16 декабря 2019

“Театр – это мир иллюзий”: Нику Цуркану о профессии актера и местных постановках

В своем «Мифе о Сизифе» Альбер Камю отводит актеру одну из главных ролей в нарисованной им картине мира. Актер у Камю – путешественник, но путешествует он во времени и в погоне за душами. Всегда многоликий, примеряющий на себя множество судеб, он каждый вечер купается в отблеске славы, самой эфемерной из возможных. Он живет в мире видимостей, которые творит сам и запускает в их мир, чтобы они начинали жить собственной жизнью.  В конце концов, именно судьба актера доказывает, что «нет жесткой границы между тем, чем человек хочет быть, и тем, что он есть».

Каков он, актер сегодня? Что отличает его, тревожит, заставляет каждый вечер примерять на себе новые индивидуальности и оживлять однажды созданных персонажей? Эти и не только эти вопросы мы решили задать Нику Цуркану, одному из самых востребованных актеров Кишинева. Его игра всегда броска и ярка. Он поднимает из небытия искусства образы и делает их осязаемыми. Сегодня он – Родольф из «Мадам Бовари» Флобера, живущий настоящим моментом и не задумывающий о последствиях. Завтра — Дориан Грей из романа Оскара Уайльда, шагающий по просторам рая и ада своей души. А послезавтра — Клегг из «Коллекционера» по Фаулзу, тянущийся к недоступному и убивающий его собственными руками, как бабочку с экзотическим узором на крыльях. Всегда разный, но всегда запоминающийся, Нику согласился приоткрыть занавес на театральным миром и профессией актера.

О семье

Театр был во мне с самого начала. С детства родители поощряли во мне интерес к танцу, музыке, живописи. Поэтому могу сказать, что артистическое начало пришло ко мне из семьи. Мой отец и брат играют, к примеру, на аккордеоне, я — на саксофоне и гитаре. Меня изначально окружала артистическая атмосфера, она-то и определила мою дальнейшую жизнь. Окончив школу, я решил, что поступаю на актера. Один приехал в Кишинев. Так все и началось. О своем выборе я ни разу не пожалел.

Об актере сегодня

Актер сегодня дезоориентирован. Как никогда, он подвержен сильным стрессам, так как вынужден постоянно разрываться на несколько дел сразу. Ему сложно сконцентрироваться исключительно на театре, так как приходится искать дополнительные источники заработка. Но при этом, конечно, его возможности гораздо шире, чем прежде. Сейчас больше театральных техник, свободный доступ к информации в интернете, а в наше время актеру следует быть, в первую очередь, информированным. Он должен много читать, познавать окружающий мир, ему нужно общаться с великими личностями, у которых можно по крупицам взять что-то, из чего потом он выстроит себя. Актерство – это, в первую очередь, работа над собой. Она предполагает постоянное саморазвитие.

О нескольких жизнях актера

Театр дает возможность прожить не одну, а несколько жизней. У актера много душ. Этот опыт очень интересен. Он позволяет тебе  быть несколькими людьми одновременно и не платить за это.

Об искусстве актера

В любом из нас есть зачатки различных личностей. Общаясь с разными людьми, мы проявляем разные стороны своего «я». Никогда не знаешь, где человек настоящий, а где нет.  Добро, зло, эгоизм, человеколюбие — все изначально скрывается в нас, и самое главное найти эти потаенные личности в себе и вытащить их на свет. В этом и заключается искусство актера. Его задача – работать со скрытым и подавленным в себе. Поэтому всегда актуален призыв: «Познай себя».

О работе над ролью

На работу над ролью уходит порядка месяца. Все начинается с текста. Познакомившись с ним, ты начинаешь создавать историю своего персонажа: откуда он происходит, сколько ему лет, какие его любимые блюда, во что ему нравится одеваться. Все эти мелочи потом играют огромную роль в создании образа. Именно они, эти детали, и главные в работе актера. Роль, например, может создать особенный акцент, с которым говорит твой персонаж.

Об иллюзиях

Театр – это мир иллюзий. Не потеряться среди них и сохранить себя непросто, но, попадая в мир театра, ты учишься этому. Конечно, бывает, что актеры остаются заложниками единственной роли, но есть и те, кто каждый вечер показывают себя идеально другими. Нужно обязательно сохранить и себя, и часть роли. Очень эффективна методика Брехта, когда ты играешь как бы от третьего лица. Это абсолютное отстранение от твоего персонажа. Потому что самое сложное – выдержать равновесие между тобой и образом, который ты создаешь.

О ролях мечты

У меня нет роли, которую я бы мечтал сыграть. Роли сами приходят ко мне. Думаю, от жизни не стоит ожидать ничего. Именно тогда она покажется удивительной. Чем меньше ожиданий, тем больше радости. И у меня также нет ролей, которых бы я боялся. Каждая из них — это повод найти в себе новые способности.

О близких и не близких ролях

Из созданных мной в театре образов самый чуждый мне, наверно, — это Родольф из «Мадам Бовари». Понять его мне было сложнее всего. Не близок мне, к примеру, и таксист из спектакля «TOC».  Кто из моих героев ближе? Например, Дориан Грей или Клегг из «Коллекционера».

О масках

Я не согласен с тем, что после нас останется только маска – то, каким общество думало, что мы были, а не то, какими мы были на самом деле. После каждого человека останется то доброе, что он привнес в мир. Ради того, чтобы внести эту часть добра, и стоит жить. Решишься ли ты подарить миру улыбку, поможешь ли ребенку? Именно это остается в памяти других о нас, а остальное не имеет значения. И каждый должен задуматься, что хорошего он может оставить после себя.

Об эгоизме

О себе думать важно, но не менее важно и о людях вокруг. Только выйдя навстречу им, ты сможешь зажить гармонично. Счастье — в круге общения, друзьях, близких тебе людях. Эгоизм – это ложный путь. Он убивает.

О тех, кто отличается

Всегда нужно быть самостоятельным в том, что ты делаешь. Не стоит копировать других, это прямая дорога к поражению. Нужно пытаться быть особенным. Люди любят тех, кто отличается.

О самом драматическом случае, который произошел на сцене

Во время спектакля «Iată femeia pe care o iubesc» я сломал палец, и пока зрители ждали окончания постановки, меня, в свою очередь, поджидала скорая помощь. Однако травма придала моей роли изрядную порцию драматичности. Искусству это пошло только на пользу.

О жизни вне театра

Думаю, вне театра я интересный человек. Тот, который любит жизнь. Актерская игра помогает и за пределами сцены. Театр учит понимать человека, и ты отчетливо видишь, лжет он тебе или нет. Театр – это ведь всегда игра с психическими импульсами зрителя, и после подобного опыта ты очень тонко чувствуешь окружающих.

О популярности современного театра

Популярность современного театра, в первую очередь, определяется темами, на которые он говорит со зрителем. Публике нужно предлагать то, что ее волнует и тревожит именно сейчас. Это может быть, к примеру, проблема наркотической зависимости. Может быть — гомосексуальность. Всегда актуальна тема семьи и взаимоотношений между близкими. Сегодня также очень важно изображение. Эстетика спектакля должна быть хорошо продумана и проработана. Изображение, форма, содержание, тема – в их сочетании секрет успеха и популярности театра сегодня.

О театре в Молдове

Я думаю, театр в Молдове хороший. Хотя бы потому, что мы работаем здесь. В этом городочке, в этой маленькой стране мы сумели создать свой независимый индивидуальный театр и стать лучше национальных.

О гастролях

Больше всего мы были на гастролях в Румынии. Там публика более склонна к театру, чем в Молдове. Люди осознают его важность. Они более начитанные, более интеллигентные. Также нам выпала возможность побывать в Армении. В Ереване нас приняли хорошо, но языковой барьер мешал понимать тонкости постановки, разговорной комедии по «Идеальным незнакомцам» Дженовезе.

О назначении театра

Театр может многое дать нашей стране. В первую очередь, он может обогатить ее духовно и эмоционально. У Гарсиа Лорки есть слова, что театр – самое могучее и верное средство возрождения страны. Он указывает либо на подъем, либо на упадок нации. Театр меняет мир, он способен преображать человеческие судьбы и умы. Театр – словно трибуна, с которой ты преподаешь другим жизненные уроки, как нужно поступать, как не стоит, где правда, а где ложь. Рад, что своей работой я могу как-то изменить к лучшему положение в стране. В этом мне помогает замечательная команда, в которой я работаю. Думаю, сейчас мы одни из тех, кто разрушает стереотипы, меняет театральный мир Молдовы и общество в целом. Мы своего рода новая волна. И это меня очень радует.

Автор: Игорь Корнилов

Подписывайся