26 октября 2019

Кино на выходные: “Дождливый день в Нью-Йорке” Вуди Аллена

В хмурый осенний вечер «Дождливый день в Нью-Йорке» Вуди Аллена — как раз то, что нужно, чтобы почувствовать внутри себя лето. Рассказываем о новом творении классика интеллектуальной комедии, которое возвращает в его фильмографию былую легкость и очарование ненавязчивости.

“ДОЖДЛИВЫЙ ДЕНЬ В НЬЮ-ЙОРКЕ”

Оригинальное название: A Rainy Day in New York;
Год выпуска: 2019;
Страна: США;
Режиссер: Вуди Аллен;
Сценарий: Вуди Аллен;
Жанр: романтическая комедия;
Актеры: Тимоти Шаломе, Эль Фаннинг, Селена Гомес, Джуд Лоу, Диего Луна;
Продолжительность: 92 минуты.

Синопсис:

Над Нью-Йорком дождит. Манхэттен заштрихован легким джазом и мелодиями фортепьяно. Сюда, в главный город планеты, приезжают двое: она, чтобы взять самое амбициозное интервью в своей журналистской карьере; и он, чтобы встретиться еще раз со своей безупречной семьей. Что изменит в них обоих этот затяжной осенний дождь?

Виновен ли Вуди Аллен в совращении одной из своих приемных дочерей или это только фантазии его мстительной экс-супруги, никто толком доказать не сумел. На волне штормов #MeToo это, впрочем, не помешало сделать из режиссера парию: «Дождливый день в Нью-Йорке» положили на полку, а актеры, снявшиеся в картине, покаялись в участии и отдали гонорары на благотворительность. За всей шумихой и спорами о том, как разделять личность автора и его произведения и влияет ли биография творца на его вхождение в канон, все забыли один простой факт: «Дождливый день в Нью-Йорке» — невероятно хороший фильм, без которого в кинематографе будет значительно глуше, а Вуди Аллена уж никак не получится вычеркнуть из числа самых важных режиссеров наших дней.

Его лучшими фильмами последнего десятилетия остаются, пожалуй, «Полночь в Париже» (2011) и «Магия лунного света» (2014) с их романтизацией ушедших эпох, в частности, Века джаза. Именно своими поздними лентами Аллен запустил в кино моду на ретро-стилистику, столь важную для 2010-х. Именно он первым выразил нашу щемящую тоску по канувшему в прошлое миру изящности и его богемному духу. Аллен восславил наш новый Век джаза: 2010-ые словно отразились в 1920-х и оказались разительно похожими на них. Без его последних лент не было бы ни Соррентино, ни «Ла-Ла Ленда», ни воскрешенной любви публики к Фицджеральду, ни даже, как ни странно,«Однажды… в Голливуде» Тарантино. Но история устроена так, что на смену Jazz Age всегда приходят смутные Anni di piombo. Исчезновение голоса Аллена из оркестра кинематографа — словно симптом. Вокруг стало тихо.

Пессимист по мировоззрению, Аллен создал в своем творчестве универсальный антидепрессант. Главные лейтмотивы его фильмов, пьес, рассказов, эссе — поиск надежды и возможность обретения радости в мире, который обречен изначально и который спасти уже не получится. От того, наверно, он и написал свой иронический постскриптум ко всей мировой культуре. Что только Аллен не пародировал в своих работах: русский роман XIX века, античную философию, современный театр, биографии великих художников. Его идеал – всегда человек творческий, и режиссер возлагает на него главную миссию: не поддаваться отчаянию, научиться побеждать пустоту жизни и помочь преодолеть ее другим. Персонажи хрестоматийных алленовских комедий ведут бесконечные умные и заумные беседы, пропадают часами у психоаналитиков, влюбляются, теряют друг друга, ищут смысл жизни, не находят, снова влюбляются. И так — по кругу. В конце концов, не важно, как складывается твоя биография: даже если при рождении ты получил на руки не самые удачные карты, нужно научиться радоваться и получать  удовольствие. В этом помогут, конечно же, джаз, искусство, путешествия. И чуток умных и заумных бесед.

«Дождливый день в Нью-Йорке» — фильм, который способен напомнить о лучших работах мэтра. Конечно, в нем чувствуется усталость и есть место самоповторам, но он настолько легок, бодр и мил, что покоряет сердце зрителя безоговорочно. «Дождливый день…» напоминает безделушку, на которую очень приятно смотреть и которую не менее приятно слушать, хихикая себя под нос.

Сюжет фильма распадается на две параллельные линии, которые формируются вокруг его главных героев: выходца из богатой семьи Гэтсби и его девушки Эшли. В Нью-Йорке, который встречает их непредвиденным дождем, пути пары расходятся:  Эшли берет интервью у культового режиссера и легкомысленно увлекается миром состоятельных мужчин в возрасте; Гэтсби бродит по музеям в надежде не встретить кого-нибудь из своей семьи, в которой «неработающие обсуждают нечитабельное». Джазовые ритмы перекрываются игрой на фортепьяно, персонажи отпускают шутки о Вирджинии Вулф и Хосе Ортега-и-Гассете, как всегда острые и небанальные. Одним словом, перед нами типичный Аллен с его интертекстуальностью и игрой с культурным бэкграундом, но теперь на полтона легче.

Имя героя Тимоти Шаломе напрямую отсылает к одному из самых важных для творчества Аллена текстов, роману Фицджеральда о пути наверх и жестокой плате за собственные иллюзии. Так, в литературной манере, назвала персонажа его мать, поклонница книг «о превращении людей в тараканов и печенье “Мадлен”», подлинную историю которой мы узнаем ближе к финалу и которая срифмуется не только с Фицджеральдом, но и с «Травиатой» Верди. Здесь один из ключей к пониманию «Дождливого дня…», который за всем своим остроумным и легкомысленным фасадом оказывается фильмом о безжалостной цене, которую необходимо заплатить за притязание на положение в обществе. Для многих поздних фильмов Аллена характерно, что их герои добиваются высокого социального статуса, но при этом их тревожит понимание, что они что-то очень важное в жизни упустили. «Дождливый день…» не становится исключением. Фигуры матери Гэтсби и его девушки Эшли в каком-то смысле даже отражаются друг в друге, как подлинник и пародия. В конце возникнет третий двойник обеих, чтобы намекнуть на извечную судьбу хорошенькой девушки в мире богатых и знаменитых. В этом прочитывается прямая реплика на #MeToo, и сейчас кажется не удивительным, что фильм принесли в жертву этой кампании.

Герои «Дождливого дня…», как никогда  прежде у Аллена, юны. Режиссер отсылает нас к неискушенности начала жизни, чтобы напоить этим состоянием ленту и создать контраст реальному положению вещей, которое проступит лишь намеками. Иногда нам всем, уже не юным и искушенным, так не хватает утраченного. «Дождливый день в Нью-Йорке» — словно встреча с собой прежним, когда идеалы еще не были потрепаны.

Прошлый фильм Вуди Аллена, «Колесо чудес» (2017), рисовал развернутую метафору жизни как блестящего парка аттракционов, за мишурой которого — привкус горечи. Декорум показного веселья и огней каруселей оттеняли  неудавшиеся биографии персонажей, чтобы намекнуть нам на иллюзорность наших представлений о жизни. «Дождливый день…» работает по обратному принципу. Это фильм-праздник, яркий и нарядный, он вносит в сумятицу повседневности немного гармонии и путем ирреальной природы искусства делает действительность полноценной. Режиссер в концепции творчества Вуди Аллена — всегда немного фокусник. Искусство — то, что помогает перенести тяготы жизни, но никогда ей неравноценно. Перед нами еще одно представление иллюзиониста, и прелесть этого спектакля в том, что он восполняет нашу всеобщую потребность в невозможном. «Дождливый день…» дает зрителю небольшую дозу противоядия от реальности, так необходимого порой нам всем. Особенно в дождливые осенние дни. Особенно в те из них, которые проводишь не в Нью-Йорке.

автор:  Игорь Корнилов

Подписывайся