого дома нет ничто не лишнего. Особая красота заключена в резном карнизе, который покоится на гладкой стене и завершает весь архитектурный объем здания. Шарм дому придают девять «шишек» на парапете здания.

Здание Академии музыки, театра и изобразительных искусств и Artcor

Главный центр притяжения креативной молодёжи, ARTCOR, является частью кишинёвской Академии музыки, театра и изобразительных искусств. ARTCOR состоит из двух корпусов, нового, созданного архитектором Максимом Калужаком на месте гаражей, и отремонтированного крыла старого здания академии.

Здание на улице 31 августа, 137А было возведено в 50-е годы и изначально не проектировалось как учебное заведение. По заданию правительства архитекторы С.В.Васильев. А.Е.Амбарцумян проектировали общежитие Республиканской партийной школы.

Из газетной статьи от 18 июля 1953 года:

«Здание имеет форму буквы «Г». Большая сторона его, т.е. главный фасад длиной 60 метров протянется по улице Киевской. Он решён в простых, лаконичных формах. В центральной части здания расположен главный вход, парадно оформленный четырьми пилонами, доходящими до второго этажа; пилоны облицовываются красным гранитом. В боковых крыльях на высоту трёх этажей устраиваются лоджии, обрамлённые спаренными пилястрами. Полуциркульные окна четвёртого этажа обрамляются цветными керамическими розетками. Завершается этаж богатым карнизом.

В оформлении фасада будут использованы мотивы и приёмы молдавского ноародного здочества. Первый этаж со стороны улиц Киевской и Сергея Лазо намечено облицевать касоуцким камнем, остальные этажи выполнятся в чистой котельцовой кладке.

А здании будет 125 комнат. Каждая комната рассчитана только на двух человек; все. комнаты имеют небольшую переднюю, в которой находится умывальник и вешалка».

Здание кишинёвского вокзала

Во время Второй мировой войны здание вокзала неоднократно разрушалось. В 1941 году его взорвала отступающая Красная армия. В том же году вокзал был восстановлен, так как был необходим для отправки румынской армии в восточном направлении. В 1944 году здание было практически уничтожено авианалётами. По некоторым данным, вина в разрушении вокзала лежит на американских ВВС, произведших ковровое бомбометание и в течение всего одной ночи уничтоживших почти всю старую часть Кишинёва (в настоящее время там располагается бульвар Григоре Виеру, бывший бульвар Ренаштерий).

Вокзал был отстроен заново в 1948 году архитектором Леонидом Чуприным, главным консультантом был выдающийся архитектор Алексей Щусев, а само строительство вели немецкие военнопленные. Стены нового здания были построены из котельца и были облицованы кирпичом. Вокзальный комплекс с тех пор неоднократно подвергался модернизации. В 1976 году к зданию вокзала был пристроен пригородный павильон.

24 апреля 1983 года на здании вокзала были установлены две мемориальных плиты. На них выбиты следующие надписи:

  1. «В честь проводов русских войск и болгарских ополченцев, отправившихся со станции Кишинёв 24 апреля 1877 года для участия в освобождении народов Балкан от османского ига».
  2. «В память о революционной борьбе рабочих и солдат за власть советов в Молдавии 1 (14) декабря 1918 года».

Национального музея истории Молдовы

Одна из важных работ архитектора Шалагинова – восстановление Национального музея истории Молдовы. Землетрясение 1977 г. разрушило несущие конструкции здания, работы по исторической реставрации памятника, начатые в 1979 г. не увенчались успехом по причине сильного разрушения конструкций ХIХ в. В 1980 г. памятник пришлось снести, и на его месте было возведено новое здание, предназначенное для музея.

Новое здание, возведенное по проекту архитектора Владимира Шалагинова в 1980-1989 гг., представляет собой двухэтажный компактный прямоугольный корпус с цоколем. Оно расположено на еще большем расстоянии от улицы 31 августа 1989 года, чем прежнее. Место расположения, план и пространственная структура современного здания существенно отличаются от оригинала. В точности был воспроизведен лишь фасад былого памятника архитектуры.

Здание Национального музея истории Молдовы было сдано в эксплуатацию в 1987 г. В музее располагается двенадцать выставочных залов и диорама (в пространстве между двумя крылами здания). Особенно красивы три купольных зала, декоративное оформление которых воссоздано по проекту актового зала гимназии.

Национальный музей этнографии и естественной истории

Национальный музей этнографии и естественной истории был основан в октябре 1889 года на базе коллекции экспонатов первой сельскохозяйственной выставки Бессарабии по инициативе барона А. Стюарта. Таким образом, является старейшим музеем в Республике Молдова, функционирующим в настоящий момент. Он был сначала Музеем сельского хозяйства, потом Музеем зоологии, сельского хозяйства и народных промыслов губернского земства. С 1926 года — Кишинёвский национальный музей естественной истории, с 1937 года — Областной музей Бессарабии, с 1940 года — Республиканский музей МССР, с 1957 года — Государственный музей истории и изучения родного края, с 1983 года — Государственный музей изучения родного края. С 1991 года музею присвоено его современное имя.

Сначала музей находился в здании губернского земства, но затем был объявлен конкурс, на котором победил проект архитектора Владимира Цыганко. Тогда как раз входил в моду псевдомавританский стиль.

Особенность этого стиля в том, что здание очень напоминает мечеть, но нет минарета и купола (этим объясняется приставка «псевдо»), вместо них просто крыша. Хотя нет, не просто, изумительный витраж никак не подходит под это определение. Так в 1905 году появилось это необычное здание со странными оконными проемами и очаровательным балконом над входом.

Здание музея перенесло и войны, и землетрясения, и при этом витраж остался цел. Объясняется все металлическими пластинами, которыми скреплены между собой его фрагменты, и стеклом, которое снаружи защищает это вполне самодостаточное произведение искусства от капризов природы и неразумности человека.

Telegram