Кшиштоф Занусси на RAVAC в Artcor
Telegram

1 октября в рамках II международного кинофестиваля RAVAC Кишинев впервые посетил знаменитый польский театральный и кинорежиссёр, сценарист и продюсер Кшиштоф Занусси. Встреча прошла в пространстве ARTCOR, и зал полностью заполнился внимательными и благодарными кинолюбителями. Модератором беседы между почетным гостем и аудиторией выступил продюсер Серж Заноага. Кинообозреватель Лев Райзман, присутствовавший на встрече, записал основные тезисы Занусси специально для читателей Locals.md.

80-летний Кшиштоф Занусси — обладатель Золотого льва Венецианского МКФ 1984 года за фильм «Rok spokojnego slonca» («Год спокойного солнца»). Кроме этого, он лауреат 62 кинопремий и еще 26 номинаций, включая различные призы кинофестивалей категории А — Каннского и Берлинского.

Кшиштоф Занусси родился в 1939 году в Варшаве в семье итальянского происхождения за три месяца до территориального раздела Польши между СССР и Германией. Изучал физику в Варшавском университете и философию в Яггелонском университете Кракова, а затем окончил в 1967 престижную Национальную киношколу города Лодзь. 

Полнометражный дебют Занусси снял в 69-м, имея опыт в производстве более двух десятков короткометражек и документалок для большого экрана и ТВ. Кстати, избранные фрагменты одной из них — «Smierc prowincjala» («Смерть провинциала», 1968) — он с удовольствием показывал зрителям в Кишиневе, беспристрастно критикуя собственные недочеты. Так, он заявил, что если бы что-то мог  исправить, то точно не стал бы пользоваться объективом с трансфокатором (zoom, «зум») для съемок многих кадров. По его словам, на тот момент единственный доступный и весьма инновационный объектив в Польше был заветной мечтой абсолютно всех кинематографистов. И немедленно дал напутствие современным видеографам и кинооператорам отказаться от съемок с воздуха с использованием квадрокоптеров («дронов»). А также попытался предсказать разочарование их обладателей уже лет через 10.

Модератор встречи Серж Заноага начал с вопросов интернет-аудитории, которые заранее попросил задавать друзей у себя на странице в Facebook. Занусси подтвердил, что никогда не был в Кишиневе, хоть периодически и бывает в Киеве, и любит Одессу. В уходящем десятилетии Занусси неоднократно приезжал в легендарный кинематографический край. В 2010 году — на I Одесский международный кинофестиваль. А фестиваль польского кино, прошедший на Одесской киностудии в 2014, был целиком посвящен 75-летию режиссера. Тогда же Занусси встречался со студентами факультета философии Одесского нацуниверситета. Кстати, в 2009 был награжден почетным знаком отличия Одесского городского головы за личный вклад в развитие мировой экономики, культуры, науки и спорта.

Через Сержа Заноагу кинорежиссер Игорь Кобылянский поинтересовался, знаком ли Занусси с советским молдавским кинематографом. Занусси ответил, что помнит картину о счастливых цыганах — «Табор уходит в небо» (1975) Эмиля Лотяну. «Совэкспортфильм не продавал оригинальные версии фильмов, они все были дублированы на русском языке», — уточнил Занусси, имея в виду и грузинские фильмы, которые вместе с украинскими и молдавскими подавались иностранцам, и полякам в частности, как одно и то же.

На мой вопрос о достойнейших режиссерах и фильмах по его субъективному мнению назвал «Silence» («Молчание», 2016) культового нью-йоркского режиссера Мартина Скорсезе гениальным фильмом («И мне этого достаточно на 10 лет, а на новые фильмы Тарантино я не попадаю, хотя и уважаю его, но раз посмотрел, и хватит»). Но вначале, не поняв вопроса, перечислил (неоспоримо!) лучших представителей российского кино: Александр Сокурова, Андрея Звягинцева и Алексея Германа-младшего. Кстати, Занусси является одним из со-продюсеров (вместе с Дариушем Яблонски, например) фильма Германа-младшего — «Под электрическими облаками» (2014). В целом, Кшиштоф Занусси заметил, что уже достиг того возраста и статуса, чтобы почти ничего не изучать в мировых трендах развития киноязыка.

Выслушав трогательное признание в любви к собственному творчеству от режиссёра и преподавателя Академии искусств Влада Друка, почетный гость констатировал, что именно ради таких тёплых слов и стоит заниматься кино, ответив таким образом на очередной вопрос из зала, и внезапно пригласил Друка и два десятка его лучших студентов с кинофакультета к себе домой в Польшу. Занусси, бодрый, но всё-таки пожилой мужчина добавил: «Приглашаю, и это не шутка, я своих слов на ветер не пускаю».

О детстве и запретах:

«Когда я был ребёнком, спал под книжным шкафом отца. Он запретил в силу моего возраста брать книги, так что именно их я и читал. Например Оноре де Бальзака. У него в произведениях всегда есть такой персонаж: бедный родственник с провинции. Так что, когда я был уже взрослым человеком, вырвался с Польши и попал на Запад, ко встрече со своими дальними родственниками из Италии, а они мультимиллионеры, производят кухни и холодильники, я был готов».

О популярности:

«В 80-м году я пригласил дядю на завершение Венецианского фестиваля — это большое торжество — на сеанс моего фильма «Kontrakt» (“Контракт”), он был главой и всей итальянской семьи, и фабрик. Его посадили с премьер-министром Италии, и там в зале был Федерико Феллини. Лучше не может быть уже! И я подумал, ну наконец они [семья]  поймут, что я тоже чего-то добился. А он, дядя Гуидо, вышел из зала с обычным мыслями, вроде “какое вино сегодня будем пить”. Однако на утро в гостинице за завтраком он увидел меня и воскликнул на весь зал: “Кшиштоф, я и не думал, как ты знаменит!” На что я ответил: “Ты же видел, как мне аплодировал весь зал?!” “Это ерунда”, — парировал тот, — “Когда я вхожу на собственные заводы, все работники тоже мне хлопают. Но посмотри на свежие газеты! Наша фамилия сегодня везде на первых страницах большими буквами! Ты знаешь сколько стоит квадратный сантиметр хотя бы в одной из них”».

О кино на экранах карманных гаджетов, и зачем этим заниматься в век искусственного интеллекта, способного писать и сценарии:

«Я всегда всем советую, если у вас есть возможность не снимать кино, не снимайте. Есть множество других профессий, в которых не хватает рабочей силы: поваров, официантов и т.д. А если вы чувствуете необходимость снимать, то вам уже и нечего объяснять».

О мнении большинства:

«Не забывайте, что большинство всегда во всем не правы. Многие до сих пор мыслят категориями Ньютона, говорю как физик, а мы уже знаем, что они все неправдивы. Это только марксистам казалось, что массы влияют на историю. Процитирую британского историка и философа: пока массы имитируют элиты, общество развивается, а когда элиты начинают имитировать массы это распад».

О судьбе Золотого льва Венецианского МКФ за Лучший фильм 1984 года:

«Он должен быть в клетке, это все таки опасное животное. Когда приз получен, о нем сразу забывают. У меня много животных дома — я живу за городом — среди них две кошки. И они с ним развлекаются, может быть кошка льва не любит и потому сбрасывает вместе с остальными моими наградами. Часто ночью я слышу, как что-то падает. Это кошка победила льва».

О работе вне родины и ко-продукциях:

«Половину картин я сделал заграницей и в совместном производстве. И это синдром того, что мы не метрополия, Польша — край Западной Европы».

О дружбе и музыке в кино:

Я всю жизнь все свои картины, более 40 штук, делал с одним и тем же композитором, моим другом. Он два года назад скончался. А он, к сожалению, писал музыку и для других режиссёров. В том числе и для «Bram Stoker’s Dracula» («Дракула», 1992) самого Фрэнсиса Форда Копполы, совершенно гениальную. А потом — для Романа Поланского, Анджея Вайды, Кшиштофа Кисьлёвского. Можете себе представить, как я его ревновал и ругал: “Как ты смеешь сочинять такую красивую музыку моим соперникам?” “Делай такие же хорошие фильмы как они!”, — отвечал мой друг.

О невероятно насыщенной жизни:

«Я близко связан с Одессой, и есть чувство, что Одесса недалеко. Вчера я был в Киеве, а вечером уже был в Варшаве. Если вам интересно, на этой неделе это, наверное, рекорд моей жизни! От вас я улетаю в Вену. Из Вены — в Прагу. Из Праги — в Тель-Авив. Если я буду жив, значит человека трудно уничтожить».

О возрасте и неистощаемых силах:

«В этом году мне исполнилось 80 лет. И поэтому я с радостью презентую вам себя не только как представителя Польши, но прежде всего как представителя Юрского парка».

О вечном:

«Как узнать, что человек постарел? Если стоимость свечи превышает стоимость тока».

Напоследок маэстро показал фрагмент собственной философской притчи «Serce na dłoni» («Сердце на ладони», 2008) с заслуженным и народным артистом Украины Богданом Ступкой (1941—2012) в роли олигарха. Всю встречу Занусси не выпускал из рук мешочек из прозрачной ткани, где блестели DVD-болванки с его фильмами. Как дефицитный товар в авоське, почти у груди.

В самом финале все присутствующие сфотографировались с мыслителем и творцом и разошлись довольные уникальной возможностью, которую им подарили организаторы еще пока молодого кинофестиваля. До встречи в 2020, RAVAC!

Автор: Lev Riseman

Telegram